Операция «Оверлорд», крупнейшая десантная операция в истории, стала поворотным моментом Второй мировой войны. Пока основные силы союзников были сосредоточены в Италии, на северо-западе Европы шла напряженная подготовка к этому событию. Масштаб операции впечатлял: 5 тысяч судов, 8 тысяч самолетов и 8 дивизий в первой волне. Атмосфера среди высшего английского командования была крайне напряженной, «трепет перед днем “Д”» витал в воздухе. Воспоминания о Дюнкерке и Дьеппе были еще слишком свежи. Тем не менее, операция «Нептун», первая стадия «Оверлорда», предусматривающая пересечение Ла-Манша, была спланирована с исключительной тщательностью. Объём приказов, выдаваемых войскам, достигал нескольких сотен страниц, что вызывало ироничные комментарии, как например в 3-й канадской дивизии, где операцию в шутку прозвали Overboard («За борт»).
Ключевым элементом успеха «Оверлорда» стала масштабная операция по дезинформации противника – план «Фортитьюд» («Стойкость»). Он состоял из двух частей: «Фортитьюд Норт» и «Фортитьюд Саут». «Фортитьюд Норт» был направлен на создание иллюзии высадки несуществующей «Четвертой английской армии» в Норвегии. Этот маневр отвлек значительные силы Вермахта: свыше 400 тысяч солдат и офицеров были дислоцированы в Норвегии по личному приказу Гитлера, несмотря на возражения его генералов. «Фортитьюд Саут», в свою очередь, имитировал подготовку к высадке Первой группы армий под командованием генерала Паттона, чье имя вызывало у немцев особый страх. С помощью макетов танков, самолетов и десантных судов на юго-востоке Англии создавалась видимость скорого вторжения именно в этом районе.
Благодаря работе агентов-двойников дезинформация распространялась весьма эффективно. Немцев убеждали, что высадка в Нормандии будет лишь отвлекающим маневром, а основной удар последует в районе Па-де-Кале. Немецкая разведка, переоценив силы союзников, попалась на эту удочку.
Разработчики «Оверлорда» понимали, что успех операции зависит от первых дней после высадки. Необходимо было обеспечить перевес сил на захваченном плацдарме, что было непросто, учитывая потенциальную скорость мобилизации немецких резервов. Решением стала тактика, отработанная в Италии: изоляция зоны боевых действий путем разрушения коммуникаций в тылу противника. Планировалось разрушить мосты, железнодорожные пути, товарные станции и ключевые перекрестки дорог в Нормандии, чтобы предотвратить подход немецких подкреплений через реки Сена и Луара. Чтобы скрыть истинную зону высадки, бомбардировкам подвергались территории вплоть до Голландии и Дании.
Черчилль был крайне обеспокоен планами массированных бомбардировок французских городов, предвидя большие жертвы среди мирного населения. Он обратился к Эйзенхауэру и Рузвельту с протестом, но Рузвельт поддержал Верховного главнокомандующего, аргументируя это необходимостью минимизировать потери среди союзных солдат. Черчилль просил ограничить предполагаемые потери среди мирного населения 10 тысячами человек, но и эта цифра оказалась заниженной. В результате бомбардировок, предшествовавших «Дню Д», погибло 15 тысяч и было тяжело ранено 19 тысяч французских граждан.
Тем временем в Италии войска союзников под командованием Марка Кларка добились значительного успеха, прорвав немецкую оборону и вынудив Кессельринга отступить. Гитлер объявил Рим «открытым городом», отказавшись от его разрушения. Это решение было продиктовано не гуманными соображениями, а тем, что Гитлер уже сконцентрировался на ожидаемом вторжении в Нормандии и надеялся нанести ответный удар по Лондону с помощью ракет Фау-1.
Гитлер с нетерпением ожидал вторжения, уверенный в неприступности своего «Атлантического вала»**. Он рассчитывал, что разгром союзников в Нормандии позволит ему сосредоточить все силы против СССР. Роммель, назначенный командующим обороной северной Франции, понимал, что «Атлантический вал» – скорее пропагандистский миф, чем реальное укрепление. Рундштедт, его начальник, и вовсе называл вал «дешевым блефом».
