Франсис Нганну вновь ошеломил нокаутом - перевел Ренана Феррейру, а затем забил на земле страшными по силе ударами. Это был его первый бой в PFL и первый бой по правилам ММА с января 2022-го. Нганну ушел из UFC, чтобы стать свободнее, чтобы иметь возможность выступать по правилам бокса. И в PFL ему предложили приемлемые условия. В итоге Франсис вышел против Тайсона Фьюри и Энтони Джошуа, заработал огромные деньги, а теперь и успешно вернулся в ММА.
Едва ли не у каждого бойца есть своя драма, но Нганну - особый случай. Он бежал из Камеруна, преодолев огромные трудности попал в Евросоюз, нищенствовал на улицах Парижа, только в 27 лет начал заниматься ММА. Весной этого же года, вскоре после поражения нокаутом от Джошуа, Франсиса настигло горе - умер его 15-месячный сын Кобе.
В сентябре, в родном камерунском городке Батье, Нганну дал большое интервью ведущему спортивному изданию Франции - L'Equipe. О знакомстве с Криштиану Роналду, боксе, смерти сына, жизненных приоритетах. Приводим текст полностью.
"Болтали с Роналду у бассейна 40 минут. Честно говоря, не осмелился попросить у него номер телефона"
- Ни одного боя в ММА с января 2022 года, два боксерских поражения, включая глухой нокаут, травма колена, возраст… Вы все еще заслуживаете прозвища "Хищник"?
- А когда этот вопрос мне не задавался? Я слышу это с тех пор, как начал выступать. В 2015 году были сомнения в моей способности стать бойцом UFC, затем - в том, смогу ли я доминировать в бою с таким громким именем, как Стипе Миочич, и стать чемпионом мира в тяжелом весе, потом - в моих шансах против Сирила Гана... Якобы у меня нет ни борьбы, ни кардио. Так же было, когда меня собирался выкурить Тайсон Фьюри, чемпион в боксе... Люди любят такую болтовню. Но это фарс, который длится слишком долго. Человек - он вечно неверующий.
- Сейчас вам 38 лет. Вы были бедняком, покинули свою страну, пересекли Сахару, Марокко, через Испанию попали в Париж, а сейчас бьетесь за гонорары в 10 миллионов долларов на глазах миллионов людей. Откуда тут взяться голоду при выходе в клетку или ринг?
- А вы как думаете, почему большие люди становятся еще больше? Эта разница в уровне жизни никак не меняет моей цели. Все, кто в чем-то преуспевает - бизнесмены, спортсмены, художники... Они с самого начала следуют за нитью, которую не хотят рвать, которую берегут, чтобы она никогда не порвалась. Несмотря на триумфы, славу, богатство, они никогда не отпускают ее - эту веточку. И я такой же. Со временем я понял, что последовательность и нескончаемое желание - ключ к успеху. Некоторые говорят мне: "Франсис, все хорошо, ты уже добился достаточно многого, уже можно остановиться!" Но закончил? Я еще не закончил свое путешествие.
- В 2017 году вы сказали: «Места в социальном лифте не так много, так что надо быть уверенным, что он тебя куда-то доставит». Куда тебя привез этот лифт?
- Работает хорошо, скорость крейсерская. Но наверху его еще можно отключить... Я остаюсь кочевником. Но я уже не тот кочевник, что десять или пятнадцать лет назад. Теперь я летаю на самолете из Персидского залива в Соединенные Штаты, а из Камеруна - в Париж. Но самое важное не то, куда я иду, а само мое путешествие - которое определяет, кто я, что мне даст этот мир. Это очень увлекательное исследование. Ни одно место на этой Земле не заставит меня сказать: "Все, я останусь здесь, тут я могу присесть!" Идеальное же воплощение того, о чем я говорю, - Криштиану Роналду.
- Он тоже родился в крайне бедной семье - на Мадейре. Вы с ним виделись. Расскажите об этой встрече.
