Найти тему

Пригороды дождались: как и когда в Казань вошли Ново-Савиновский, Московский и Советский районы

Оглавление
   Фото KazanFirst
Фото KazanFirst

Краевед Марк Шишкин по архивным документам вспоминает историю вековой давности о том, как Казань приросла территориями будущих Ново-Савиновского, Московского и Советского районов.

Как крестьяне села Савиново решили заработать на сдаче «мирской гривы»

Если бы в условном 1913 году мы оказались на перекрёстке современных улиц Декабристов и Волгоградской или Аделя Кутуя с Гвардейской, то с удивлением бы обнаружили, что находимся в густонаселенных жилых районах. Хотя карты и планы Казани тех лет совершенно не видят этих мест. Казань на них умещается в пределы Вахитовского и части Кировского районов.

  📷
📷

План Казани 1930 года. Источник etomesto.ru

Связано это с тем, что большинство пригородов официально не было включено в черту города. Жили в пригородах труженики казанских заводов и фабрик, а также служащие городских учреждений, но по документам они считались жителями Казанского уезда, а не города Казани.

2 октября 1924 года противоречие между реальными и юридическими границами Казани было устранено. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Татреспублики выпустили совместное постановление. «Расширить черту города Казани, включив в неё территорию строек Ивановской, Удельной, Савиновской, Калугиногорской, Клыковской Малой и Большой, Подаметьевской, а также поселка Жировки», — говорилось в нем.

Большая часть географических названий, упомянутых в постановлении, стёрлась из памяти горожан. Правда, Савиновская стройка осталась в названии целого района, посёлок Калуга сохранился почти в первозданном виде, и улица Подаметьевская на месте.

Необычно звучит название новых районов — «стройки». Так в начале ХХ века называли посёлки, недавно построенные горожанами на земле, арендованной у пригородных землевладельцев. Ивановская стройка в современном Московском районе — на земельном участке, принадлежавшем Иоанно-Предтеченскому монастырю. Рядом с ней была Удельная стройка — на земле удельного ведомства, заведовавшего царскими имениями. Савиновская стройка — на земле крестьян села Савиново. Клыковская стройка (в нынешнем Советском районе) — на земле, арендованной у крестьян деревень Большие и Малые Клыки. Стройка на Калугиной горе и Подаметьевская — на земле крестьян села Аметьева. Посёлок Жировка у озера Средний Кабан — на земле крестьян села Воскресенского.

  📷
📷

Фото KazanFirst

Эти названия были достаточно условными. Разные посёлки могли фигурировать под одним названием «Новая стройка». Клыковскую стройку могли называть новой стройкой за Ветеринарным институтом (он был тогда на месте 230-го завода), а стройки на территории Московского района общим названием: «Новая стройка за Кизической слободой».

Чаще всего под аренду горожанам сдавались земли, непригодные для сельскохозяйственного использования. Так поступили, например, крестьяне села Савиново, которые весной 1903 года обратились к земскому начальнику с ходатайством образовать Савиновскую слободу на границе своей земли с землями города. «Приговор свой крестьяне мотивируют тем, что этот земельный участок размером в 7500 квадратных сажен, называющийся «мирская грива», всегда остаётся пустым и никакого дохода савиновскому обществу не приносит, так как для землепашества и лугов непригоден. Между тем многие лица, проживающие в Казани, изъявляют желание занять это пустопорожнее место под дачные постройки на арендных правах», — писала об этом газета «Казанский телеграф».

Располагалась Савиновская стройка приблизительно в квартале между современными улицами Абсалямова, Четаева, Меридианной и Чистопольской, а термин «мирская грива», очевидно, обозначает возвышенное место, принадлежавшее крестьянской общине — миру.

Что было и чего не было в будущем Московском районе

Книга «Население города Казани в 1863-1923 годах», вышедшая в 1923-м, давая демографические характеристики населения города, отмечает и некоторые пригороды. Согласно переписи населения 1920 года, в Удельной слободе жило 2 997 человек, в Клыковской стройке 3 524 человека, а на Калугиной Горе 2 583 человека. Это немало, при общем населении Казани в 146 495 человек.

  📷
📷

Улица Декабристов. Фото pastvu.com

Новые стройки были в основном жилыми посёлками, но в них размещались и некоторые производства. Как следует из «Журнала о поверке торговых и промышленных предприятий и личных промысловых занятий», хранящегося в Государственном архиве РТ, в Удельной слободе незадолго до революции действовали: механическое производство обуви Салахутдина Максудова, производство сумок, чехлов и патронташей Абдуллы Манасыпова, производство ружейных ремней Михаила Алексеева и кожаных сумок Низамутдина Шарипова. На соседней Ивановской стройке было 13 постоялых дворов, торговля швейными машинками «Зингер», а также кирпичный завод, принадлежавший известному казанскому предпринимателю Агафону Афанасьеву.