Роммель, имевший опыт противостояния союзной авиации в Северной Африке, предвидел трудности с переброской подкреплений и снабжением. Он настаивал на размещении танковых дивизий ближе к побережью, в отличие от Гудериана и фон Швеппенбурга, которые предлагали держать танки в резерве севернее Парижа для проведения мощной контратаки после высадки. Роммель опасался, что танковые колонны будут уничтожены союзной авиацией еще на марше.
Гитлер, придерживаясь принципа «разделяй и властвуй», не назначил единого командующего во Франции. Большая часть танковых войск находилась под его личным контролем и не могла быть задействована без прямого приказа фюрера. Роммель, тем временем, укреплял береговую оборону, особенно в Нормандии, где он ожидал главного удара союзников. В районе Па-де-Кале, обороняемом Пятнадцатой армией, увеличивалось количество пусковых установок Фау-1. Это место было ближе к английскому побережью и базам союзной авиации.
Немецкая контрразведка ожидала вторжения, о чем свидетельствовала активность французского Сопротивления и интенсивность радиопереговоров. Однако в кригсмарине, основываясь на метеопрогнозе, пришли к выводу, что высадка между 5 и 7 июня маловероятна из-за непогоды. В ночь на 5 июня даже были отменены морские патрули.
Погодные условия в начале июня были главной проблемой для Эйзенхауэра. 1 июня начальник метеослужбы предупредил о скором ухудшении погоды. Вторжение, запланированное на 5 июня, пришлось отложить. Новые метеоданные указывали на возможное улучшение погоды к ночи 5 июня. Эйзенхауэр принял сложное решение начать операцию, несмотря на шторм в Ла-Манше. Это решение, оказалось верным. Дальнейшая отсрочка привела бы к задержке вторжения на две недели из-за приливов и отливов, что негативно сказалось бы на боевом духе войск и факторе внезапности. Кроме того, через две недели от этой даты в Ла-Манше разразился сильнейший шторм. Несмотря на превосходство союзников в воздухе и на море, успех «Оверлорда» не был гарантирован.
Ранним вечером 5 июня французская служба Би-Би-Си передала серию кодовых сообщений, которые стали сигналом для французского Сопротивления. Парашютисты 82-й, 101-й американских и 6-й английской воздушно-десантных дивизий начали погрузку на самолеты и планеры. Южнее острова Уайт собирались десантные конвои союзников, представлявшие собой разношерстное собрание судов. Солдаты наблюдали впечатляющую картину: колонны кораблей десятков стран, включая 300 боевых кораблей – линкоров, мониторов, крейсеров, эсминцев и корветов – растянулись по Ла-Маншу.
В сумерках 277 минных тральщиков направились к побережью Нормандии. Адмирал Рамсей опасался больших потерь среди этих уязвимых кораблей. Бомбардировщики «либерейтор» и летающие лодки «сандерленд» патрулировали морское пространство от Южной Ирландии до Бискайского залива в поисках немецких подводных лодок. К счастью для союзников, ни одна немецкая подлодка не проникла в Ла-Манш во время прохождения конвоев. Транспортные самолеты с парашютистами и планерами на буксире пересекали пролив обходным путем, чтобы избежать повторения трагедии, произошедшей при высадке на Сицилии. Тем не менее, три самолета С-47 были сбиты огнем союзной ПВО при возвращении из зоны выброски десанта на полуострове Котантен.
Высадка воздушного десанта прошла не по плану. После пересечения береговой линии транспортники попали под сильный зенитный огонь и были вынуждены рассеяться. Аэронавигация также подводила. Лишь немногие группы десантников приземлились в заданных районах. Многие оказались вдали от своих частей, некоторые – прямо на немецких позициях. Часть десантников утонула в реках и болотах под тяжестью снаряжения. Однако это непреднамеренное рассеяние десанта сыграло союзникам на руку: немцы не смогли определить направление главного удара и посчитали высадку в Нормандии отвлекающим маневром. Удачной оказалась лишь операция по захвату моста Пегас через реку Див: планеры точно приземлились в заданном районе, и мост был быстро захвачен.