- Он чемпион среди чемпионов, уникальная единица на Земле. Мы встретились в январе 2023 года в Рияде. Я бы не удивился, если бы он не знал, кто я. Но мне сказали, что Криштиану будет рад меня видеть. Могу ошибаться, но уже где-то через пять минут я оказался с ним и его семьей у бассейна. Мы болтали минут 40. Он также опубликовал нашу совместную фотографию в Instagram (фото собрало 13 миллионов лайков. - Прим). Это согрело мое сердце. Я получил тысячи сообщений!
- Что запомнилось из вашего разговора?
- Он большой фанат ММА, который встает по ночам, чтобы посмотреть мои бои. Он знает сюжет, кто мои оппоненты. Он очень увлечен техникой и стратегией [ММА]. Признание такой иконы меня тронуло.
- Роналду также появился в трейлере вашего боя с Тайсоном Фьюри.
- Я не считаю себя равным Криштиану Роналду. Он намного выше меня. Честно говоря, сначала я не осмелился спросить у него номер телефона. Тем не менее я узнаю в нем себя - недосягаемый, который ведет жизнь мечты. Однако из-за этого ярлыка в тени остается наша личная история, откуда мы родом, какие усилия приложили. Судьба Криштиану неслучайна - он интеллигентный, думающий человек. Все начинается со взгляда на жизнь, с необычайной воли. Чтобы стать архитектором своей жизни, вы никогда не должны переставать чего-то хотеть.
"UFC больше не нуждаются в звездах. Ведь звезды - это противоборствующая сторона"
- Что вам дает PFL по сравнению с UFC, организацией, которую вы покинули в январе 2023 года?
- Мой голос, наконец, имеет значение. Мой опыт бойца высокого уровня, мои идеи учитываются. Я связан со стратегией PFL, возглавляю его африканское отделение. Мне удалось добиться того, чтобы Африка стала полем деятельности ММА. Раньше у меня не было ни логистики, ни средств для создания сложной системы скаутинга и обучения. В Африке есть как девочки и мальчики необыкновенного телосложения, и мы должны помочь им стать воплощением нового поколения бойцов.
- Благодаря PFL вы также меняете и экономические правила игры. Каждый бой вам должен приносить в 10, а то и 20 раз больше, чем в UFC. Ваш гонорар за бой с Ренаном Феррейрой составит около 10 миллионов долларов.
- Без PFL я мог стать голым королем, лишенным самого дорогого для меня: возможности биться. За мой последний бой в UFC против Сирила Гана я получил 600 000 долларов. Потом UFC предложил мне 5 миллионов долларов [за каждый бой] при условии, что я продлю контракт. Бог знает, насколько сильно мне тогда были нужны деньги, но я отказался. Сказать "Да" стало бы пощечиной моей гордости. Я больше не мог быть во власти желаний UFC.
- Насколько плохо с вами обращались?
- UFC хорошо относится к немногим бойцам. Мой эксклюзивный контракт ко всему меня обязывал и ни на что не давал права. Мне навязывали оппонентов - на определенные даты. В зависимости от того, что ты ответишь - "Да" или "Нет", руководство могло отложить бой. Чтобы зарабатывать на жизнь, мне нужно было проводить бои минимум два раза в год. И они поставили меня в положение просить у них драться. Когда эти люди оказывают услугу, она должна быть компенсирована в сто кратном размере. Этот финансовый шантаж оказал слишком сильное влияние на мою жизнь! Я указал на эти злоупотребления, и UFC это не понравилось.
— После вашего ухода из UFC Дана Уайт постоянно обесценивает PFL и уровень бойцов этой лиги. Ваша реакция?
- Он всегда был очень высокомерным. UFC изменил свою философию. Первоначально UFC существовал благодаря своим звездам. Те дни прошли. Будучи собственностью транснациональной корпорации, UFC больше не нуждается в них, ведь звезды представляют собой противодействующую силу. Бренд UFC хочет быть единственной звездой, а все должны работать ему на благо. Это монстр, который как вампир впился в своих бойцов. Наевшись вашей кровью, он выбросит вас в яму.
