Найти тему
ViktorSK68

В самый раз или короткая заметка о бронирование русских дредноутов «Севастополь»

В отношении русских дредноутов и особенно «Севастополей» самым частым является указание на особенную слабость их бронирования, и особенно относительно их ровесников. При этом совершенно часто упускается разница в водоизмещении, на показатели бронирования совершенным образом неукоснительно влияющим. Поэтому в отношении этих значений придётся обращать внимание.

Тем не менее, несмотря на все общие значения 350-200 мм. броня «Кёнигов» вовсе не были неубиваемой против «Севастополей», так как из знаменитая броня была таковой только в половине от заявленной, то есть 50/50 %, как то трёхсаженный (216 см.) по высоте броневой пояс толщиной в 350 мм. надвершался трёхсаженным же (216 см.) броневым поясом в 200-150 мм., в отличии от полностью равномерно бронирования «Севастополем» 225 мм. поясной бронёй на те же 6 саженей (432 см.). (См. Рис. 1, 2, 3)

01. 1914.12 Russia, battleship «Sevastopol» (24000 t. 42.000 hp., 24 kn.. 4x3 305 mm., 16x102 mm., 2x76 mm AA., belt 127-225 mm., deck 12+19+37,5 mm.), coming from Petrograd
01. 1914.12 Russia, battleship «Sevastopol» (24000 t. 42.000 hp., 24 kn.. 4x3 305 mm., 16x102 mm., 2x76 mm AA., belt 127-225 mm., deck 12+19+37,5 mm.), coming from Petrograd
02. 1912 Gangut-class battleship (24.000 t., 42000 ps., 24 kn., 12x305 mm., 16x120 mm., 1x76 mm., 4x450 mm TТ., belt 127-225 mm., deck 75 mm.) protection scheme
02. 1912 Gangut-class battleship (24.000 t., 42000 ps., 24 kn., 12x305 mm., 16x120 mm., 1x76 mm., 4x450 mm TТ., belt 127-225 mm., deck 75 mm.) protection scheme
03. 1911 Großlinienschiff Konig-class battleship (28.600 t., 31000 ps., 21 kn., 10x305 mm., 14x150 mm., 4x88 mm., 5x500 mm TТ., belt 120-350 mm., deck 60-100 mm.)
03. 1911 Großlinienschiff Konig-class battleship (28.600 t., 31000 ps., 21 kn., 10x305 mm., 14x150 mm., 4x88 mm., 5x500 mm TТ., belt 120-350 mm., deck 60-100 mm.)

Даже у «Баварии» набор бортовой брони также был представлен набором 50/50 %, как-то саженный (216 см.) по высоте броневой пояс толщиной в 350 мм. надвершался саженным же (216 см.) броневым поясом, но уже утончавшимся в 250, а затем и в 170 мм. (См. Рис. 4)

04. 1912 Großlinienschiff  SMS «Bayern»  (31.690 t., 35000 ps., 22 kn., 8x380 mm., 16x150 mm., 2x88 mm., 5x600 mm TТ., belt 120-350 mm., deck 60-100 mm.) protection scheme
04. 1912 Großlinienschiff SMS «Bayern» (31.690 t., 35000 ps., 22 kn., 8x380 mm., 16x150 mm., 2x88 mm., 5x600 mm TТ., belt 120-350 mm., deck 60-100 mm.) protection scheme

Примеры стрельб немецких дредноутов на примере Ютландского сражения при Скарерраке 31 мая – 01 июня 1916-го года отменным образом показывают вероятность поражения только 6-дюймовыой бортовой брони, так например на линейном крейсере «Тигр» 11-дюймовые немецкие снаряды оказались неспособны пробить 9-дюймовую броню англичанина. Предполагать что они смогли бы пробить русскую также не стоит. (См. Рис. 5, 6, 7)

