Найти тему

Сокровища кельтиберов

Страбон оставил нам любопытную информацию о том, что: «По словам Посидония, Марк Марцелл в Испании собрал с кельтиберов контрибуцию в 600 талантов, из чего можно заключить о многочисленности богатства кельтиберов, хотя они жили в неплодородной стране». Напомню, что упомянутый римский полководец приходился внуком победителю Сиракуз и подавил восстание кельтиберов в 151 году (здесь и далее все даты до новой эры).

Историк А.В. Короленков в публикации «Марк Клавдий Марцелл» отмечает, что: «Х.М. Бласкес счел названную цифру баснословной, предполагая в данном месте порчу текста летописца. Однако его скептическая точка зрения не нашла сторонников».

Испанский историк Х.М. Бласкес закономерно озадачился огромной суммой контрибуции, уплаченной кельтиберами Марцеллу в качестве возмещения Риму понесенных убытков. У Страбона один талант серебра равняется 26.196 килограммам и в таком случае кельтиберы отдали Марцеллу 15 тонн 717.6 килограммов драгоценного металла. Могли ли они располагать такими сокровищами и если это так, то откуда драгоценности оказались в распоряжении данного племени? Напомню, что после окончания второй Пунической войны по условиям заключенного мирного договора Карфаген обязался выплачивать Риму контрибуцию в размере 10 000 талантов равными долями ежегодно на протяжении пятидесяти лет, то есть, по двести талантов в год (пять тонн 239 килограммов). В случае с кельтиберами единовременная сумма контрибуции, выставленная Марком Марцеллом, в три раза превышала наложенную ежегодную дань на могущественную в экономическом плане державу карфагенян.

Кельтиберы в качестве наемников служили в рядах карфагенской армии, и часть испанцев принимала участие в походе Ганнибала на Италию. Следует отметить, что договор о поступлении на службу отрядов кельтиберов заключался с карфагенянами вождями племен, и значительная часть полученных денег оставалась в их личном распоряжении. В армии Карфагена служили многие народы Испании – оретаны, тартессии, мастиены, олкады и другие. Они входили в состав армии карфагенской державы как члены возглавляемого Баркидами союза в Испании. Среди данных племен карфагеняне производили принудительный набор рекрутов. В ином положении находились кельтиберы, которые как в карфагенской, так и в римской армии выступали исключительно как наемники.

По сообщению Аппиана: «В это время (207 год – мое примечание) Гасдрубал, брат Ганнибала, с войском, которое он набрал в области кельтиберов, перешел в Италию, ведя с собой 48 000 пехотинцев. 8000 всадников и пятнадцать слонов». После последовавшего поражения Гасдрубала от римлян в битве при Метавре по словам того же летописца: «Из кельтиберов те, которые бежали из этого сражения, одни ушли домой, другие – к Ганнибалу».

В 206 году римский полководец Марк Силан разбил карфагенское войско Магона, в котором находилось 4000 тяжеловооруженных кельтиберов и 200 всадников. Ливий пишет, что перед сражением: «Магон в Кельтиберии быстро набрал и вооружил многолюдное войско». По сведениям Полибия в битве на Великих Равнинах в 203 году римлянам в войске Гасдрубала противостояли: «Кельтиберы, набранные карфагенянами в числе четырех тысяч человек с лишним». На основании сообщений летописцев можно сделать вывод о том, что у карфагенян не возникало проблем с вербовкой кельтиберов в качестве наемных подразделений.

Следует отметить, что после овладения Испанией карфагеняне стали активно разрабатывать на захваченных территориях серебряные рудники, и им было чем расплачиваться с наемниками-кельтиберами. По словам Диодора в Испании: «Все рудники были основаны карфагенянами». Именно это испанское серебро позволило Карфагену выплатить Риму контрибуцию в 4200 талантов серебром (110 тонн) после поражения в первой Пунической войне.

По сообщению Полибия серебряные рудники в окрестностях Нового Карфагена давали доход пунийцам примерно тридцать пять тонн серебра в год. Со слов Плиния старшего: «Только один рудник Бебелон, принадлежавший Ганнибалу, приносил ежедневно 150 фунтов (49 килограммов) серебра или 17 тонн 885 килограммов ежегодно. Страбон пишет, что в Испании: «Некоторые из частных владельцев рудников в течение трех дней добывают эвбейский талант серебром», что составляет примерно 120 талантов (три тонны 143 килограмма) серебра в год.

Кельтиберские племена являлись не только воинственным народом, но также не надежными союзниками. За предложенную противником более значительную сумму денежного вознаграждения они неоднократно переходили на сторону неприятеля или просто устранялись от ведения боевых действий. Гасдрубал в 211 году перекупил 20 000 кельтиберов, нанятых на службу братьями Сципионами, что привело к разгрому двух римских армий и гибели обоих полководцев. К подобному методу прибегали и римляне. В 197 году консул Марк Порций Катон подавлял восстание кельтиберов и со слов Ливия: «Турдулы призвали десять тысяч наемников-кельтиберов, дабы продолжить войну чужими руками. Тогда консул послал военных трибунов к кельтиберам и предложил им перейти на сторону римлян за плату вдвойне выше той, о которой договорено было у них с турдетанами».

По свидетельству Аппиана, преследуемый римлянами при отступлении в Колхиду Митридат Эвпатор забрал из сокровищницы в крепости Синорега 6000 талантов. Указанная сумма равнялась годовому жалованью 100 000 воинов. В начале Индийского похода Александру Македонскому содержание 120-тысячной армии обходилось примерно в двадцать талантов в день или 7 200 талантов в год. Произведя не сложный арифметический расчет, можно определить, что годовое жалованье только одного 4-тысячного отряда кельтиберов на службе у Магона или Гасдрубала, составляло примерно 240 талантов. При условии благополучного возвращения наемников на родину, часть этих денежных средств, впоследствии могла пойти в уплату контрибуции, наложенной Марцеллом после подавления восстания кельтиберов.

Кельтиберы в качестве наемников служили в рядах римской армии в провинции Британия в эпоху принципата. Благочестивая Верная когорта на рубеже II-III веков специально набиралась из кельтиберов-наемников для участия в Дакийских войнах Траяна. На территории лимеса в I-III веках в провинциях Верхняя Германия, Реция и Норик несли службу семь вспомогательных подразделений

римской армии, которые были сформированы в провинции Испания Тарраконская, где проживали кельтиберы. Таким образом, услуги кельтиберов как наемников были востребованы на протяжении шести веков.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9