- Сможет ли PFL составить конкуренцию UFC?
- Рынок огромен и становится только больше. Каждый получит свою долю пирога. Но наступит день, когда ПФЛ будет на равных в бизнесе с UFC, потому что она приняла более разумную и более гибкую стратегию [чем UFC]. Хедлайнеры нужны всем видам спорта: футболу, Формуле-1, баскетболу, гольфу... Боксу тоже! Когда дерется мегазвезда Канело Альварес, никто не упоминает название организации, которая проводит это мероприятие. Промоушен сосредоточен на Канело, потому что именно его хочет видеть публика. Его имя красуется на плакате.
- PFL дала вам время на реализацию проекта, который всегда был вам близок: бокс. Сначала бой против Тайсона Фьюри, затем - против Энтони Джошуа.
- Эта свобода имеет решающее значение. С того момента, как я покинул UFC, для меня не могло быть и речи о том, чтобы связать себя исключительно с одной организацией. Я больше не хотел быть лишенным возможности заниматься боксом, который остается моей главной страстью.
"Они хотели, чтобы в бою с Джошуа я спал. Хорошо продуманный обман"
- 8 марта Энтони Джошуа нокаутировал вас во втором раунде. Как оправились морально и физически от этого жестокого поражения?
- Такое может случиться, когда на ринг выходят два сильных человека. Один упадет на землю... Джошуа может нокаутировать кого угодно. Я много думал о том, что произошло тем вечером в Эр-Рияде. Это был красивый развод... И все это было сделано, потому что я считался угрозой.
- Можно конкретнее?
- Давайте придерживаться фактов. Этого боксерского вечера ждали миллионы людей, и в течение недели были запланированы различные встречисо СМИ. Обычно они занимают час. Но меня каждый раз задерживали на полтора часа. Несколько дней подряд. Каждый раз перед нами извинялись, но на следующий день все повторялось. Тогда я не видел в этом вреда, но на самом деле он был серьезным. Мой тренер Дьюи [Купер], привыкший к таким большим боксерским соревнованиям, был сильно возмущен.
- По вашему мнению, это было преднамеренно?
- Подождите! Мне сказали, что бой назначен на час ночи. Я выехал на Kingdom Arena около 22:30. На месте узнал, что в конечном итоге бой будет в 1 час 45 минут. Хорошо, небольшая задержка, бывает. Но когда в 1:35 ночи я увидел, что телевизионщики снимают приезд Джошуа, то понял, что происходит что-то подозрительное. Ему сказали реальное время начала боя. В итоге я провел как минимум четыре часа в раздевалке. Я, а не он! Кроме того, по мере приближения боя я чувствовал себя странно, потел, хотел спать. Я почти два месяца готовился в Саудовской Аравии из расчета, что бой начнется в час ночи. Мои внутренние часы сбились. Несколько недель подряд в 3:30 ночи я уже лежал в постели. Они хотели, чтобы я спал на ринге, хорошо продумали свой план.
- И вы проиграли.
- Я бы не пошел на все эти неприятности, если бы не представлял угрозу лучшим. Моя способность противостоять Фьюри пятью месяцами ранее удивила очень многих людей... Я свободный электрон из ММА, не принадлежу к их миру [бокса] и соревнуюсь с великим чемпионом. Я поставил под угрозу [боксерский] бизнес! К сожалению, ужасное событие в моей жизни сделало этот эпизод очень банальным...
"Бокс - это развлечение. Реальная жизнь гораздо жестче..."
- Вы о внезапной смерти вашего сына Кобе семь недель спустя.
