Найти в Дзене
Литературный попкорн

«Субстанция»(2024) - свежий боди-хоррор о женском страхе старения с 60-летней Деми Мур

Молодость, привлекательность, сексуальность – 3 кита успеха, на которых держится весь Голливуд. Тебя вожделеют, зритель пускает слюну, прохожие оборачиваются на твой зад! Но если с телом приключится беда – старость, например – останешься на обочине жизни, глотая пыль от каблуков молоденьких красоток, которые займут твоё место. Мы точно не ожидали НАСТОЛЬКО откровенной и кровавой киноленты! Боди хоррор (body horror) или «телесный ужас» - самый тяжелый к восприятию поджанр ужасов, основанный на искажениях человеческого тела. Из привычного облика вырастает нечто искалеченное, гниющее, разлагающееся, кровоточащее. Если вам такое зрелище не под силу – лучше отложить просмотр. Классический пример телесных манипуляций – широко обыгрываемый в кинематографе образ Франкенштейна. А главным создателем боди-хоррора является Дэвид Кроненберг со своими работами «Бешенство» 1977 года и «Судороги» 1975 года. Главную героиню Элизабет Спаркл (Деми Мур) увольняют из собственного телешоу о занятиях аэробик
Оглавление

Молодость, привлекательность, сексуальность – 3 кита успеха, на которых держится весь Голливуд. Тебя вожделеют, зритель пускает слюну, прохожие оборачиваются на твой зад! Но если с телом приключится беда – старость, например – останешься на обочине жизни, глотая пыль от каблуков молоденьких красоток, которые займут твоё место.

кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа
кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа

Мы точно не ожидали НАСТОЛЬКО откровенной и кровавой киноленты!

Боди хоррор (body horror) или «телесный ужас» - самый тяжелый к восприятию поджанр ужасов, основанный на искажениях человеческого тела. Из привычного облика вырастает нечто искалеченное, гниющее, разлагающееся, кровоточащее. Если вам такое зрелище не под силу – лучше отложить просмотр.

Классический пример телесных манипуляций – широко обыгрываемый в кинематографе образ Франкенштейна. А главным создателем боди-хоррора является Дэвид Кроненберг со своими работами «Бешенство» 1977 года и «Судороги» 1975 года.

Но давайте перейдем к «Субстанции».

Главную героиню Элизабет Спаркл (Деми Мур) увольняют из собственного телешоу о занятиях аэробикой в её 50-й день рождения. Предлог, казалось бы, невинный – пора дать дорогу молодым звёздам.

кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа
кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа

От нервного потрясения актриса попадает в автомобильную аварию. Её мир рухнул.

Больничный медбрат увидел в рыдающей Элизабет подходящую кандидатуру для инновационного эксперимента в области цитологии, в своём пальто она обнаружит флешку с рекламой препарата «Субстанция».

Ни зритель, ни героиня Деми Мур не понимают, что произойдёт в ближайшие минуты, и гнетущая атмосфера бесконечных пустынных комнат подбавит мурашек.

Элизабет решается преобразиться, главное – СТРОГО следовать незамысловатой инструкции. Сыворотка, стабилизатор, специальное питание…— «субстанция», которая создаёт «новую версию себя».

После введения препарата-активатора из тела Элизабет буквально появляется улучшенная версия её самой – сущность Сью (Маргарет Куолли).

кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа
кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа

Отныне они должны существовать 7/7, по очереди меняясь телами, используя капельницу-переключатель: пока одно тело недвижимо, другое полноценно живёт. Им нужно научиться уважать друг друга, ведь они – одно целое.

Молоденькую Сью берут на место Элизабет, она блистает на экране и наслаждается своей молодостью. Но постепенно Сью начинает пренебрегать правилом замены, Элизабет продолжает лежать без сознания неделями.

Это запускает необратимые изменения в теле Матрицы – Элизабет: части её тела начинают отмирать, а сама актриса постепенно превращается в монстра.

Дальше происходит немыслимый ужас, который вы должны увидеть сами – писать про это точно не стоит.

кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа
кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа

Образ Элизабет вдохновлён женскими программами по аэробике, которые вела Джейн Фонда. Сама Фонда страдала от расстройства пищевого поведения на протяжении 20-ти лет, бесконечно изнуряя себя диетами.