Несмотря на городской уклад жизни, стройки были лишены простейших признаков городского благоустройства. Речь шла даже не о мощёных улицах или их освещении, а об удовлетворении базовой потребности жителей в воде. На проблемы водоснабжения Удельной стройки за Кизическим монастырем обращала внимание газета «Казанский телеграф» в 1902 году:

«На упомянутом поселке в настоящее время насчитывается до 250 домов арендаторов. Большая часть этого поселка расположена на обширной площади песчаного бугра, лишенного всякой растительности при полном отсутствии питьевой воды. Вода достается с большим трудом в колодце монастыря, до которого будет добрая верста. Кроме того, монастырь даром воды не дает. Особенно трудно добывать воду в ненастное осеннее и зимнее время.

Дальнейшее существование поселка без воды невозможно. Зимой арендаторы еще кое-как перебиваются, добывая воду из промерзлых колодцев пустующих дач, но летом они иногда буквально сидят без воды, потому что дачники их к себе за водой не пускают, вода же в общественном водоёме для питья непригодна.

Вырытые у некоторых колодцы на бугре летом пересыхают или заносятся песком, и жители пьют «всякую воду», что непременно отражается на их здоровье».

Коммунальный коллапс на территории Советского района

В 1916 году большой разговор о необходимости решить правовой статус пригородов вызвали проблемы водоснабжения территории будущего Советского района. На этот счёт в Государственном архиве РТ сохранилось целое дело «По ходатайству жителей Клыковской стройки об устройстве водопровода».

Жители Клыковки дважды обращались в Казанскую уездную земскую управу с просьбой о том, чтобы муниципальная власть провела к ним водопровод, вырыла колодец или построила водозаборную будку, поскольку ветка городского водопровода к ним уже проведена в 1913 году до торговой бани Василия Леонтьева. Раньше владелец бани отпускал излишки воды по 2 копейки за ведро, но после того, как баня закрылась, этот источник воды стал недоступен.

В связи со строительством железной дороги Казань — Екатеринбург Клыковская стройка оказалась отрезанной от города выемкой, которая и сегодня служит границей Вахитовского и Советского районов. Мост, который сегодня соединяет улицу Достоевского с Аделя Кутуя, ещё не успели построить. Поэтому жителям пригорода приходилось делать большой крюк через Сибирский тракт до ближайшей водозаборной будки на улице Академической (ныне Вишневского). Вместе с тем из-за строительства железной дороги в Клыковку перестали ездить водовозы.

  📷
📷

Карта Казани 1939 года. Источник etomesto.ru

Отсутствие нормального водоснабжения представляло большую угрозу в случае пожара, а про удовлетворение потребностей в питьевой воде сами авторы обращений писали, что вынуждены пить «стоки дождевой воды». «В последний год за отсутствием водовозов наблюдается грязь в домах, немытое бельё на детях, даже на этой почве заболевания», — поддерживал петицию Василий Яхонтов, священник строящейся Серафимовской церкви, к приходу которой относились Клыковка и Академическая слобода. Эта деревянная церковь стояла во дворе дома №74 по ул. Достоевского, а Василий Яхонтов станет довольно известным местным церковным деятелем, которому в 40-е годы доведётся возрождать богослужение в Никольском соборе на Баумана.

  📷
📷

Фото KazanFirst

Земская управа в специальном докладе по ситуации в Клыковке отметила главную причину коммунальных проблем пригородов: «Пока не состоится формальное присоединение каждой такой слободы к городу, положение её жителей во многих отношениях печально: о сельских жителях заботится земское, о городских — городское самоуправление, а слобожане оказываются от деревни отставшими и к городу не приставшими».

От прямого решения проблем уездное земство уклонялось, мотивируя это нежеланием создавать ситуацию двоевластия. Управа рекомендовала авторам петиции обратиться к городским властям с ходатайством о включении посёлка в городскую черту. Земское собрание посчитало этот путь слишком долгим и предложило жителям Клыковки получить юридический статус, сформировав кооператив, которому губернское земство уже сможет выделить ссуду на решение водопроводного вопроса.

Городские власти, со своей стороны, тоже планировали включение Клыковки в черту города. Известен проект 1914 года о переименовании улиц в честь героев и событий Отечественной войны 1812 года. Если бы проект был реализован, были бы на территории Советского района: площадь императора Александра I, Кутузовский бульвар, улицы Барклаевская, Багратионовская, Тормасовская, Бородинская, Тарутинская, Шевардинская и другие. Но проект так и остался проектом. Шла Мировая война, и было немало более актуальных задач. Из дела о водоснабжении Клыковской стройки мы узнаем давно забытые названия тамошних улиц: Испанская, Дворянская.

