Найти в Дзене
ЧУЮЩАЯ — ШАМ БАС

Мои выводы о психотерапии и травмах за последние 4 года

Оглавление

1. Я никогда не смогу стать психологически здоровым человеком

Чем больше у человека травм, чем деструктивнее была среда, в которой человек рос и формировался, тем больше фундаментальных искажений он будет в себе нести. Для одних фраза «Травма — это несущая конструкция» просто забавный мем, а для других это правда жизни.

Можете называть меня генерал-майором полка КПТСР. Травму можно закрыть, но она всё равно будет продолжать периодически фонить, так как наработанные годами нейроны не засыпают на раз-два, когда человек доходит до осознаний и подавленных эмоций. Мозг будет предпринимать попытки пустить всё по старым рельсам, а поведенческие паттерны (такие как «различать настроение человека по звуку его шагов») уже просто часть личности.

2. За 4 года терапии не произошло никаких ошеломительных прорывов в жизни

Признаюсь, заходя в терапию, я лелеяла надежду, что ограничусь этим процессом максимум на 2 года и дальше заживу жизнью своей мечты. Этого не случилось. Отношение к себе, безусловно, стало лучше, но сам процесс психологического исцеления крайне энергозатратен. Тем и бесит. Ты делаешь, вкалываешь на благо своей души чуть ли не 24/7, но это по большей части глубинный внутренний процесс. На внешнем уровне всё меняется медленно, урывками, а порой и стоит на месте, пока ты снова долбишь киркой из психологических практик по глыбе очередной вскрывшейся травмы.

3. Когда кажется, что вот-вот и всё… открывается новый рубеж внутреннего дерьма

Чем дальше, тем мрачнее. Терапия — это какие-то бесконечные авгиевы конюшни. Поэтому я пришла к выводу о том, что очень важно делать перерывы и отдыхать от этого процесса, просто проживая свою жизнь такой, какая она есть в данный конкретный момент. Идти в театр, на прогулку, нюхать клумбы, смотреть дурацкие сериалы, лепить кривые пельмени и заливать их грузинским соусом. Пришлось научиться говорить себе «хватит», когда включается внутренний перфекционист и пытается дожать из себя последние соки в попытке стать совершенным человеком. Ведь по факту я навсегда останусь неидеальной, даже если буду стараться до последнего своего вздоха. 

4. Простить родителей не гарант улучшения качества жизни

Со всех утюгов, что психологи, что эзотерики, вещают о всемогущем волшебном всепрощении. Особенно родителей, после прощения которых должны открыться врата в рай или, как минимум, появится безлимитный доступ ко всем благам этого мира.

По факту понимание, условное «прощение» и принятие других людей такими, какие они есть, происходит само собой естественным образом, когда человек признает и отпускает свои негативные эмоции к ним. Наступает некоторое облегчение и не более того.

Многие ли могут честно признаться себе в том, что с детства носят в себе подавленную на родителей агрессию? Единицы. Остальные всепрощают и всепринимают, поглубже пряча то, что может осудить карательная общественность и родительский фантом в голове.

5. В большинстве случаев одной терапии мало для изменений

Вот я поняла, что меня ранило. Вот я признала свои эмоции. Почему не становится легче? Чем глубже травма, чем дольше человек ее в себе носит, тем больше нейронных связей нарабатывает мозг, покрепче связывая психологический затык с телом. Тело действительно помнит всё.

Поэтому зачастую так случается, что на уровне понимания травмы всё идеально, а по факту не легче, так как мозгу невыгодно отказываться от того, что он нарабатывал годами или десятилетиями и что для него является предсказуемым процессом (в отличие от непонятного абстрактного будущего без привычной травмы).

Поэтому я за системный подход, который включает в себя психоанализ, работу с эмоциями, с бессознательным планом через медитации, с телом и энергией в том числе. По факту энергопрактики помогли мне больше, чем бесконечные диалоги с терапевтом. Это стало для меня самым неожиданным открытием.

6. Психолог не всегда прав

Перенос родительской фигуры на психолога — это естественный для терапии процесс. Человек ощущает себя израненным, не понимает, как себе помочь, а психолог временно выступает опорной фигурой в процессе терапии.

Однако психолог — тоже человек. И как человек может:

📍ошибаться,

📍быть более травмированным, чем клиент,

📍быть патологически нарушенным,

📍не иметь личной терапии от слова совсем,

📍в свою очередь совершить перенос какой-нибудь своей внутренней фигуры на клиента.

Поэтому важно отслеживать свои ощущения во время процесса совместной работы, ведь дискомфорт может быть сигналом о том, что нужно спасаться. Как это было у меня первые 5 сессий с одним психологом.

Я не понимала, что мне не нравится. Пока мы не дошли до темы секса, которую подняла сама психолог. Услышав о том, что секс в отношениях мне так же важен, как и эмоции, эта дама на весь кабинет закричала: «Извращенка!» и пол часа отчитывала меня за то, что я хочу от отношений слишком многого. Благо, я не приняла эту ситуацию на свой счет. Нужно ли уточнять, что мой след навсегда простыл из того кабинета?

Мое отношение к терапии

менялось от идеалистических надежд на относительно быстрый результат до жгучего негодования от того, что одной терапии оказалось мало и, если пытаться выезжать только на ней, то терапия точно растянется до конца жизни. 

Можно ли было вообще не заходить в этот процесс?

Да, свободу воли еще никто не отменял, но и жить с тем, что досталось из не самого счастливого детства, такой себе выход. А «просто забыть» и «просто отпустить», к сожалению, не работает, опять же потому, что мозг будет всеми возможными способами пускать по наработанным нейронным цепочкам и плевать ему, если человек от этого несчастен.

Живет и ладно — энергосберегающий девиз наших извилин.

Был ли в вашей жизни опыт работы с психологом? Что думаете на счет моих выводов? Поделитесь в комментариях👇🏻

#психология #терапия #психотерапия #травмы