Найти тему

Салемский процесс

В мае 1692 года в городе Салем, штат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской "охоты на ведьм" было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме. В мае 1693 года губернатор штата помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано незаконным.

В конце XVII века жизнь в североамериканских колониях была несладкой. С одной стороны, колонисты почти не платили никаких налогов, которыми облагало англичан правительство в Лондоне. Земля была плодородна, и ее хватало всем. С другой стороны, малоосвоенные территории по соседству с индейскими племенами всегда были источником смертельной опасности — постоянные набеги туземцев воспитали в колонистах ощущение фатализма: «Бог даст, выживем, не даст — погибнем».

Салем сегодня
Салем сегодня

Городок Салем был основан в 1629 году английскими колонистами-пуританами. А значит, большая часть жителей небольшого города были членами радикальной протестантской секты. Эти люди даже на фоне остальных протестантов отличались особым фанатизмом.

Пуритане отрицали иерархию англиканской церкви, не признавали священников, жаждали претерпеть муки за свою веру, чтобы в награду оказаться в раю. Их девизом были слова «страдающий — побеждает». Они отрицали мирские радости и призывали проводить всю жизнь в неустанных трудах и молитвах.

Пуритане
Пуритане

Конечно же, подобный образ жизни вызывал в Англии непонимание: вроде бы нормальные люди, но отказываются выпить кружечку пива холодным вечером, запрещают танцы, да и власть короля не признают, что уже ни в какие ворота не лезет. В общем, пуританам, чтобы спасти свою жизнь и сохранить веру, приходилось садиться на корабли и отправляться в Северную Америку, где на их религиозные и политические убеждения не обращали внимания.

Это стало одной из самых главных причин появления колоний Новой Англии, где большая часть населения была сектантами разной степени радикальности. Объединяло их одно — фанатичная вера, ощущение того, что конец света и Страшный суд состоятся буквально на днях.

А еще — иррациональный ужас перед колдовством и черной магией. Все они бежали от греховного мира Старого Света в Новый Свет, где должен был воссиять свет истинной веры. Если там не будет еретиков, конечно же.

Пуритане ссылались на Библию, где в Книге Исхода говорилось: «Ворожей не оставляй в живых». Следовательно, всякий изобличенный в колдовстве должен быть казнен. Согласно библейской доктрине и убеждениям протестантов XVII столетия, большая часть тех, кто занимается колдовством, — женщины, ведь они слабы духом и более греховны по своей природе (именно Ева соблазнила Адама попробовать плод райского древа), а поэтому часто вступают в связь с демоническими силами.

В колониях охотно раскупали книги, посвященные процессам над ведьмами, где подробно описывалось, как выявить колдунью и затем добиться признания в занятиях черной магией. Одним из авторов таких трудов был преподобный Коттон Мэзер из Бостона, который еще появится в нашей истории.

Вопреки широко распространенному заблуждению, большую часть ведьмовских процессов устроили совсем не католики. Католическая церковь вообще отрицала колдовство, считая его суеверием. Инквизиция боролась не с магами, а с еретиками. Католики поощряли изучение богословия, поддерживали научную картину мира, многие выдающиеся ученые и Средних веков, и Нового времени были священниками или монахами. Зато протестанты охотно искали колдунов, подвергая подозреваемых пыткам и казням.

Вопрос о том, что произошло в Салеме и почему память об этом событии оказалась такой прочной, стал предметом бесчисленных исследований историков, социологов и врачей разных специальностей — от психиатров до эпидемиологов. Салем прочно закрепился в американской литературе и драматургии: чего стоят хотя бы «Дом о семи фронтонах» Готорна или «Суровое испытание» Артура Миллера. О рассказах Лавкрафта, происходящих в вымышленном Аркхеме, с любовью списанном с Салема, тоже трудно забыть.

