Найти в Дзене
Фонд "Люди моря"

Русские маяки: Буйнакский

Маяки – символы надежды и безопасности, которые на протяжении веков помогали морякам находить путь в бескрайних просторах морей и океанов. Новая рубрика «Русские маяки» посвящена этим уникальным сооружениям, которые стали неотъемлемой частью историко-культурного наследия нашей страны.

Автор рубрики – Ирина Босенко, специалист по истории маяков и член экспертного совета Фонда «Люди моря». Ее глубокие знания и многолетний опыт позволяют рассказать о навигационных сооружениях, раскрывая не только функциональное значение, но и культурную ценность объектов.

Специалист расскажет о самых известных и значимых маяках России, их истории, архитектуре и роли в развитии морской навигации.

Приглашаем вас в увлекательное путешествие по маякам России, где каждое сооружение – это не просто точка на карте, а удивительная история, полная открытий.

В истории навигации случается, что маяк становится навигационным знаком, или наоборот навигационный знак – маяком. Разница между ними в дальности видимости огня. Граница проходит на показателе 10 морских миль, то есть приблизительно 18,5 километров. При этом конструкция может не меняться, а может напротив полностью перемениться.

Маяк Буйнакский

История Буйнакского маяка в Дагестане насыщена большими переменами и насчитывает без малого столетие, за которое он успел четыре раза поменять конструкцию и спустя 85 лет службы стать настоящим маяком.

В 1926 году на мысе Буйнак в Каспийском море впервые появился навигационный огонь в виде ацетиленового фонаря, установленного на деревянном столбе. Газовое оборудование позволяло работать знакам в автоматическом режиме без вмешательства людей. За тридцать лет службы случилась только одна значительная перемена: деревянный столб заменили на более прочную и долговечную металлическую башенку. Ацетиленовый огонь на четырехгранной металлической пирамиде прослужил до 1965 года.

В 1960-х годах Советский Союз наладил выпуск серии электрических маячных фонарей. В это же время были спроектированы типовые железобетонные конструкции маячных башен. Для Буйнакского знака выбрали железобетонную круглую конструкцию, на верхней площадке установили электрический маячный фонарь с дальностью видимости огня 9 морских миль.

3D-модель навигационного сооружения, созданная по результатам обследования команды Фонда «Люди моря»
3D-модель навигационного сооружения, созданная по результатам обследования команды Фонда «Люди моря»

Башня состояла из отдельных колец диаметром 2 метра и высотой 15 метров, внутри был установлен вертикальный трап. Он позволял довольно быстро поднимать тяжёлые грузы внутри башни на верхнюю открытую площадку. Башню покрасили в белый цвет, чтобы создать контраст с лежащими позади неё горами, однако зимой на фоне заснеженных гор она была мало приметна с моря.

В таком виде знак проработал до 2008 года, пока башню не заменили новой конструкцией. В книге «Огни и знаки Каспийского моря», изданной в 2010 году, маяк Буйнакский упоминается как белый щит с двумя оранжевыми полосами, укрепленный на красной трехгранной металлической башне. Конструкция получила новое светооптическое оборудование, позволяющее называться маяком с дальностью видимости 20 морских миль, то есть приблизительно 37 километров.

Специалист по истории маяков,

И.Л. Босенко