Молодость, привлекательность, сексуальность – 3 кита успеха, на которых держится весь Голливуд. Тебя вожделеют, зритель пускает слюну, прохожие оборачиваются на твой зад! Но если с телом приключится беда – старость, например – останешься на обочине жизни, глотая пыль от каблуков молоденьких красоток, которые займут твоё место.
Мы точно не ожидали НАСТОЛЬКО откровенной и кровавой киноленты!
Боди хоррор (body horror) или «телесный ужас» - самый тяжелый к восприятию поджанр ужасов, основанный на искажениях человеческого тела. Из привычного облика вырастает нечто искалеченное, гниющее, разлагающееся, кровоточащее. Если вам такое зрелище не под силу – лучше отложить просмотр.
Классический пример телесных манипуляций – широко обыгрываемый в кинематографе образ Франкенштейна. А главным создателем боди-хоррора является Дэвид Кроненберг со своими работами «Бешенство» 1977 года и «Судороги» 1975 года.
Но давайте перейдем к «Субстанции».
Главную героиню Элизабет Спаркл (Деми Мур) увольняют из собственного телешоу о занятиях аэробикой в её 50-й день рождения. Предлог, казалось бы, невинный – пора дать дорогу молодым звёздам.
От нервного потрясения актриса попадает в автомобильную аварию. Её мир рухнул.
Больничный медбрат увидел в рыдающей Элизабет подходящую кандидатуру для инновационного эксперимента в области цитологии, в своём пальто она обнаружит флешку с рекламой препарата «Субстанция».
Ни зритель, ни героиня Деми Мур не понимают, что произойдёт в ближайшие минуты, и гнетущая атмосфера бесконечных пустынных комнат подбавит мурашек.
Элизабет решается преобразиться, главное – СТРОГО следовать незамысловатой инструкции. Сыворотка, стабилизатор, специальное питание…— «субстанция», которая создаёт «новую версию себя».
После введения препарата-активатора из тела Элизабет буквально появляется улучшенная версия её самой – сущность Сью (Маргарет Куолли).
Отныне они должны существовать 7/7, по очереди меняясь телами, используя капельницу-переключатель: пока одно тело недвижимо, другое полноценно живёт. Им нужно научиться уважать друг друга, ведь они – одно целое.
Молоденькую Сью берут на место Элизабет, она блистает на экране и наслаждается своей молодостью. Но постепенно Сью начинает пренебрегать правилом замены, Элизабет продолжает лежать без сознания неделями.
Это запускает необратимые изменения в теле Матрицы – Элизабет: части её тела начинают отмирать, а сама актриса постепенно превращается в монстра.
Дальше происходит немыслимый ужас, который вы должны увидеть сами – писать про это точно не стоит.
Образ Элизабет вдохновлён женскими программами по аэробике, которые вела Джейн Фонда. Сама Фонда страдала от расстройства пищевого поведения на протяжении 20-ти лет, бесконечно изнуряя себя диетами.
Продюссера зовут Харви (Деннис Куэйд) – собирательный образ типичного кинопродюсера, под взглядом которого хочется прикрыться руками. Он желает видеть на экране молодое упругое тело, которое будет продаваться и приносить высокие рейтинги. Естественно, что фамилия подразумевается Вайнштейн.
В октябре 2017 года американская газета The New York Times разоблачила известного кинопродюсера Харви Вайнштейна: он обвинялся в многочисленных сексуальных домогательствах. В издании говорилось, что Вайнштейн на протяжении 30 лет пользовался своими полномочиями и склонял к интимной связи молодых актрис и других сотрудниц своей компании, взамен обещая преференции в виде карьерного продвижения и главных ролей.
На стороне обвинения выступили известные актрисы современности: Анджелина Джоли, Леа Сейду, Эшли Джадд, Гвинет Пэлтроу, Азия Ардженто, Роуз МакГоун, Кара Делевинь, Кейт Бекинсейл, Ева Грин, Виктория Смирнофф и многие другие. Список продолжает пополняться, а кинорежиссёру добавляют срок за вновь и вновь вскрывающиеся злодейства.
Самое страшное – не «феномен» Вайнштейна. Это испокон веков существовавшая практика для большинства киноделов. Выжать из девушки все соки, предложив взамен роль или даже покровительство. ВЕСЬ Голливуд знал о царящих в индустрии порядках, но никто не смел поднять головы и заявить об этом.
Французский режиссёр Корали Фаржа скажет о своей картине:
Субстанция» явно на 300% феминистский фильм, для меня это действительно сильное политическое высказывание. Картина говорит о том, как воспринимаются женщины в обществе, о насилии, с которым нам все еще приходится сталкиваться в повседневной жизни на каждом уровне. О том, как мы должны себя вести, как мы должны выглядеть, чтобы просто существовать и быть ценными.
В «Субстанции» вы увидите полностью обнажённых актрис, снятых со всех ракурсов. 60-летняя Деми Мур не побоялась предстать перед камерой без одежды, будучи на 10 лет старше своей героини, заявляя женщинам всего мира о зыбкости и быстротечности молодости. Маргарет Куолли было достаточно неловко перед объективами, зритель может это ощутить.
Деми Мур полюбилась зрителю ещё в 90-е ролью разведённой танцовщицы в фильме «Стриптиз», снятом режиссёром Эндрю Бергманом.
В 1996 году фильм забрал сразу 6 наград «Золотая малина» в категориях худший: фильм, актриса, режиссёр, песня, сценарий, актёрский дуэт. Прежний Голливуд не был готов к феминистичным манифестам против правил мужского мира.
Маргарет Куолли снималась в кинопроектах «Мой год в Нью-Йорке», «Однажды в Голливуде», «Опасная роль Джин Сиберг». Больше всего мне запомнилась крышесносная реклама парфюма «Kenzo World» с участием актрисы.
Цель киноленты – агрессивная борьба с устоявшимися стереотипами о женской привлекательности. Помните знаменитое «После сорока жизнь только начинается»? То-то и оно.