И вот в январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница, 9 тилетняя Бетти и 11 тилетняя Абигайл. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, издавали крики и рычали, а так же бросались предметами и жаловались на невидимые руки.

Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек – происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

Титуба.
Титуба.

В феврале Пэррис пришел к выводу, что дети «околдованы». Выяснилось это так: Титуба, рабыня Пэрриса, по наущению соседки испекла ржаной пирог, замешав тесто на моче Бетти и Абигайль, заболевших девочек, то биш. Пирог, как полагалось по правилам магии, скормили домашней собаке, после чего дети внезапно указали на Титубу как на источник своих недугов. Причем сам ритал, был направлен на то, что бы собака, которая сьела пирог, покусала ту самую ведьму, которая должна вредить девочкам.

В тот же день, когда был испечен злополучный пирог, еще две молодые женщины из деревни заявили о том, что их терзают духи. Одна из новых жертв колдовства, Энн Патнэм, дружила с Бетти и Абигайль, а отец Энн был частым гостем старших Пэррисов.

Четвертая девушка, Элизабет Хаббард, пожаловавшаяся на чары, служила в доме дяди и тети Энн Патнэм. Но Энн и Элизабет обвинили в своих мучениях не Титубу, а неприятную соседку по имени Сара Гуд, бедную и сердитую старуху. Чуть позже Элизабет заявила, что ее мучает дух Сары Осберн, еще одной старухи, прикованной к постели, но раньше известной всей деревне как своим злоязычием.

Уже 1 марта констебли из города Салем арестовали Титубу и двух Сар — Гуд и Осберн, и в присутствии всей деревни начались допросы трех женщин.

Джон Готорн, судья.
Джон Готорн, судья.

Руководил допросами судья Джон Готорн, состоятельный горожанин безупречного происхождения. У судьи Готорна не было юридического образования, а у суда не было задачи выслушивать две стороны: суду вменялось доказать вину обвиняемых. Звездой допросов оказалась Титуба.

Она рассказала, что обе Сары, Гуд и Осберн заставили ее, рабыню, мучить девочек и теперь ее саму терзают духи. Но главное, что услышали жители деревни от Титубы, было сообщение о дьявольской книге, в которой кровью расписались не только три упомянутые выше женщины из Салема, но и еще шесть человек.

Все девять ведьм встречались возле дома хозяина Титубы — Сэмюэля Пэрриса.

Рассказ Титубы был очень убедителен и включал в себя все признаки заговора ведьм. Правда, изложенное рабыней практически слово в слово повторяло один популярный трактат о ведьмах 1608 года, и хозяин Титубы, проповедник Пэррис, этот трактат не просто читал, а принес экземпляр с собой на допрос. С учетом того, что формально ничто не мешало хозяину инструктировать рабыню, близость показаний Титубы и текста трактата не должна удивлять. Мы же допускаем, что тут может быть социальная подоплека?

По окончании допросов всех трех женщин — Сару Гуд, Сару Осберн и Титубу — отправили в тюрьму. Пока ничего экстраординарного в Салеме не произошло: в колдовстве обвинили обычных подозреваемых — двух вредных старух и рабыню небелой расы. В большинстве случаев эта история завершилась бы тихо через пару месяцев: но не тут-то было.

Энн Патнэм, которая свидетельствовала против Сары Гуд, внезапно обнаружила, что теперь ее терзают духи Дороти, маленькой дочки Сары, и Марты Кори, жительницы деревни. Тут же выяснилось, что дух Марты мучает еще одну молодую девицу — Мэри Уоррен, служанку в зажиточном доме Проктеров.

Но и это было не все: Энн Патнэм неожиданно для всех объявила, что ведьмой является и уважаемая всеми в деревне Ребекка Нерс, семидесятилетняя глуховатая старуха, матриарх большого семейства, раскиданного по всему штату. Таким образом, за каких-то две недели после рассказа Титубы о девяти ведьмах удалось идентифицировать шесть из них.

