Найти тему
Газета «Новгород»

Заменить счётчики и оформить кредит: как мошенники наживаются на новгородцах

Россияне хорошо знакомы с правилами кибербезопасности: большинство людей осведомлены о том, что не стоит переводить деньги неизвестным, сообщать им свои персональные данные или пароли из СМС. Но, несмотря на это, мошенникам всё же удаётся обманывать граждан. И новгородцы, к сожалению, по-прежнему в числе жертв аферистов. Почему люди верят неизвестным, остаётся загадкой. Примечательно, что один и тот же гражданин может не единожды попасться на удочку злоумышленников. По каким схемам обманывают людей, и что предпринять, дабы не попасться на уловку, интернет-газета «Новгород» выяснила, побеседовав с правоохранителями.

Весточка из-за рубежа

Как раз на днях в Великом Новгороде в здании городского УМВД состоялся брифинг, посвящённый итогам работы правоохранительных органов в 2024 году. Результаты оперативно-служебной деятельности за 9 месяцев озвучил полковник полиции Сергей Максимов, начальник УМВД по Великому Новгороду. Особое внимание он уделил телефонному мошенничеству и хищению компьютерной информации, – они в списке самых распространённых имущественных преступлений.

В целом, оперативная обстановка в Великом Новгороде улучшилась. В сравнении с 2023 годом, в городе сократилось количество разбоев, краж и грабежей. Также удалось сохранить тенденцию к снижению количества тяжких преступлений. Отметим: раскрываемость в приоритетных направлениях достигла 100%. Однако, было зарегистрировано 933 факта неправомерного доступа к компьютерной информации. Если сравнивать, то в 2023 году таких преступлений было не более 150.

«Что примечательно, 57% потерпевших – работающие люди, граждане пенсионного возраста составляют 31%», – подчеркнул Сергей МАКСИМОВ.

Он также добавил, что мошенники, как правило, находятся на территориях других государств.

Раскрывать подобные преступления непросто, и основной упор в данном случае делается на профилактику. Сегодня представители ведомства вместе с народными дружинниками проводят в городе акции, рассказывают новгородцам о дистанционном мошенничестве и телефонных аферистах.

О мошенниках предупреждают полицейские, представители банков и СМИ, по городу висят баннеры с соответствующей информацией. Но, несмотря на это, граждане продолжают попадаться на уловки злоумышленников и в итоге теряют свои сбережения.

«Новгородцы лишаются квартир, машин и денег. Где-то злоумышленники воздействуют эмоционально: иногда они переходят на повышенный тон, в иных случаях говорят спокойно и рассудительно», – пояснил Сергей Максимов.

Сергей Максимов: «Любые предложения по телефону и СМС от незнакомых людей нужно подвергать сомнению».
Сергей Максимов: «Любые предложения по телефону и СМС от незнакомых людей нужно подвергать сомнению».

Все сферы плюс медицина

Подробнее о схемах мы узнали в беседе с Сергеем Ивановым, заместителем начальника следственного управления УМВД России по городу Великий Новгород.

Преступность в сфере информационных технологий не стоит на месте. Некоторые виды мошенничеств забываются (например, скрининговые устройства на банкоматах), другие только появляются, отмечает наш собеседник.

Так, в последнее время злоумышленники всё чаще пытаются взламывать личные кабинеты граждан на портале Госуслуг. Предлоги могут быть любыми: перерасчёт пенсии, истечение срока договора с мобильным оператором. Главное – заставить жертву сообщить коды и получить доступ к их персональным данным.

«Аферисты часто представляются сотрудниками мобильных операторов, сообщают об истечении срока действия сим-карты и предлагают назвать код из СМС-сообщения, чтобы продлить договор автоматически», – рассказывает Сергей ИВАНОВ.

По аналогичной схеме они могут представляться работниками коммунальных служб или пенсионного фонда, сообщать о социальных выплатах, либо о замене счётчиков, и под разными предлогами выманивать у людей заветный пароль.

