Найти тему
DRIVE2.RU — машины и люди

От 15 до 60 см! Зачем люди делают гигантские и микроскопические рули?


Вспомнили откуда это?
Вспомнили откуда это?

Диаметр руля в автобусах и больших грузовиках, особенно, в старых, может достигать 559 мм (22 дюйма). Хотя в современном мире у такой техники чаще встречаются рули в диапазоне от 406 до 508 мм (16-20 дюймов). Те же самые 508 мм можно увидеть в ряде легковых авто середины XX века. Как в кабриолете Ford Fairlane Sunliner 1956 года и даже в чуть более поздней двухдверке Lincoln Continental Mark III 1971-го.

Ретро-руль на 22 дюйма в кастомном траке Peterbilt 379 2007 года.
Ретро-руль на 22 дюйма в кастомном траке Peterbilt 379 2007 года.
В троллейбусе ЗиУ-5 (1958–72) руль почти на 22 дюйма, его внешний диаметр — 550 мм.
В троллейбусе ЗиУ-5 (1958–72) руль почти на 22 дюйма, его внешний диаметр — 550 мм.
Ford Fairlane Sunliner (1956), 508 мм.
Ford Fairlane Sunliner (1956), 508 мм.

Понятно, что к большому рулю нужно прикладывать меньшее усилие. К слову, усилители руля в серии появились уже в начале XX века (первый был электрическим, на электрическом же американском грузовике Columbia 1903 года). В 1930-х усилители рулевого управления (сперва — пневматические) появились на карьерных самосвалах. А первый серийный рулевой усилитель в легковушке относится уже к 1951 году — это система Hydraguide на модели Chrysler Imperial. Но массовое распространение усилителей относится уже к концу пятидесятых и шестидесятым годам.

Lincoln Continental Mark III, один из рекордсменов по размеру руля среди легковых моделей (1970–71), 508 мм.
Lincoln Continental Mark III, один из рекордсменов по размеру руля среди легковых моделей (1970–71), 508 мм.
Bugatti Type 57SC Atlantiс (1936–38). Из-за ракурса съёмки, тонкого обода и очень тесного салона (шириной чуть больше метра) этот руль кажется просто гигантским. Но тут не больше 440 мм.
Bugatti Type 57SC Atlantiс (1936–38). Из-за ракурса съёмки, тонкого обода и очень тесного салона (шириной чуть больше метра) этот руль кажется просто гигантским. Но тут не больше 440 мм.

По видимому, 20-дюймовые (508 мм) рули и были самыми крупными в серийных легковых моделях. Сейчас самые обычные “баранки” в седанах, хэтчбеках, кроссоверах и внедорожниках имеют диаметр от 356 до 432 мм. При этом 380 мм, пожалуй, наиболее распространённый размер.

А вот самый маленький руль в серийной дорожной машине (305 мм) стоял в микрокаре BMW Isetta середины пятидесятых годов.

BMW Isetta.
BMW Isetta.

В спорткарах, гоночных авто (разные формулы, карты, раллийные) и на афтермаркете можно встретить рули диаметром от 270 до 350 мм.

Руль диаметром 270 мм в карте. В данном случае видим вариант с подрезанным снизу ободом, так что по высоте размер — всего 250 мм.
Руль диаметром 270 мм в карте. В данном случае видим вариант с подрезанным снизу ободом, так что по высоте размер — всего 250 мм.

Ну а если брать единичные проекты, тут можно найти примеры “баранок” и поменьше. Так в одном из самых низких автомобилей в мире, Flatmobile 2007 года британца Перри Уоткинса, использован руль с диаметром 152 мм!

Салон Флэтмобиля. При полной высоте всей машины всего в 48,3 см вряд ли тут поместился бы руль крупнее.
Салон Флэтмобиля. При полной высоте всей машины всего в 48,3 см вряд ли тут поместился бы руль крупнее.