С середины марта 1692 года началось то, что сейчас называется «массовым психозом»: от ведьм страдали уже не только девочки-подростки, но и взрослые люди, включая мужчин. Например, квакерша средних лет по имени Батшеба Поуп заявила, что от наведенных на нее Мартой Кори чар она временно ослепла.

-6

К 21 марта в тюрьму отправились, внимание, четырехлетняя Дороти Гуд, Ребекка Нерс и Марта Кори. Далеко не вся деревня была убеждена в заговоре ведьм против добропорядочных жителей: например, кое-кто обратил внимание, что припадки, которыми внезапно стала страдать Мэри Уоррен, прекратились, как только ее хозяин Джон Проктер пригрозил хорошенько отлупить служанку. Правда, бедной девице это не очень помогло: уже в апреле ее саму обвинили в колдовстве.

Вместе с Уоррен в апреле в тюрьму угодили еще трое: старик Джайлс Кори, отказавшийся свидетельствовать против своей жены Марты, и две женщины — салемская жительница Бриджет Бишоп, которую однажды уже обвиняли в колдовстве, но в тот раз отпустили, и 14-летняя Абигайль Хоббс. Показания юной Хоббс сыграли важнейшую роль в процессе: она рассказала, что ее околдовали не в Салеме, а где-то в районе городка Фалмут в пограничном районе Каско-бэй.

-7

Очень скоро Энн Патнэм, все та же 12-летняя девица, усилиями которой в тюрьме уже сидели четыре человека, заявила, что теперь ее мучает дух некоего Джорджа Берроуза, покинувшего Салем проповедника, который к весне 1692 года осел в Фалмуте. 4 мая арестовали Берроуза, а заодно и еще четырех женщин из Каско-бэй. А 10 мая в тюрьме умерла первая обвиненная в колдовстве — Сара Осберн.

14 мая в Массачусетс из Англии прибыл новый губернатор — Уильям Фипс. Фипс родился в Мэне и вырос в Бостоне, так что он неплохо представлял себе местные реалии. Однако размах кризиса — к концу мая в колдовстве было обвинено уже сорок человек, и конца этому не было видно, — застал его врасплох. Кроме того, именно в 1692 году Массачусетс с юридической точки зрения оказался в странном положении: старая колониальная хартия, то есть уложение законов, перестала действовать, а новая еще не начала. Собственно, новую сам Фипс и привез из Англии, но она не могла вступить в действие до 8 июня. Губернатор счел, что действовать надо как можно быстрее, и созвал специальное досрочное заседание суда уже 27 мая.

Уильям Фипс.
Уильям Фипс.

В отчете, отправленном в Англию, не говорится, что судьям предстояло разбираться с заговором ведьм: вероятно, Фипс хотел скрыть размах происходящего от советников короля. А скрывать было что: эпидемия обвинений только нарастала, теперь ведьм искали уже по всему Массачусетсу, включая Бостон. В числе обвиненных появились столпы общества, например капитан Джон Олден, сын одного из пассажиров «Мэйфлауэра», первого корабля с пилигримами, причалившего к массачусетскому берегу в 1620 году. Олдена, правда, предупредили о готовящемся аресте, и он бежал из Бостона. Как бы то ни было, число обвиненных перевалило за сотню, а обвинителей уже и сосчитать не могли. Действительно, Фипсу надо было действовать, и действовать быстро.

Судьями губернатор назначил девять человек, все они были выходцами из элиты массачусетского общества: купцы, военные, советники. Сторону обвинения на процессе представлял опытный бостонский юрист Томас Ньютон, но в его задачу по тогдашним правилам входил только контроль за формальной стороной процесса. Всю остальную работу делали судьи. Обвиненным защитник не полагался: в штате до 1705 года нельзя было практиковать право и получать за это деньги.

