Найти тему
Муравьед

Мистическая Аленушка, или как современное искусство проявляется в русской народной культуре.

Русская народная культура, несомненно, является одной из самых богатых и удивительных. Она зарождалась на просторах древней Руси и сплеталась из различных этнических элементов, традиций и обычаев. Песни, танцы, вышивка, роспись, кукольное искусство — всё это составляет неповторимую часть нашей идентичности.

Однако сегодня, в эпоху развития цифровых технологий и массовой культуры, люди всё меньше обращают внимание на культурное наследие. Традиционные мотивы отступают на задний план, уступая место современному взгляду новых поколений.

Можно сказать, что народное творчество стало своего рода андеграундом — скрытым кладезем для истинных ценителей, которые продолжают сохранять и передавать традиции своих предков.

Совсем недавно я нашла телеграм-канал Юлии (@kangusha). Меня привлекли её необычные иллюстрации, посвящённые фольклору. Вы когда-нибудь видели демонических девушек в традиционных костюмах? Лично я — нет. Меня очень зацепил её уникальный и свежий взгляд на наше историческое прошлое.

Юлия Кузнецова — 2D artist в gamedev (дизайнер игр) индустрии. Она художник-универсал, но в своём творчестве предпочитает создавать мрачные и хтонические арты . На данный момент Юля работает над созданием целого арт-проекта под названием «Уезд сотни невест», про который я вам расскажу чуть подробнее.

– В чем заключается идея арт-проекта «Уезд сотни невест»?

В глобальном плане идея заключается в репрезентации русской культуры, как предмета для вдохновения, творчества и изучения. 

Мы привыкли к двум крайностям, когда речь заходит о русском народном костюме: либо это узкоспециализированный контент, рассчитанный на узкий круг энтузиастов, — научные репортажи, исторические мероприятия и т. п., — либо поверхностная, «клюквенная» интерпретация [2]. Сейчас, как никогда, актуальны проекты, которые оживляют забытые культурные феномены – старинные ремесла, фольклор – и даже превращают их в успешный бизнес. Это греет душу!

У меня эта история началась в 2021 году, когда я начала интересоваться крестьянским костюмом. Стала коллекционировать книги про одеяния того времени, бывало, что охотилась за редкими изданиями. Позже у меня появилось желание отразить все это в зарисовках. Все-таки я 2D-художник.

Так постепенно стал зарождаться мой проект. Я хотела создать что-то уникальное, основываясь на красоте традиционной одежды, не меняя ее дизайн, а только транслируя через свое видение богатство костюмов разных регионов.

Каждый раз стараюсь делать это очень трепетно, с вниманием к каждой детали.

-2

– Почему ты выбрала именное такое название для своего проекта?

Быть невестой на Руси – это находиться в состоянии перерождения.

Согласно крестьянской традиции, в жизни женщины есть три ключевые точки: рождение, свадьба и смерть.

Если с началом и концом всё понятно, то что находится посередине? Свадьба издревле считалась ритуалом смерти и перерождения. Девушка умирает и становится замужней женщиной. Все свадебные ритуалы направлены на переживание «смерти»: девичник, белое платье, перенос женщины через порог дома и т.п. Это целая огромная система, которая отчасти сохранилась и по сей день, но в сокращённом варианте и без понимания смыслов.

Быть невестой — значит быть на грани, быть по ту сторону. А значит, обладать неписаной силой, нечеловеческой.

Большая часть моих девчонок изображены в свадебных нарядах, в свадебных головных уборах, и это неспроста. Они обладают силой, потому что они УЖЕ по ту сторону.

У каждой из них был свой мотив на женитьбу, но так уж вышло, что они все невесты Чёрта. И только доблестный герой сможет избавить от недуга каждую из них.

– Я заметила, что у тебя очень много женских образов, но так мало мужских. Почему?

Мне больше нравится женский костюм. Мужчины в уезде тоже есть, но я их не так часто показываю, пока не пришло время раскрыть все карты.

– Ты сама пишешь истории про своих героев?

(Важно понимать, что коллекция «Уезд сотни невест» — это не просто сборник персонажей в одном стиле. Каждое полотно показывает отдельного героя, являющегося частью единой вселенной. Об этом говорят нарративные комментарии Юли к некоторым работам)

Да, но я бы с радостью согласилась на постоянного соавтора, потому что и рисовать, и думать над сюжетами одновременно довольно сложно. На данном этапе мне помогают продумывать лор [3] на уровне советов и обсуждений, за что я очень благодарна. 

Внешний вид персонажей почти всегда создаётся в соответствии с историческим костюмом. Мне нравится, когда удаётся максимально раскрыть концепцию через визуальное оформление.

Например, можно посмотреть на мой концепт Ульяны. Это двухметровая полуптица, появившаяся из золотого яйца. У неё пёстрое оперение, и она носит костюм тульской области с сорокой. Она довольно неуклюжая и странная, но безумно очаровательная и пугающая.

– Сколько времени у тебя уходит на одну иллюстрацию?

На полноценную работу уходит от 10 до 30 часов, а то и больше, если мы говорим про полноценную работу. К сожалению, я очень медленно рисую. Больше всего времени уходит на детализацию, которая зачастую даже незаметна. Орнаменты на одежде и кокошники — это настоящий ад, потому что они сами по себе произведения искусства и, если рисовать прям идентично, то можно засесть и на 10 часов. Текстуры тканей, кожи – все это требует времени. 

