Алексей Загорский известный мастер Флоринтийских и Римских мозаик, написал для нас статью о мозаиках, о различии техник и немного о своём творческом пути.
Я, Алексей Загорский, надеюсь художник, и работаю с камнем уже 43 года, флорентийская и римская мозаика из камня, ну разве что в римской технике иногда немного золота… Все мозаики соавторские с Ириной Клиновой. Ох уж эти камни…Судьба.
Мы познакомились 46 лет назад поступив на работу лаборантами на кафедру МДЖ в Строгановку, потом Ира поступила на отделение интерьера а я на отделение подготовки мастеров реставрации МДЖ и продолжал работать на кафедре почти 7 лет. По учебе познакомился со всеми видами мозаик и, что потом оказалось определяющим, с иконой, реставратор всё же… Но в реставрацию я не пошёл, слишком сильны были авторские амбиции, все хотелось переписать! Ушел в очень монументальный комбинат КМДИ, был такой, художником-исполнителем в мастерскую флорентийской мозаики. Это была самая главная моя школа, менялись художники-авторы, каждый со своим языком, требованиями, со своим пониманием или не пониманием камня… а я должен приспособиться, уговорить и автора и камни. Камни уговорить легче.
Перед самым концом СССР из комбината пришлось уйти.на «вольные хлеба» на все четыре стороны, без мастерской, без материалов, но понемногу «оброс»инструментами и камнями, научился работать дома, ещё в 1990 году мы с Ирой вступили как соавторы в ТСХР ( тогда ещё союз художников графиков, «малая грузинская»). Появились удачные работы, выставки, даже в Оружейной Палате Кремля живут четыре наших мозаики, потом работы для Троице-Сергиевой Лавры, для Серафимо-Дивеевского монастыря, есть мозаики и в кафедральном костеле Москвы и одна мозаика в Ватикане.
И хотя мы давно на пенсии но появляются новые работы, надеюсь будут ещё и ещё. Правда последнее время я делаю только римские мозаики,мои любимые «флорентийки» делать пока не рискую, мой товарищ и коллега полировавший почти все наши работы ушёл… а полировать ручником я не рискую, да и в 71 год это не просто.
Меня попросили рассказать о мозаиках, ну что ж, попробую… Основных техник две, римская и флорентийская , “флорентийская” название принятое в России, в большинстве стран она называется “твердый камень” - “петра дуре”, простите как на латинице не помню. А римская иногда называется византийской, но техника одна и та же. Техника флорентийской мозаики во многом похожа на интарсию, только интарсия из разных пород дерева а флорентийка из камня.
Основные отличия Римской техники в том, что она делается из маленьких кусочков - модулей, тессеров и между ними заметные швы, играющие важную роль рисунка, графъи. Чаще всего римская мозаика делается из смальты, особой разновидности цветного стекла, иногда с применением камня. Но так как смальту преимущественно колят, то и камень добавляют только колющийся, а таких не так много.
Во всех наших “римских” мозаиках мы камень не колем а пилим и обтачиваем, так как камень полированный и часто очень твердый. Укладывают модули (я буду называть так, мне так привычнее) в цементный клей раствор, есть разные способы набора и переноса в раствор, мы в своих работах использовали только прямой набор, только он позволяет выверить точное расположение каждого модуля, иногда до долей миллиметра.
Флорентийская мозаика чаще всего делается из разных пластин полированного камня, часто больших, выточенных по рисунку и в большинстве случаев без видимых швов. Главная проблема в подборе нужного камня, по цвету, оттенку, рисунку, “настроению” и очень “страшно” ошибиться с выбором, испортить камень, а это часто весьма дорого…
И ещё для примера ”Спас” в технике флоринтийской мозаики.
Страница Алексея Загорского в Вк: https://vk.com/a.zagorskij