Квадробинг — психическое отклонение или норма взросления детей и подростков? Можно ли назвать квадроберов полноценной субкультурой или говорить о массовом движении рано? Насколько безобидно переодевание в животных и имитирование звериных повадок? Эти и другие вопросы обсудили эксперты Российского общества «Знание» во время дискуссии на тему «Квадроберы как субкультура: средство самовыражения или социальный риск?».
Мария Кандеева
В ходе разговора специалисты пришли к общему мнению: квадробинг не опасен, пока его сторонники соблюдают социальные нормы, и может быть даже полезным. Также участники диспута напомнили, что методы воспитания на примерах зверей как персонажей существуют давно.
«Если мы берём с вами литературу или любой другой развлекательный детский контент, то можем увидеть, что там очень часто используют образы животных. Это самый простой способ донести до ребёнка некую информацию о том, что важно и ценно. Дети через ассоциации лучше воспринимают ту или иную информацию», — рассказывает заведующая кафедрой психологии и педагогики НГТУ НЭТИ Валерия Капустина.
Она подчёркивает, что в советское время были популярны мультфильмы про бременских музыкантов, кота Леопольда.
«Сейчас появляется много детской психологической литературы, где содержание направлено на развитие эмоционального интеллекта. Вспомним про мышонка Тима, который то не хочет в детский сад, то хочет побеждать, то есть на примере конкретного животного показываются ситуации, с которыми сталкивается ребёнок», — продолжает специалист.
При этом, как заявляет Валерия Капустина, важно вовремя понять, когда эмоциональное воспитание переходит черту и появляются психические отклонения, которые, например, могут выражаться в демонстрации повадок животных в общественных местах.
Другой эксперт, преподаватель НГМУ Андрей Фунтиков, поддерживает слова психолога и говорит, что когда в метро квадроберы кусают людей, мамы выводят детей на улицу на поводке или дают им специальный корм — это ненормально.
«Если ребёнок никого не обижает и просто сублимирует, прячется за маской — это вопрос психологии. Когда он кого-то обижает и нарушает общепринятые нормы — это психиатрия, но такие отклонения есть во всех направлениях. Давайте возьмём любую социальную группу на 100 человек, по статистике там обязательно будет какой-то процент с психическими отклонениями. И у квадроберов тоже», — комментирует Андрей Фунтиков.
При этом специалисты отмечают, что квадробинг сложно назвать массовым движением, увидеть хотя бы одного его представителя на улице в Новосибирске непросто, тем более группу. По мнению участников дискуссии, про квадробику больше говорят в интернете и пишут СМИ. Возможно, нездоровый интерес перерастёт сам себя и разговоры про это направление выйдут из моды. Любая субкультура рано или поздно себя изживает.
«У нас уже были периоды, когда яркие направления выходили на первый план — эмо, готы и так далее. Но абсолютно у любой субкультуры есть период жизни. Всё зависит от того, как на это реагирует общество. Подростки — это протестный электорат, негативная реакция может привести к прямо противоположному эффекту: их будет становиться всё больше», — продолжает Валерия Капустина.
Если же движение легализовать, а ещё лучше — внести в него элементы бюрократии, оно перестанет быть запретным плодом, вызывающим интерес у молодёжи.
«Из серии: “Хочешь стать квадробером — тебе нужно зарегистрироваться в определённой системе, чтобы подать заявку на вакцину от бешенства, приобрести себе определённый антураж и так далее”. Скорее всего, это вызовет отток желающих заниматься квадробикой», — говорит психолог.
Исходя из этого член совета молодёжного парламента Новосибирской области Мирослав Столба заявляет, что не видит смысла в законопроекте о запрете пропаганды движения квадроберов.
«Что останется после того, как это сойдёт на нет, и нужен ли вообще вот такой нормативный акт? Я думаю, что это должны правильно проработать знающие люди и задать в первую очередь самим себе вопрос, а зачем это», — подытожил Столба.