Найти тему
Етти Камни

«…и кто-то камень положил в его протянутую руку…»

Алексей Загорский известный мастер Флоринтийских и Римских мозаик, написал для нас статью о мозаиках, о различии техник и немного о своём творческом пути.

Я, Алексей Загорский, надеюсь художник, и работаю с камнем уже 43 года, флорентийская и римская мозаика из камня, ну разве что в римской технике иногда немного золота…  Все мозаики соавторские с Ириной Клиновой. Ох уж эти камни…Судьба.

Мы познакомились 46 лет назад поступив на работу лаборантами на кафедру МДЖ в Строгановку, потом Ира поступила на отделение интерьера а я на отделение подготовки мастеров реставрации МДЖ и продолжал работать на кафедре почти 7 лет. По учебе познакомился со всеми видами мозаик и, что потом оказалось определяющим, с иконой, реставратор всё же… Но в реставрацию я не пошёл, слишком сильны были авторские амбиции, все хотелось переписать! Ушел в очень монументальный комбинат КМДИ, был такой, художником-исполнителем в мастерскую флорентийской мозаики. Это была самая главная моя школа, менялись художники-авторы, каждый со своим языком, требованиями, со своим пониманием или не пониманием камня… а я должен приспособиться, уговорить и автора и камни. Камни уговорить легче.

Флорентийская мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
Флорентийская мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

Перед самым концом СССР из комбината пришлось уйти.на «вольные хлеба» на все четыре стороны, без мастерской, без материалов, но понемногу «оброс»инструментами и камнями, научился работать дома, ещё в 1990 году мы с Ирой вступили как соавторы в ТСХР ( тогда ещё союз художников графиков, «малая грузинская»). Появились удачные работы, выставки, даже в Оружейной Палате Кремля живут четыре наших мозаики, потом работы для Троице-Сергиевой Лавры, для Серафимо-Дивеевского монастыря, есть мозаики и в кафедральном костеле Москвы и одна мозаика в Ватикане.

Троице-Сергиева Лавра "Святые врата" Троица :беломорит, нефриты, халцедон, сердолик, агат, яшма, лазурит, хризопраз, тигровый глаз, кремень, кварц, кварцит. оникс. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
Троице-Сергиева Лавра "Святые врата" Троица :беломорит, нефриты, халцедон, сердолик, агат, яшма, лазурит, хризопраз, тигровый глаз, кремень, кварц, кварцит. оникс. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

И хотя мы давно на пенсии но появляются новые работы, надеюсь будут ещё и ещё. Правда последнее время я делаю только римские мозаики,мои любимые «флорентийки» делать пока не рискую, мой товарищ и коллега полировавший почти все наши работы ушёл… а полировать ручником я не рискую, да и в 71 год это не просто.

"Голуби Плиния"( 2 ) : серпентинит, хризопраз, хризопал, розовый кварц, беломорит, агат, лиственит. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
"Голуби Плиния"( 2 ) : серпентинит, хризопраз, хризопал, розовый кварц, беломорит, агат, лиственит. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

Меня попросили рассказать о мозаиках, ну что ж, попробую… Основных техник две, римская и флорентийская , “флорентийская” название принятое в России, в большинстве стран она называется “твердый камень” - “петра дуре”, простите как на латинице не помню. А римская иногда называется византийской, но техника одна и та же. Техника флорентийской мозаики во многом похожа на интарсию, только интарсия из разных пород дерева а флорентийка из камня.

Основные отличия Римской техники в том, что она делается из маленьких кусочков - модулей, тессеров и между ними заметные швы, играющие важную роль рисунка, графъи. Чаще всего римская мозаика делается из смальты, особой разновидности цветного стекла, иногда с применением камня. Но так как смальту преимущественно колят, то и камень добавляют только колющийся, а таких не так много.

“Спас Нерукотворный со ангелами” фрагмент .Троице -Сергиева Лавра :оникс, амазонит голубой, хризопраз, яшма, тигровый глаз, виолан, агат-переливт, сердолик, халцедон, нефрит медовый, золото. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
“Спас Нерукотворный со ангелами” фрагмент .Троице -Сергиева Лавра :оникс, амазонит голубой, хризопраз, яшма, тигровый глаз, виолан, агат-переливт, сердолик, халцедон, нефрит медовый, золото. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

Во всех наших “римских” мозаиках мы камень не колем а пилим и обтачиваем, так как камень полированный и часто очень твердый. Укладывают модули (я буду называть так, мне так привычнее) в цементный клей раствор, есть разные способы набора и переноса в раствор, мы в своих работах использовали только прямой набор, только он позволяет выверить точное расположение каждого модуля, иногда до долей миллиметра.

”Богоматерь” : серпентинит, виолан, амазонит голубой, лиственит, хризопраз, оникс, сердолик, нефрит медовый, халцедон. агат, золото. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
”Богоматерь” : серпентинит, виолан, амазонит голубой, лиственит, хризопраз, оникс, сердолик, нефрит медовый, халцедон. агат, золото. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

Флорентийская мозаика чаще всего делается из разных пластин полированного камня, часто больших, выточенных по рисунку и в большинстве случаев без видимых швов. Главная проблема в подборе нужного камня, по цвету, оттенку, рисунку, “настроению” и очень “страшно” ошибиться с выбором, испортить камень, а это часто весьма дорого…

”Ирисы прорыв” серпентинит, содалит, лазурит, нефрит, халцедон сиреневый, хризопраз. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
”Ирисы прорыв” серпентинит, содалит, лазурит, нефрит, халцедон сиреневый, хризопраз. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

И ещё для примера ”Спас” в технике флоринтийской мозаики.

”Спас” лиственит,кальцифир, нефрит голубой, беломорит-пегматит, беломорит, агат-переливт, нефрит медовый, хризопраз, дианит, амазонит голубой, бирюза, сердолик, халцедон. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой
”Спас” лиственит,кальцифир, нефрит голубой, беломорит-пегматит, беломорит, агат-переливт, нефрит медовый, хризопраз, дианит, амазонит голубой, бирюза, сердолик, халцедон. Мозаика Алексея Загорского и Ирины Клиновой

Страница Алексея Загорского в Вк:    https://vk.com/a.zagorskij