6 июня перед рассветом с аэродромов поднялись эскадрильи бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков. Среди летчиков были представители многих стран: Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Родезии, Польши, Франции, Чехословакии, Бельгии, Норвегии, Нидерландов и Дании. Некоторые эскадрильи, оснащенные «галифаксами» и «стирлингами», сбрасывали алюминиевые ленты и муляжи парашютистов, взрывающиеся при приземлении, чтобы создать у немцев ложное представление о масштабах десанта.
Минные тральщики выполнили свою задачу без потерь, чему способствовало штормовое предупреждение, удержавшее немецкий флот в портах. Тральщики передали пожелания удачи эсминцам, которые приближались к берегу, чтобы начать артиллерийский обстрел немецких позиций. Крейсера и линкоры заняли позиции дальше от берега.
130 тысяч солдат на десантных кораблях почти не спали той ночью. Около часа ночи войска, особенно на американских кораблях, получили плотный завтрак, после чего начали готовиться к высадке. Около 4 утра был отдан приказ собираться на палубах.
С рассветом линкоры открыли огонь из 14-дюймовых орудий. К ним присоединились крейсера и эсминцы. Немецкий генерал Райхерт описывал это зрелище как «сплошную череду вспышек на горизонте». На немецких командных пунктах зазвонили телефоны, сообщая о начале вторжения.
После артподготовки с моря к берегу подошли десантные суда с реактивными установками. Затем началась высадка плавающих танков «шерман». Многие танки затонули из-за сильного волнения на море, сорвавшего защитные экраны вокруг башен.
В секторе «Юта» американская 4-я пехотная дивизия высадилась с меньшими потерями, чем ожидалось, и начала продвижение вглубь территории, чтобы соединиться с парашютистами. На пляже «Омаха», однако, высадка столкнулась с серьезными трудностями. Артподготовка и бомбардировка с воздуха оказались неэффективными. Бомбы упали в тылу противника, не причинив вреда немецким позициям. Первая волна десанта понесла тяжелые потери от пулеметного и артиллерийского огня.
Высадившиеся солдаты, находясь в шоке и промокнув до нитки, жались к подножию утесов. Офицерам с трудом удалось поднять их в атаку. Немецкие части получили подкрепление в виде подразделений 352-й пехотной дивизии, но эти силы были не так многочисленны. К счастью для американцев, основные резервы 352-й дивизии были отвлечены на «охоту» за сброшенными с воздуха манекенами парашютистов. Хаос и большие потери на «Омахе» заставили генерала Брэдли задуматься об отмене высадки на этом участке. Однако сообщения о прорыве некоторых подразделений и поддержка с моря, оказанная эсминцами, приблизившимися к берегу на опасно близкое расстояние, в конечном итоге переломили выбор в пользу продолжения высадки.
В секторе «Голд» 50-я английская дивизия успешно продвигалась вглубь территории, заняв Байе на следующий день после высадки. Канадской 3-й дивизии в секторе «Джуно» пришлось столкнуться с укрепленными деревнями и сетью туннелей. В секторе «Сорд» высадка танков английской 3-й дивизии задержалась из-за высокой волны. Заминированные немцами дороги и артиллерийский огонь привели к большим потерям среди английской бронетехники, что затруднило наступление на Кан. Немецкий опорный пункт с сетью дотов оказывал упорное сопротивление. На фланге английская 6-я воздушно-десантная дивизия захватила участок между реками Орна и Див и взорвала мосты, чтобы предотвратить танковую контратаку немцев.
Монтгомери планировал быстро захватить Кан и окрестности для создания аэродромов. Однако немцы, засевшие в укрепленных фермах и деревнях, оказали ожесточенное сопротивление. Союзная разведка недооценила присутствие 21-й немецкой танковой дивизии в районе Кана. План Монтгомери был противоречив: с одной стороны, он хотел взять Кан в первые сутки, что было чрезмерно оптимистично, с другой – приказал бомбардировку города, которая затруднила наступление союзников и принесла страдания мирному населению, но не нанесла существенного ущерба немецким войскам.