Первое заседание суда состоялось 2 июня 1692 года. Прокурор Ньютон постановил рассмотреть прежде всего дело Бриджит Бишоп — пусть ее арестовали далеко не первой, зато ее дело было самым очевидным. Ее однажды уже обвиняли в ведовстве, но отпустили за недостатком улик.

-9

В этот раз Бишоп не повезло: соседи ей припомнили все, включая шумные ссоры с покойным мужем. Приглашенный врач осмотрел старуху и обнаружил у нее «ведьмин сосок», который, правда, через пару часов почему-то бесследно пропал, но первое слово оказалось дороже второго. Последней каплей стали показания двух плотников, которые за восемь лет до этих событий ремонтировали дом старой Бишоп и нашли в простенке несколько куколок с воткнутыми в них иголками. Такую разновидность черной магии в Англии и колониях знали хорошо, и у старухи не осталось ни единого шанса пережить этот суд. Уже 10 июня ее повесили.

Суд возобновился 28 июня. За это время появилось только три новых подозреваемых в колдовстве, а один из «старых» умер в тюрьме. Один из судей отказался от дальнейшего участия в процессе, зато остальные восемь заручились поддержкой ведущих пуританских проповедников.

Губернатор же получил сразу две петиции от ведущего баптистского проповедника Уильяма Милборна, который просил Фипса не давать судьям строить обвинение только на показаниях, касающихся призраков.

Милборн объяснял, что довести до виселицы можно кого угодно, если рассказать в суде о том, как призрак обвиняемого мучал обвинителя. Поскольку баптисты были диссидентами в среде пуритан, то к Милборну не то что не прислушались, но еще его же и оштрафовали на двести фунтов за подстрекательскую и крамольную петицию.

19 июля повесили еще пять женщин, в том числе Ребекку Нерс и Сару Гуд.

-10
-11

Следующие шесть заседаний суда увенчались 19 августа казнью еще пятерых обвиненных, причем четверо из них были мужчины. Двоих из них мы уже встречали: бывшего салемского проповедника Джорджа Берроуза, из Бостона, и фермера Джона Проктера.

9 сентября умер под пыткой упрямый старик Джайлс Кори. Еще восемь человек, в том числе Марту Кори, казнили 22 сентября. У наблюдавших за процессом современников появилось стойкое ощущение, что это безумие уже не остановить.

-12

Все изменилось в октябре.

Инкрис Мэзер, самый влиятельный пуританский проповедник Массачусетса, заручился поддержкой четырнадцати других видных церковных деятелей и представил губернатору Фипсу короткий доклад. В нем Мэзер призвал отказаться от показаний, касающихся призраков, о чем месяцами ранее писал баптист Милборн. К диссиденту никто не прислушался, но Мэзера игнорировать было незачем. Фипс запретил выносить приговоры обвиненным и потребовал от судей не принимать от свидетелей «призрачные» показания.

Инкрис Мэзер.
Инкрис Мэзер.

Обвинения стали рассыпаться одно за другим. Казней больше не было, всех обвиненных и подозреваемых распустили по домам (за исключением тех несчастных, за которых семьи не внесли тюремную мзду).

Последнее заседание суда состоялось 9 мая 1693 года, на нем рассматривали дело Титубы. С нее сняли обвинения и постановили, что ее хозяин, преподобный Пэррис, должен заплатить за содержание рабыни в тюрьме семь фунтов. Пэррис отказался, но Титубу удалось перепродать другому хозяину, и следы ее после этого теряются навсегда.

Четырнадцать месяцев охоты на ведьм не прошли даром для Массачусетса. Возмущение произошедшим было так велико, что уже в 1697 году колониальное правительство объявило день поста и размышления о трагедии. Тогда же один из судей, участвовавших в процессе, по собственной инициативе публично раскаялся в том, что способствовал казни невинных людей.