– Ты бы могла выделить кого-то из своих персонажей? Почему?

(Автор еще не анонсировал данного персонажа в своем проекте)

Этот персонаж – одна из ведущих фигур приквела«Уезд сотни невест». Наследник богатого дворянского рода, который однажды собрался и решил, что пришло время отправиться на поиски невиданных чудес.

-3

Для меня он олицетворяет все прагматичное и приземленное. Как представитель образованной аристократии, ознакомленный со всеми достижениями науки, его сложно убедить в существовании чего-то иного, неизведанного. Он сталкивается с ликом глухой деревни, которая всегда была больше про духовность, про магию и мистику. Это, можно сказать, противостояние души и разума, города и деревни.

Мне очень импонирует этот персонаж, потому что он способен меняться, не гнушается запачкаться во имя знания, во имя своей цели. 

– Ты сейчас пишешь огромное масляное полотно, связанное с проектом, будет ли оно выставлено на продажу или для тебя это что-то личное?

Для меня живопись - это священное, я очень трепетно к этому отношусь. Не уверена, что в ближайшее время буду ее продавать. С такими работами очень сложно расставаться, но возможно, однажды я решусь.

– Какие у тебя планы на проект в дальнейшем?

В планах – выпустить комикс, артбук и сопутствующие материалы. Пока не хочется сильно загадывать, чем конкретнее планы, тем понятнее, как их реализовать.

– Как ты относишься к критике своих иллюстраций?

Негативные комментарии мне пишут редко, возможно, потому, что я не стремлюсь работать на большую аудиторию и обитаю в “тележке”, где на меня подписываются и за мной наблюдают люди, которым заведомо нравится то, что я делаю. Я стараюсь ограждать себя от потенциально болезненных вещей, и принимаю критику только от людей, которые заказывают у меня арты, от моих преподавателей и от коллег и лидов по проекту (т.е. от людей, с которыми мы работаем на одно общее дело).

– Как ты отнесешься к тому, что кто-то позаимствует твою идею и начнет создавать что-то похожее? 

Я только за, мне очень импонирует эта идея. Контента в сеттинге русской культуры мало никогда не будет, каждый автор индивидуален и в рамках своего творчества создает уникальный продукт, если это не слепое копирование, конечно.

– Какие книги ты могла бы посоветовать человеку, который хотел бы познакомиться с русским народным творчеством поближе?

Рекомендую приобрести книгу "Народные костюмы губерний России из коллекции Н. Л. Шабельской" от Государственного исторического музея. В ней прекрасные фотографии и интересный текст, без лирики, структурированный и удобный для чтения. Это отличный путеводитель в мир костюма, а также шикарная коллекция 19-го века от Шабельской.

В издательстве "Бослен" можно найти прекрасную серию книг о костюмах, кокошниках, юбках-поневах и сарафанах. Каталоги с фотографиями и небольшими очерками на эту тему могут стать кладезью для коллекционеров. 

Для любителей искать сокровища на Авиторекомендую книгу Мерцаловой "Поэзия народного костюма", которая содержит шикарные постановочные фотографии из 70-х годов. Хотя текст книги может показаться приторно-художественным.

Если вы интересуетесь фольклором, то обратите внимание на работы Владимира Проппа, который представил исследовательский материал по сюжетам, содержанию и персонажам сказок. Также рекомендую ознакомиться с работами Светланы Адоньевой, чей авторский стиль письма и интересные тексты про обычаи и фольклор поражают своей красотой. Настоятельно рекомендую!

– Отражается ли в обыденной жизни твоя любовь к русскому народному творчеству?

Я увлекаюсь покупкой антиквариата для реставрации, и иногда приобретаю цацульки от мастеров, работающих в старинных техниках. Конечно стараюсь делать это разумно, чтобы не превратиться в Надежду Бабкину раньше времени, хотя очень хочется.

Русский фольклор является настоящим культурным кладезем, наполненным мудростью и традициями наших предков. В нём заложены глубокие символы и архетипы, оказывающие влияние на наше мышление и поведение.

Сказки, былины, песни — всё это часть «богатой» русской культуры. Именно поэтому так важно не забывать о своих корнях и истории, делающей нас уникальными. Открыть мир русского фольклора — значит открыть для себя новый путь к пониманию своей личности и мира в целом.

Поэтому давайте вместе узнавать этот магический мир, чтобы он не канул в лету, а стал источником вдохновения и мудрости для нас и будущих поколений.

Русский фольклор будет жить и сохранять актуальность, если только мы научимся видеть его скрытую красоту и глубинный смысл.

-4

[1] Хтонические арты — это рисунки на тему «хтонической природы», олицетворяющей дикую природную мощь земли и относящейся к подземному царству.

[2] «Клюквенная интерпретация» — это термин, обозначающий вымыслы, ложные стереотипы, искажённые представления, вздорные и нелепые выдумки.

[3] Лор — это фоновая информация о мире игры, его истории, культуре, традициях и других деталях. 12 Всё, что рассказывает о выдуманной вселенной, но не относится к непосредственному сюжету. Понятие лора может использоваться и в других контекстах, например, в книгах в жанре фэнтезиили фантастики. В этом случае он помогает читателю понять мотивы происходящего и «правила игры» у героев.

jane'sbeast