Банк России сообщил о недобросовестных практиках в сфере автокредитования, которые могут привести к увеличению расходов, введению потребителей в заблуждение и нарушению их законных прав.
Среди таких практик выделяются следующие:
- Продажа дополнительных платных услуг, от которых отказ не гарантирует полный возврат средств. Например, клиенту навязывают услугу независимой гарантии погашения кредита при увольнении. Такая услуга считается оказанной сразу после оформления, и вернуть за неё деньги в течение предусмотренного законом 30-дневного “периода охлаждения” невозможно.
- Исключение дополнительных услуг из заявления о выдаче кредита. По мнению ЦБ, это лишает заемщиков права воспользоваться предусмотренными законом гарантиями, так как информация о платных услугах не предоставляется должным образом. Клиент, не зная о покупке дополнительных услуг, лишён возможности отказаться от них в дальнейшем.
- Скидки на автомобиль с условием покупки в кредит или приобретения дополнительных услуг. Если заемщик впоследствии отказывается от таких услуг или досрочно погашает кредит, продавец может потребовать вернуть скидку.
- Неправомерные консультации, в ходе которых сотрудники банков или автосалонов утверждают, что скидку на автомобиль можно получить только при условии покупки в кредит, что досрочное погашение кредита невозможно, или что вместе с кредитом обязательно нужно приобрести дополнительные услуги.
- Навязывание услуг с завышенной стоимостью, когда аналогичные продукты можно найти значительно дешевле или даже бесплатно. Автодилеры и банки вынуждают клиентов приобретать их в рамках автокредита по завышенной цене.
Банк России рекомендовал кредиторам отказаться от этих практик и напомнил потребителям о праве выбирать только те услуги, которые им действительно нужны. Также покупатели могут отказаться от дополнительных услуг в течение 30 дней после заключения договора и выбрать страховую компанию самостоятельно. В случае, если кредитор нарушает эти права и не возвращает деньги, потребители могут обратиться с жалобой в Банк России, Роспотребнадзор или в Службу финансового омбудсмена.
Регулятор также намерен распространить на автокредитование практики, которые с 1 января будут применяться в ипотечном кредитовании, — стандарт кредитования. В рамках этого стандарта банки и автосалоны должны будут избегать навязывания нежелательных услуг. Таким образом, ЦБ планирует пресечь те практики, от которых сейчас покупатель не может отказаться по закону.