В 1702 году Энн Патнэм опубликовала письмо, в котором раскаивалась в своих свидетельствах. К 1711 году 22 человека были официально реабилитированы, их семьям выплатили 600 фунтов. В 1957 году штат Массачусетс извинился перед потомками салемских ведьм.

-14

Историю с охотой на ведьм в Салеме долгие годы списывали на трудноопределимый массовый психоз и искали медицинские объяснения показаниям девочек, с которых все началось: то ли они галлюцинировали на фоне отравления спорыньей, то ли страдали тяжелой формой болезни Лайма. Это только две версии из примерно полусотни.

Однако в 1974 году историки Пол Бойер и Стивен Ниссенбаум опубликовали монографию «Одержимый Салем: социальные корни колдовства», и тогда на печально знаменитую деревню удалось взглянуть совершенно по-новому.

Пол Бойер.
Пол Бойер.

Бойер и Ниссенбаум, изучая историю Салема, вытащили на свет все возможные документы, касающиеся ее жителей накануне охоты на ведьм: брачные свидетельства, купчие, завещания, судебные иски, доверенности, генеалогические древа, долговые обязательства. Картина оказалась сложной, запутанной, но совсем не мистической.

Стивен Ниссенбаум.
Стивен Ниссенбаум.

Например, выяснилось, что у проповедника Пэрриса, с чьей дочки Бетти началась вся история, был на редкость склочный нрав. Он добивался от своей салемской паствы не только полного содержания, то есть дома, участка, жалованья, но и сена для скота, дров для отопления и других житейских благ и удобств, за которые обычно проповедник платил сам. Половина деревни во главе с Патнэмами согласилась на условия Пэрриса, а вторая половина во главе с Проктерами отказалась.

Как мы видели, Патнэмы оказались на стороне обвинения, а Проктера повесили.

Поскольку для обвинения в колдовстве требовалось немного, то жители Салема быстро поняли, какой удобный механизм для сведения счетов друг с другом попал им в руки. Помните квакершу Поуп? Она не только отдала в руки суда Марту Кори, но и способствовала обвинению Ребекки Нерс, чей скот потоптал посевы Поупов.

И таких примеров в Салеме при ближайшем рассмотрении оказались сотни. Бойер и Ниссенбаум показали, что в начале 1690-х годов в силу сразу нескольких причин салемцы и в целом жители Массачусетса стали реже судиться друг с другом по хозяйственным вопросам: сказалась и сложная ситуация с судами, которые перестали действовать на время выработки новой хартии, и удорожание судебных пошлин.

Таким образом, в колонии, особенно в беднейших ее районах, типичные конфликты перестали разрешаться законным образом и тлели исподволь. Кроме того, в конце XVII века экономика колонии переживала кризис: сказались тяжелые зимы, засухи, неурожаи, а также непрерывные войны с индейцами на северной границе. Многие колонисты заметно обеднели, особенно те, кто целиком зависел от своих полей и скота, а такими были почти все жители деревни Салем.

На этой безнадежной ноте можно было бы и закончить рассказ об охоте на салемских ведьм, констатируя, что экономические и социальные беды в обществе порой рождают совершеннейших чудовищ.

-17

Но вот что примечательно: в Новой Англии не забывали эту историю никогда. О ней рассказывали в школах, ее разбирали на уроках права, о ней писали книги. После салемского процесса доверие к правительству колонии было подорвано, а сами колонисты убедились, что строительство города на холме откладывается.

-18

Попытки в конце XIX века поставить памятник жертвам ведовского процесса не увенчались успехом, но к этому времени Салем превратился в важный туристический центр — благодаря все тем же событиям. В XXI веке Салем называет себя мировой столицей Хэллоуина, и ведьмы там присутствуют повсюду, включая эмблему городской школы и нашивки на рукавах полицейских.

Парадоксальным образом Салем одновременно не готов примириться с тем, что навсегда связан с мрачной страницей истории, но охотно готов на ней зарабатывать.