Из нового – недавно злоумышленники начали представляться сотрудниками сферы медицины и запрашивать не только цифры из СМС, но и номер СНИЛС.

«Что касается лже-представителей операторов сотовой связи, то тут важно помнить: СИМ-карты и договоры бессрочные. Они будут действовать, пока сам человек не обратится в офис с заявлением о расторжении», – акцентирует Сергей Иванов.

В чём смысл?

Почему же нельзя сообщать пароль из приходящего сообщения? Дело в том, что это код, подтверждающий вход в личный кабинет Госуслуг и смену пароля. С его помощью злоумышленник получает доступ к персональным данным собеседника, всем его документам. После этого, например, преступники могут оформить на потерпевшего кредиты в микрофинансовых организациях.

Мошенники действуют и по иной схеме: они звонят потенциальной жертве, заявляют об оформлении больших займов и предлагают взять «зеркальный кредит», после чего положить деньги на «безопасный счёт».

«Банковские организации с каждым клиентом разговаривают на эту тему, спрашивают, для каких целей те берут кредит, не общались ли они до этого с третьими лицами. Люди даже пишут заявления, в которых сообщают, что не находятся под каким-либо воздействием, берут кредит добровольно. Говорят, что деньги им нужны якобы для ремонта машины или на лечение. Мошенники убеждают людей врать, заставляя думать, что банковские работники сами являются преступниками, которые хотят завладеть их деньгами», – объясняет Сергей Александрович.

Сергей  Иванов: «Это новый вид преступности. Правоохранители делают всё  возможное, чтобы обезопасить людей, но и мошенники не стоят на месте».
Сергей Иванов: «Это новый вид преступности. Правоохранители делают всё возможное, чтобы обезопасить людей, но и мошенники не стоят на месте».

Здесь также важно помнить, что у банков есть свои службы безопасности, которые несут ответственность за сохранность денежных средств на счетах своих клиентов.

«Покажите-ка экран…»

Нередко граждане лишаются денег, доверившись якобы представителям правоохранительных органов. Выдавая себя за работников прокуратуры, следственного комитета или МВД, злоумышленники убеждают людей в том, они являются участниками подозрительных финансовых операций, что с их банковских счетов деньги уходят на поддержку вражеских сил. Люди начинают переживать, под диктовку аферистов переводят деньги на «безопасные счета».

Иногда злоумышленники пользуются видеосвязью, спрашивают собеседников о странных звонках и просят проверить сообщения. При этом они убеждают их активировать функцию демонстрации экрана, чтобы увидеть, какие коды от банков приходили человеку ранее.

«Поэтому не стоит общаться с представителями каких-либо структур в мессенджерах. Также нужно помнить, что следственные действия никогда не проводятся заочно, по телефону. Никакого дистанционного оформления документов нет. В подобных случаях лучше повесить трубку, а затем связаться с участковым или обратиться в местный отдел полиции», – рекомендует Сергей Иванов.

Кто Вы по званию?

Нередко мошенники взламывают аккаунты руководителей различных организаций или пишут с аккаунтов-двойников. Они рассылают всем контактам сообщения, в которых сообщают о сборе средств на какие-либо нужды.

Наш собеседник признался, что ему самому не раз звонили мошенники, которые представлялись… сотрудниками правоохранительных органов.

«У них, видимо, есть шаблон, по которому нужно строить диалог, и когда возникают дополнительные вопросы про звание или место работы, они начинают путаться и теряться», – делится Сергей Александрович.

И хотя профилактическая работа с гражданами проводится на высоком уровне, и про телефонных аферистов знают многие, мошенники каждый раз изыскивают новые способы обмана людей.

«К сожалению, встречаются люди, которые попадаются неоднократно», – добавляет собеседник издания.

Этому виду преступности подвержены все слои населения, вне зависимости от возраста, образования и статуса. Поэтому важно всегда быть бдительными и с сомнением относиться к тому, что говорят неизвестные по телефону.

Текст: Дарина Ярина

Фото из архива редакции, Людмилы Степико и автора