Наталия Александровна Ирецкая. (14 августа 1843 года - 14 ноября 1922 года)
Строгий и независимый педагог, одинокая пылающая душа, прекрасная артистка, отдавшая свое сердце на алтарь искусства воспитания молодых талантов.
Да. О ее строгости ходили прочные легенды, о ее романах не говорил никто. Воспитанная в семействе, где было много военных, морских офицеров(отец,дядюшки братья,кузены) и даже контр - адмирал,Наталия Александровна Ирецкая с младых ногтей привыкла к строгому дню по часам, прямой осанке, дисциплине, скромности.
Ученицам Петербургской консерватории о себе она не говорила вообще, но много рассказывала о своей властной, яркой учительнице Полине Гарсиа Виардо, об Иване Сергеевиче Тургеневе, Мопассане и Флобере с которыми она часто встречалась и любила беседовать. Ее прекрасный французский, вдумчивость, начитанность и изящество манер вполне позволяли это. Такие беседы, встречи, несомненно еще больше развили, отточили ее вкус и слух в литературе, углубили знания об искусстве.
Но еще в молодости она выбрала не сценический путь, (хотя хорошо начинала в ряде спектаклей на Санкт Петербургской оперной сцене), а педагогику. Видимо, ее навсегда более пленила сила возможности со - творения в рождении и развитии таланта.
Пример строгой и экспансивной госпожи Виардо, что давала уроки пения до глубокой старости, была обожаема ученицами несмотря на строгость и дороговизну уроков. В этом всем была и дерзость и высота духа, то что исподволь,не сильно выказывая окружающим,высоко ценила в людях, и вообще,в жизни Ирецкая.
Наталия Александровна дерзко создала в императорской консерватории свою собственную школу вокалистики, постановки диафрагмы, дыхания. Довольно жесткую, с длинной чредой упражнений, вокализов, речитативов. От учениц не было отбоя. "Вся палитра красок строилась на безукоризненном вокале: чистый тон как бы бесконечно и беспрерывно течет и развивается. Формирование тона не сковывало артикуляцию рта: "Согласные поют, не запирают, а поют!" – подсказывала Ирецкая.
Она говорила ученицам: «Для искусства нужна голова!» И требовала: «Надо уметь держать дыхание, пока вы поете фразу, - легко вдохните, подержите диафрагму, пока поете фразу, чувствуйте состояние пения".
С 1910 года легендарного профессора Ирецкую пригласили давать уроки в Александровский дворец, императрице Александре Федоровне, бархатное контральто которой, она не стала «гнуть» и выправлять, просто поставила дыхание и диафрагму.
с 1 января 1914 года ее примерными ученицами стали и застенчивые августейшие княжны Ольга и Татьяна.
Девочки любили петь дуэтом и трио с матерью, исполняли серьезные вещи: романсы Рахманинова, Танеева.
Особо ценила и выделяла Наталия Александровна великую княжну Ольгу Николаевну, та легко и вольно могла петь в тональности сопрано, читала ноты с листа, играла в темноте, легко могла сочинять сама, импровизировала.
А вот Ольга Николаевна не очень жаловаола Ирецкую. В своем строгом девическом альбоме она всего лишь дважды упомянула учительницу
1 января 1914 года она записала, что имела первый урок у госпожи Ирецкой в 4 - 30. И еще раз написала о преподавательнице с легкой иронией: «Мама в большой комнате, так как после ухода Ирецкой пришлось проветривать. Воняло!»
Ольге Николаевне не понравились духи наставницы? Или она попросту ревновала мать к вниманию,которое та уделяла пению и педагогу?Я не решаюсь гадать.
С началом Первой мировой войны уроки августейших княжон были сокращены,потом прекратились вовсе.
Теперь дочери Императора погрузились в искусство врачевания, перевязок и ухода за ранеными. Вокальных вечеров и концертов в домашнем кругу тоже не было. Не хватало времени.
Лишь иногда девочки пели и играли для раненых, по их просьбе, в лазарете.
Среди учениц Ирецкой были такие выдающиеся певицы, как Валерия Барсова (Она оставила о ней теплые воспоминания), легендарная Любовь Андреева-Дельмас, Надежда Забела-Врубель, Ксения Дорлиак, Елена Катульская, Лидия Липковская, Зоя Лодий, Евгения Лучезарская, Софья Гладкая и другие выдающиеся певицы.
Оставаясь в собственной жизни одинокой, Наталия Александровна с теплотой относилась к семье брата Константина и помогла ему тщательно воспитать и вырастить дочь Наталию, которая выступала на сцене под псевдонимом «Акцери». Многие всерьез считали ее не племянницей, а дочерью Наталии Александровны.
Ирецкая скончалась в 1922 году, 14 ноября, всего лишь через пять дней после своего последнего занятия с ученицами. В полуголодном Петрограде уроки музыки могли брать немногие. Бушевали репрессии ВЧК, продолжались расстрелы и высылки дворян и интеллигенции. Может быть, смерть от скоротечного сердечного приступа спасла Наталию Ирецкую от более страшной участи, как знать?