Продюссера зовут Харви (Деннис Куэйд) – собирательный образ типичного кинопродюсера, под взглядом которого хочется прикрыться руками. Он желает видеть на экране молодое упругое тело, которое будет продаваться и приносить высокие рейтинги. Естественно, что фамилия подразумевается Вайнштейн.

кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа
кадр из фильма «Субстанция» 2024 года, режиссёр Корали Фаржеа
В октябре 2017 года американская газета The New York Times разоблачила известного кинопродюсера Харви Вайнштейна: он обвинялся в многочисленных сексуальных домогательствах. В издании говорилось, что Вайнштейн на протяжении 30 лет пользовался своими полномочиями и склонял к интимной связи молодых актрис и других сотрудниц своей компании, взамен обещая преференции в виде карьерного продвижения и главных ролей.

На стороне обвинения выступили известные актрисы современности: Анджелина Джоли, Леа Сейду, Эшли Джадд, Гвинет Пэлтроу, Азия Ардженто, Роуз МакГоун, Кара Делевинь, Кейт Бекинсейл, Ева Грин, Виктория Смирнофф и многие другие. Список продолжает пополняться, а кинорежиссёру добавляют срок за вновь и вновь вскрывающиеся злодейства.

Николь Кидман и Харви Вайнштейн, фото из открытых источников
Николь Кидман и Харви Вайнштейн, фото из открытых источников

Самое страшное – не «феномен» Вайнштейна. Это испокон веков существовавшая практика для большинства киноделов. Выжать из девушки все соки, предложив взамен роль или даже покровительство. ВЕСЬ Голливуд знал о царящих в индустрии порядках, но никто не смел поднять головы и заявить об этом.

Французский режиссёр Корали Фаржа скажет о своей картине:
Субстанция» явно на 300% феминистский фильм, для меня это действительно сильное политическое высказывание. Картина говорит о том, как воспринимаются женщины в обществе, о насилии, с которым нам все еще приходится сталкиваться в повседневной жизни на каждом уровне. О том, как мы должны себя вести, как мы должны выглядеть, чтобы просто существовать и быть ценными.
Маргарет Куолли, Корали Фаржа, Деми Мур. https://www.film.ru/articles/rezhisserka-korali-farzha-o-bodi-horrore-substanciya-byt-zhertvoy-tiranii-krasoty
Маргарет Куолли, Корали Фаржа, Деми Мур. https://www.film.ru/articles/rezhisserka-korali-farzha-o-bodi-horrore-substanciya-byt-zhertvoy-tiranii-krasoty

В «Субстанции» вы увидите полностью обнажённых актрис, снятых со всех ракурсов. 60-летняя Деми Мур не побоялась предстать перед камерой без одежды, будучи на 10 лет старше своей героини, заявляя женщинам всего мира о зыбкости и быстротечности молодости. Маргарет Куолли было достаточно неловко перед объективами, зритель может это ощутить.

Деми Мур полюбилась зрителю ещё в 90-е ролью разведённой танцовщицы в фильме «Стриптиз», снятом режиссёром Эндрю Бергманом.

постер к фильму "Стриптиз" 1996 года, режиссёр Эндрю Бергман
постер к фильму "Стриптиз" 1996 года, режиссёр Эндрю Бергман

В 1996 году фильм забрал сразу 6 наград «Золотая малина» в категориях худший: фильм, актриса, режиссёр, песня, сценарий, актёрский дуэт. Прежний Голливуд не был готов к феминистичным манифестам против правил мужского мира.

Маргарет Куолли снималась в кинопроектах «Мой год в Нью-Йорке», «Однажды в Голливуде», «Опасная роль Джин Сиберг». Больше всего мне запомнилась крышесносная реклама парфюма «Kenzo World» с участием актрисы.

кадр из рекламного ролика "KENZO World" с участием Маргарет Куолли
кадр из рекламного ролика "KENZO World" с участием Маргарет Куолли

Цель киноленты – агрессивная борьба с устоявшимися стереотипами о женской привлекательности. Помните знаменитое «После сорока жизнь только начинается»? То-то и оно.

Поделитесь, вы уже видели фильм "Субстанция"? Правда же, невероятный?