05. 1916.05.31 Линейный крейсер «Тигр» (28.430 t. 85.000 hp., 28 kn.. 4x2 343 mm., 12x1 152 mm., 2x76 mm AA., belt 76-229 mm., deck 25-76 mm.)
05. 1916.05.31 Линейный крейсер «Тигр» (28.430 t. 85.000 hp., 28 kn.. 4x2 343 mm., 12x1 152 mm., 2x76 mm AA., belt 76-229 mm., deck 25-76 mm.)
06. 1916.06.01 HMS «Tiger» (28.430 t. 85.000 hp., 28 kn.. 4x2 343 mm., 12x1 152 mm., 2x76 mm AA., belt 76-229 mm., deck 25-76 mm.) Jutland damage diagrams
06. 1916.06.01 HMS «Tiger» (28.430 t. 85.000 hp., 28 kn.. 4x2 343 mm., 12x1 152 mm., 2x76 mm AA., belt 76-229 mm., deck 25-76 mm.) Jutland damage diagrams
07. 1916.05.31-06.01 Ютландское сражение при Скагерраке Royal Navy и Hoch See Flotte Повреждения от снарядов и минно-торпедного оружия
07. 1916.05.31-06.01 Ютландское сражение при Скагерраке Royal Navy и Hoch See Flotte Повреждения от снарядов и минно-торпедного оружия

Подельник и предшественник «Тигра» линейный крейсер «Лёва» («Lion») пострадал значительней, оказавшись при Ютланде под градом 12-дюймовых снарядов немцев, однако при схожем водоизмещении с «Севастополями» он имел чуть большую скорость, но столь же чуть уступал по огневой мощи и бронированию. Тем не менее 13 попаданий 12-дюймовых чемоданов вывели «Лёву» из строя ВМС Его королевского Величества только до 13 сентября. (См. Рис. 8)

08. 1915 HMS «Lion» (26.270 t., 70.000 hp., 27 kn.. 4x2 343 mm., 16x1 102 mm., 2х2 21-in TT., belt 102-229 mm., deck 25-65 mm.)
08. 1915 HMS «Lion» (26.270 t., 70.000 hp., 27 kn.. 4x2 343 mm., 16x1 102 mm., 2х2 21-in TT., belt 102-229 mm., deck 25-65 mm.)

Понятно, что более прочные, но и более медлительные дредноуты возвращались в строй быстрее, причём это вывод верен для обеих сторон, тем не менее прыть возвращения в строй кораблей равновесных «Севастополям» говорит о том, что наши предки не очень то и ошибались с разработкой и строительством дредноутов, не в пример самозваным «покрасневшим потомкам», со строительством дредноутов трижды не справившихся.[1]

А учитывая то, что «Севастополи» вели бы огонь гораздо более тяжёлыми русскими 12-дюмовыми снарядами в 471 кг., чем немецкие 405-килограмовые, да ещё и большим числом снарядов, то положение немецкого противника для хорошо оплаченных им «борцов за светлое будущее» тем более предполагалось не очень радужным. (См. Рис. 9, 10)

09. Russia, Moscow, Poklonnaya Gora, Museum, Obukhovskii Pattern 1907 12-inch (305 mm) 52-caliber naval gun with APC mod 1911 - 1,038 lbs. shell.
09. Russia, Moscow, Poklonnaya Gora, Museum, Obukhovskii Pattern 1907 12-inch (305 mm) 52-caliber naval gun with APC mod 1911 - 1,038 lbs. shell.
10. 1917.04 Unterschriften der Bolschewiki unter der Leitung von Uljanow unter deutschen Bedingungen
10. 1917.04 Unterschriften der Bolschewiki unter der Leitung von Uljanow unter deutschen Bedingungen

Таким образом, встреча «Севастполей» с «Кёнигами» или даже «Бавариями» вовсе не была столь предопределённой, как это преподавалось и навязывалось куда более 70 лет.

[1] «Три подхода III-го Интернационала в СССР за дредноутами» https://dzen.ru/a/Y8U5V0haPkJf9Ex_