Цель книги - помочь учителю начальных классов организовать работу по развитию речи младших школьников, их творческих способностей, основ речевого поведения. По каждой теме даны краткие методические рекомендации, разнообразные задания и занимательные отрывки из детской литературы. Книга может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям учащихся начальных классов
- Сядем на пригорке, да расскажем скороговорки
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня
- Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь
- Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку
- Был тупогуб тупогубенький бычок. У быка была губа тупа
- Бобры храбры идут в боры; бобры для бобрят добры
- Проворонила ворона вороненка
- Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку
- Варвара караулила цыплят, а ворона воровала
- У ежа и елки иголки колки
Кроме уже знакомых нам скороговорок, в этой книге есть немало других примеров, и, в частности, стихотворение С.Михалкова "Сашина каша", первую строчку из которого мы и сделаем скороговоркой дня:
Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша...
Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, —
Как люди говорят, —
Наш Саша так корежит,
Что сам понять не может:
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймешь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налета
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.