В одном из писательских пабликов, которые я читаю, задали вопрос: "Как ввести большое количество персонажей в первую главу?" У автора есть идея книги, где семь главных персонажей должны быть представлены уже в первой главе. Но он сомневается, делал ли так кто-нибудь раньше, и если да, то как это реализовать, чтобы не перегрузить читателя?
Ну, как известно, все новое - это хорошо забытое старое :) Конечно же, примеры таких книг есть. Давайте вместе посмотрим, как известные писатели-фантасты справляются с большим количеством персонажей в первой главе.
1. "Игра престолов" (Джордж Мартин)
Мартин пишет с точки зрения ограниченного третьего лица. В каждой главе мы смотрим на историю глазами одного из основных персонажей и ограничены их знаниями и чувствами. Всего таких ПОВов (сокращение от английского point of view - точка зрения) за 5 книг набралось 24. А общее количество персонажей в цикле перевалило за 2000!
Первая глава "Игры престолов" написана от лица Брана - одного из сыновей лорда Эддарда Старка. В свите своего отца Бран едет на суд и возвращается обратно. По пути они находят лютоволчат - по одному на каждого из детей Старков.
Из появившихся в первой главе персонажей сразу трое получат свои главы в будущем - Эддард Старк, Джон Сноу и Теон Грейджой. Вот так один из героев вначале может познакомить читателя с другими, а позже их сюжетные линии разойдутся.
2. "Древо жизни" (Гай Гэвриел Кей)
Трилогию "Гобелены Фьонавара" можно назвать классикой фэнтези. Она похожа на "Властелина Колец" (в центре сюжета - борьба свободных народов против Повелителя Тьмы), но с кельтскими и артурианскими мотивами.
В первой главе Кей знакомит нас сразу с семью важными персонажами. Маг Лорин Серебряный Плащ и его Источник - гном Мэтт Сорин прибывают в наш мир, чтобы найти пять Избранных, которые спасут Фьонавар. Для этого Лорин маскируется под профессора Лоренцо Маркуса и едет в университет.
На лекции Лорин отмечает девушку с необычной аурой - Кимберли, к которой вскоре присоединяются ее друзья - Пол, Кевин, Дэйв и Дженнифер. Они принимают приглашение мага, и все потом получат свои главы. В отличие от Мартина, Кей вводит персонажей чуть по-другому: первая глава разделена на небольшие кусочки от лица мага и студентов, позволяя читателю немного познакомиться с каждым.
3. "Сады Луны" (Стивен Эриксон)
Множество рассказчиков - это одна из фишек десятитомника "Малазанская книга павших". Фанаты насчитали около 200 ПОВов! Эриксон позволяет взглянуть на мир глазами чуть ли не каждого третьего персонажа. Конечно же, большинство из них получает совсем немного времени, зато в результате складывается очень объемная, разноплановая картинка.
В первой главе "Садов Луны" Эриксон использует тот же прием, что и Кей. Разница в том, что у каждого героя больше текста + меняется место действия.
Безымянная девочка (позже получит прозвище Жаль) сидит на дороге, когда мимо проезжает отряд имперской кавалерии. Следом появляются две загадочные фигуры в плащах с капюшонами - Амманас и Котильон. Они отправляют за всадниками гончих псов и подчиняют девочку себе.
Далее место битвы гончих с конниками обследуют капитан Ганос Паран и имперский адъюнкт Лорн. После этого действие перемещается в имперскую столицу, в тронный зал, а затем в дом Паранов, где капитан встречается с сестрой Тавор. Котильон, Жаль, Ганос и Тавор - важные персонажи для всего цикла, Лорн - для первой книги.
4. "Черный отряд" (Глен Кук)
В "Черном отряде" рассказчик один - Костоправ, лекарь и по совместительству летописец. Но по задумке Кука весь цикл - это пересказ отрядных хроник, поэтому Костоправ не тянет одеяло на себя. Другие участники событий, о которых он рассказывает, тоже важны.
Уже в первой главе Кук знакомит нас с основными членами отряда, которые сыграют значительную роль в сюжете. Это командир - Капитан, его заместитель - Лейтенант, отрядные маги - Гоблин, Одноглазый, Молчун, сержант Эльмо.
Прием похож на упомянутую выше "Игру престолов": рассказчик Костоправ ходит по расположению отряда и участвует в разных заданиях (товарищей отравили в таверне, в городе назревает бунт, поблизости бродит оборотень-форвалака), попутно знакомя читателей с сослуживцами. Разница в том, что у других членов отряда не будет своих глав.
Так сколько персонажей оптимально для первой главы?
Все индивидуально, потому что читатели разные. Кого-то не смущает много народу на первых страницах, а кого-то это оттолкнет. Действительно, вводить большое количество персонажей уже в первой главе опасно - читатель может запутаться и закрыть книгу. Не каждый писатель справится с тем, чтобы удержать интерес. Того же Эриксона многие скипают именно из-за большого объема информации в первых главах.
Поэтому лучше отводить на знакомство с персонажами несколько глав. Можно выделить по главе на героя, а дальше чередовать сюжетные линии от лица каждого, например:
- в "Шестерке воронов" Ли Бардуго их шесть (ну, по названию понятно😃);
- в "Пути дракона" Дэниела Абрахама - четыре;
- в "Тени богов" Джона Гвинна - три.
А если вы не планируете писать несколько точек зрения, то главный герой может посещать разные места, постепенно знакомя читателя с основными персонажами. По такому принципу построено много фэнтезийных детективов: "Приключения Гаррета" (Г. Кук), "Архивы Дрездена" (Д. Батчер), "Темная сторона" (С. Грин), "Фракс" (М. Скотт). Сыщик получает заказ от клиента и начинает расследование с характерных мест (бар, полицейский участок, дом коллеги), с каждой главой вводя в сюжет помощников (или врагов).
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам было полезно :)
P.S. Обзор на эпическое фэнтези "Путь дракона" (Д. Абрахам) недавно вышел у меня в телеграме.