- Честно говоря, с 27 апреля я больше не думаю о вредном контексте моего поражения от Джошуа. Когда ты теряешь ребенка, остальное уже не имеет значения. Бокс – это спорт, развлечение, но реальная жизнь может быть гораздо жестче и, прежде всего, несправедливее. Какое это имеет значение, что ты принял какие-то удары? Этот полный жизни маленький человечек занимал так много места в моей жизни... Я понял, что самый сильный удар, который может получить человек, — это не кулак в лицо. Мне нужно продолжать бороться за моего мальчика. Меня считают тем, кто должен быть самым сильным.
- Когда мы снова увидим вас в боксерском ринге?
- На данный момент такого боя нет в календаре. Я сосредотачен на Ренане Феррейре. После этого решу, будет ли мой следующий бой в боксе или ММА. Но мы можем надеяться на мой боксерский бой в 2025 году.
- В этом виде спорта хочется биться против самых сливок тяжелого веса? Усик, Уайлдер, матч-реванш с Фьюри или Джошуа?
- В контракт был включен пункт о реванше с Фьюри. Посмотрим.
- Вы по-прежнему убеждены, что можете чередовать ММА и бокс, две дисциплины, которые не требуют одинаковой техники, одних и тех же движений, одних и тех же физиологических требований.
- Я осознаю эти различия и подтверждаю, что могу выступать в ММА и боксе до 41 или 42 лет. Мое тело не говорит мне остановиться. И меня волнуют не ударные или защитные приемы, а организационные условия, выбор судей, место проведения боя, мелкие строчки в контрактах... Политика, короче.
"Когда был нищим, представлял себе сумасшедшие вещи. Мечтал о чем-то большем, чем то, кем являюсь сейчас"
- Вы давно объясняли, что страдаете от чувства неполноценности, как у ребенка, который не смог пойти в школу из-за отсутствия тетрадей, как у подростка, который работал в песчаном карьере, чтобы помочь своей матери... Но сегодня у вас есть и есть слава, и миллионы, и уважение.
- Я сохраняю эту неустанность, которая стала моей визитной карточкой. Как искатель приключений, желающий увидеть, что находится в конце пути. Если это чувство исчезает, все рушится. Многие совершают ошибку, пачкаясь тем, что сопровождает их взлет - неверующими в них, деньгами, ложными друзьями... Для них крах - лишь вопрос времени.
- Почему вы защищены от этих опасностей?
- Мне достаточно возвращаться в Батье, где я вырос. Этот дом, где я вас приветствую, очень красив, особенно для этого региона. Я построил его, опираясь на концессию моего отца. Раньше тут был лес. Я же вырос немного дальше, в глинобитном доме. Там мы зажигали штормовые лампы. У нас не всегда был керосин для их заправки. Чтобы сделать уроки, я подходил к костру, на котором готовился рис - на ужин. Мне очень хотелось построить красивый дом для моей семьи. Я занимался всем: от проектирования до выбора стульев.
- В 2013 году вы оказались бездомным в Париже после того, как пересекли половину Африки из Камеруна и побывали в тюрьме в Испании. Чувствуете ли сегодня головокружение, вспоминая то невероятное путешествие?
- Иногда по ночам, в одиночестве, я вспоминаю те годы... Некоторые говорят, что за деньги счастье не купишь. Я дам им номер своего банковского счета, чтобы они могли предоставить мне большой кредит. Заранее спасибо! Эти деньги важны! (Смеется.) Я это очень хорошо вижу [насколько счастливее живется с деньгами]! Какое удовольствие, какое облегчение. В плане безопасности, свободы, комфорта, любви... Теперь я себя больше не ограничиваю. Если мне нужен врач, тренер по физподготовке, большой штат сотрудников на постоянной основе, у меня есть для этого средства. А моя семья – это мое убежище.
- Тот Нганну, который ночевал на парижской парковке, который питался чем попало, отразился на вас?
- Он бы поверил этой истории, потому что мечтал. Я представлял себе сумасшедшие вещи. Когда я говорил об этом, люди советовали мне не ставить слишком высокие цели. Однако воображение свободно, нет никаких ограничений. Честно говоря, я даже мечтал о чем-то большем, чем то, кем являюсь сегодня.
Илья Андреев