Союзное командование опасалось немецкой танковой контратаки, что объясняет их осторожность. Гитлер, однако, отдал приказ о применении танков только во второй половине дня 6 июня. В то время как союзники переоценили эффективность бомбардировок, они недооценили роль штурмовой авиации, которая эффективно атаковала немецкие танковые колонны, двигавшиеся к зоне высадки. «Тайфуны» и «Тандерболты» нанесли значительный урон 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» и Учебной танковой дивизии. Канадской 3-й дивизии необходимо было быстро занять оборонительные позиции и установить противотанковые орудия. Однако английская 3-я дивизия продвигалась медленно, что помешало Второй армии выполнить поставленную задачу. Как и предсказывал генерал Морган, Роммель бросил танковую группу «Запад» против английского и канадского секторов. В результате Кан был взят только через месяц после высадки. Нехватка территории для создания аэродромов замедлила наращивание сил союзников. Несмотря на неудачу с захватом Кана и аэродрома Карпике, Монтгомери 8 июня доложил Эйзенхауэру, что «очень доволен ситуацией».
После первоначальной высадки союзникам предстояло расширить плацдарм и прорвать немецкую оборону. Бои в Нормандии были ожесточенными и кровопролитными. Затянувшаяся битва за Кан свидетельствовала о сильном сопротивлении немецких войск. Союзники активно использовали свою авиацию и артиллерию, но продвижение было медленным и трудным. Важную роль сыграла деятельность французского Сопротивления, которое осуществляло диверсии и передавало союзникам разведданные.
В конце июля - начале августа союзникам удалось осуществить прорыв из Нормандского «котла» и начать наступление вглубь Франции. Немецкие войска потерпели ряд поражений и были вынуждены отступать. 25 августа был освобожден Париж. Союзные войска продолжили наступление к границам Германии, столкнувшись с новым сопротивлением противника в ходе Арденнской операции.
Операция «Оверлорд» стала важным этапом на пути к победе над нацистской Германией, открыв второй фронт в Европе и способствуя освобождению оккупированных территорий.
Атлантический вал**:
Хотя фотографии Атлантического вала выглядят внушительно(и в этом-то и заключалась суть немецкой пропаганды), на деле же эффективность его была сильно преувеличена. Хотя некоторые участки были хорошо укреплены, в целом оборонительная линия страдала от ряда серьезных недостатков:
- Неравномерность укреплений: Укрепления были распределены неравномерно. Некоторые ключевые участки были хорошо защищены, в то время как другие имели лишь символические укрепления. Роммель, осознавая это, сосредоточил свои усилия на укреплении Нормандии, но времени и ресурсов для создания сплошной линии обороны не хватало.
- Нехватка ресурсов: Несмотря на масштаб проекта, немцы испытывали нехватку строительных материалов, бетона, стали и рабочей силы. Это приводило к использованию менее прочных материалов и упрощению конструкций.
- Проблемы с качеством: Качество постройки часто было низким. Использовались неквалифицированные рабочие, а контроль за строительством был недостаточным. Многие укрепления были уязвимы для артиллерийского огня.
- Нехватка опытных войск: Гарнизоны «Атлантического вала» часто состояли из слабо обученных резервистов, солдат второй линии или представителей союзных Германии стран. Им не хватало опыта и мотивации для серьезного сопротивления.
- Союзное превосходство в воздухе и на море: Главным фактором, снизившим эффективность «Атлантического вала», было подавляющее превосходство союзников в воздухе и на море. Союзная авиация могла беспрепятственно бомбардировать немецкие позиции, а флот осуществлял артиллерийскую поддержку десанта.
Таким образом, хотя «Атлантический вал» представлял собой значительное фортификационное сооружение, его реальная боевая ценность оказалась гораздо ниже, чем заявляла немецкая пропаганда. Фотографии, демонстрирующие мощные бункеры и другие укрепления, создавали иллюзию неприступности, но не отражали реального положения дел.