Напоследок стоит заметить, что времена менялись буквально глазах. Симптомы, от которых страдали «околдованные» девочки в 1692 году, через тридцать лет в том же Массачусетсе считались признаками нисхождения божественной благодати. Никто и не вспомнил про ведьм.

-19

А сейчас давай я тебе расскажу, какие фильмы\сериалы можно посмотреть на этот счет:

-20

Суровое испытание от 1996 года. Завяка такова:

Девушки Салема вместе со служанкой Титубой отправляются в лес привораживать парней. Они пьют куриную кровь и танцуют, когда их видит священник Сэмюэль Пэррис. Девушки обвиняют Титубу в сотрудничестве с дьяволом.

-21

Девушка Салема от 1937 года. Старый, черно белый фильм.

Создатели фильма привнесли в Салемский процесс историю любви. Во времена охоты на ведьм жительница Салема Барбара заводит роман с молодым человеком. Пуританская община возмущена, а одна из девочек обвиняет девушку в колдовстве. На защиту Барбары встаёт её возлюбленный Роджер.

-22

Салем, это сериал от 2014. Закончился в 2017. Самая приятная, для меня картина.

Солдат Джон возвращается после войны с индейцами в Салем и обнаруживает, что в городе началась охота на ведьм. Создатели сериала реалистично передали напряжённую и тёмную атмосферу города XVII века.

-23

Салемские колдуньи от 1957. Тоже черно белый фильмец.

Ещё одна интерпретация истории Салемского процесса по мотивам пьесы Артура Миллера «Суровое испытание». В «Салемских колдуньях» фермер Джон Проктер заводит роман со служанкой Абигейл, но бросает её. Абигейл решает отомстить и сделать приворот вместе со служанкой Титубой. Девушек замечают и обвиняют в колдовстве.

-24

Салемские ведьмы, мини-сериал от 2019 года и он прям документальный.

Сериал максимально близко к реальности рассказывает историю охоты на ведьм. Он показывает, как Салем постепенно погрузился в безумные судебные процессы.

А теперь просто картины, которые имеют в подоплеке этот город) Октябрь же вроде)

-25

Ведьма, от 2015 года.

Хотя действие фильма происходит за 60 лет до Салемского процесса, он тоже рассказывает о колдовстве в Салеме. У семьи, которая живёт на окраине леса, пропадает ребёнок. Его забрала ведьма, чтобы сделать колдовскую мазь. Главную роль в фильме исполнила Аня Тейлор-Джой. (по мне, слишком медленно, но очень красиво)

-26

Согласно легенде, если невинная девушка в ночь Хэллоуина зажжет свечу в доме сестер Сандерсон, то ведьмы встанут из могил и съедят всех детей в городе, чтобы самим стать вечно молодыми. Поскольку коварным сестрицам суждено воскреснуть через 300 лет после казни за колдовство, им придется привыкать к современным нравам.

-27

Автор расположил действие своего романа в мрачном особняке городка Салемс Лот, и местные жители верят в то, что там томятся души умерших. В доме вот-вот должны появиться алчущие крови вампиры из старинного вырождающегося рода.

-28

Аннабеллум: Проклятье Салема от 2019 года.

В 1692-году салемские ведьмы попадаются в руки властей и их приговаривают к смертной казни, но перед смертью они успевают наложить проклятье на детскую куклу, которая случайно оказывается в руках дочери капрала конвоя. Вскоре после этого кукла пропадает на несколько веков и непостижимым образом оказывается в Англии.

-29

Повелители Салема, фильм от Роба Зомби, снятый в 2012 году.

В спокойном городе Салем во время ночного радио эфира ведущая Хэйди получает загадочную коробку с виниловой пластинкой «Повелители». Девушка ставит запись, но вместо рок-композиции местной группы на звучит послание от древних жителей.

Ну и на этом, я прощаюсь с вами) Побалуй свой мозг вкусненьким) Пока))