Широкие улицы и канализационные коллекторы в оврагах для Казани будущего

Проблема пригородов досталась по наследству новым советским властям Татарской Республики, города Казани и Арского кантона, куда перешла территория бывшего Казанского уезда. Впрочем, в 1920-е годы, полные надежд после завершения Мировой и Гражданской войн, на перспективы расширения территории Казани смотрели гораздо шире. Эти перспективы довольно хорошо отразились в двух делах Государственного архива РТ с протоколами заседаний межведомственной комиссии и технической коллегии Татнаркомзема по установлению границ Казани.

Главным идеологом расширения города был Георгий Степанович Серебрянников, заведующий секцией постройки фабрично-заводских посёлков (вы можете помнить эту структуру по прошлой публикации о возникновении Парка Урицкого). В 1921 году им был составлен доклад «По вопросу отмежевания городских земель», где автор досконально разобрал слабые места географического положения и существующей планировки Казани: большие пространства, затапливаемые весенним половодьем; чрезмерные размеры кварталов; узость улиц; необходимость выселить население с овражных улиц, а овраги превратить в канализационные коллекторы.

«Для развития города и достижения им лучшего санитарного, технического и промышленного состояния необходимы следующие условия: 1) иметь необходимый земельный запасный фонд для расселения скучившейся части города; 2) иметь необходимый запасный земельный фонд для будущего роста города; 3) обеспечить земельными угодьями промышленные предприятия и общественные организации», — так автор формулировал основные задачи, решаемые расширением городской черты.

  📷
📷

План расширения границ Казани из Государственного архива РТ

Наличие по краю Казани хаотически застроенных посёлков-строек только усложняло эту задачу. Присоединив посёлки, город лишь ненамного увеличивал полезную площадь для развития, и ему требовалось ещё больше земли.

Принимая постановление «О расширении черты г. Казани», ТатЦИК и Совнарком руководствовались более прагматическими соображениями. Вопрос благоустройства и включения посёлков в городскую жизнь давно назрел, а ещё непонятный юридический статус строек открывал лазейки для «нетрудового населения» в отношении налогов и повинностей, что отдельно оговаривалось в «Отчёте ЦИК и СНК ТССР к V cсъезду советов». Под нетрудовым населением понимались социальные группы, пораженные в правах после установления диктатуры пролетариата: торговцы; лица, использующие наёмный труд; духовенство и другие «бывшие».

Практической реализацией включения пригородов в черту Казани занималась Центральная комиссия административных единиц, в обязанности которой также входило укрупнение сельских волостей и определение административных границ исходя из национального состава.

Вопрос о размежевании городских земель с землями окрестных сельских обществ растянулся до 1926 года. Причём город соглашался компенсировать аграриям только земли сельскохозяйственного назначения, но никак не территории строек, сдававшихся в аренду под жильё.

Куда исчезла Жировка, и что стало с другими стройками

С присоединением к Казани пригородов существует хронологическая путаница. Во 2-й книге «Истории Казани», изданной ИЯЛИ в 1991 году, в качестве года, когда последовала эта мера, указывается 1923-й. В весьма качественных статьях о новых стройках на «Википедии» указывается 2 ноября 1924 года, на основании книги «Советская политика за 10 лет по национальному вопросу в РСФСР».

Между тем «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Татарской Республики» и архивные документы дают «железную» дату — 2 октября 1924 года с окончательным сроком приёма посёлков до 1 ноября. 16 марта 1925 года постановление утвердил Президиум ВЦИК.

  📷
📷

Савинка, в районе нынешней улицы Чистопольской. Фото pastvu.com

Судьба присоединённых населенных пунктов сложилась по-разному. На месте посёлка Жировка на Среднем Кабане во время первой сталинской пятилетки была построена ТЭЦ-1. Да и село Воскресенское, сдававшее землю жителям Жировки, из процветающего волостного центра превратилось в две улочки, о которых не всякий казанец знает.

Калугина Гора, под названием Калуги, и Подаметьевская стройка, под названием улицы Подаметьевской, остались частью огромного массива частного сектора, который тянется от улицы Калинина до Старых Горок.

Зато на месте других строек образовались целые районы Казани с характерной архитектурой ХХ века. Удельная и Ивановская стройки стали сердцем Московского района. Савиновская и Ново-Кизическая стройка (не упомянутая в постановлении ТатЦИК и СНК) — основа густонаселенного Ново-Савиновского района. Клыковская стройка дала начало Советскому району.

Освоив ближайшие пригородные территории, Казань начинает осваивать земли окрестных сёл и деревень.

Автор Марк Шишкин