Найти в Дзене

Пещерный храм Донаторов

Слово «донатор» означает «даритель», «дающий». Да и сами донаты придумали не прямо сейчас нежелающие работать личности. Хотя они, скорее всего, считают себя первооткрывателями в силу слабой образованности. Конечно с учетом современного стремления к чистоте русского языка этим господам следует писать не «донатьте сколько сочтете нужным, вот мой счет», а более аутентичное «подаааайте Христа ради…», вот только большинство из них к России, русскому самосознанию и русской истории не имеют никакого отношения – ведь если собака каким-то чудом и родится в медвежьей берлоге, медведем от этого она всё равно не станет. Для них это просто случайное место рождения, сами существа это ощущают, поэтому стремятся уехать подальше от родной страны, предварительно её словестно измарав. Оправдываются перед собой они таким образом, что ли? Причем под раздачу пахучей субстанции попадают не только родная страна, но и все бывшие соотечественники скопом, включая тех, на чьи деньги, собственно, и был осуществлён

Слово «донатор» означает «даритель», «дающий». Да и сами донаты придумали не прямо сейчас нежелающие работать личности. Хотя они, скорее всего, считают себя первооткрывателями в силу слабой образованности.

Фото взять в свободном доступе в сети Интернет
Фото взять в свободном доступе в сети Интернет

Конечно с учетом современного стремления к чистоте русского языка этим господам следует писать не «донатьте сколько сочтете нужным, вот мой счет», а более аутентичное «подаааайте Христа ради…», вот только большинство из них к России, русскому самосознанию и русской истории не имеют никакого отношения – ведь если собака каким-то чудом и родится в медвежьей берлоге, медведем от этого она всё равно не станет.

Для них это просто случайное место рождения, сами существа это ощущают, поэтому стремятся уехать подальше от родной страны, предварительно её словестно измарав. Оправдываются перед собой они таким образом, что ли? Причем под раздачу пахучей субстанции попадают не только родная страна, но и все бывшие соотечественники скопом, включая тех, на чьи деньги, собственно, и был осуществлён переезд, то есть те самые современные «донаторы». Хотя, откровенно говоря, людей, шлющих деньги подобным личностям, действительно можно только презирать.

Но я отвлеклась.

В средние века спонсорство было тоже чрезвычайно распространено, с одним существенным отличием – облагодетельствованные были обязаны публично благодарить тех, кто оказал им помощь. Никакого «сделал добро – брось его в воду», «вы дали деньги, а остальное вас не касается» и «как не стыдно желать благодарности за свои копейки (которые совсем не копейки, разумеется) и отслеживать их целевое использование». Всё было четко, прозрачно и с публичным оглашением. Так что полностью присвоить себе взнос, предназначавшийся, например, на строительство храма, переехать в соседнее королевство или княжество и там построить на этот взнос замок, не получится – благотворители не будут скромненько молчать, соблюдая приличия, придуманные гораздо позже и не совсем честными людьми.

А вы поговорите на эту тему с Магистром Нуфлином, еще более пожилым и куда более солидным джентльменом. И он вам скажет, что нравственность придумали сытые, могущественные и очень неглупые люди, чтобы все остальные посвящали свой досуг поискам правых и виноватых. И не мешали им спокойно кушать.
Макс Фрай. «Тёмные вассалы Гленке Тавала»

Вот так и был построен этот храм, причем среди элементов его росписи имеются фигуры, которые не идентифицированы как святые. Так что, скорее всего, это и были те самые «донаторы» – богатые и уважаемые люди, давшие деньги на основание и содержание церкви.

Но о росписи храма я еще расскажу, причем весьма подробно.

Попасть к храму Донаторов можно разными путями. Кто-то идет от Эски-Кермен, но нашей группе было удобнее пройти через Челтер-Мармара, поднявшись по деревянным лестницам на плато.

Лестницы монастыря Челтер-Мармара
Лестницы монастыря Челтер-Мармара
Лестницы монастыря Челтер-Мармара
Лестницы монастыря Челтер-Мармара
Лестницы монастыря Челтер-Мармара
Лестницы монастыря Челтер-Мармара

Отсюда открывается прекрасный вид на Севастополь

Севастополь
Севастополь
Севастополь
Севастополь

и на Терновку,

Село Терновка
Село Терновка
Село Терновка
Село Терновка

за которой виден Шулдан-Бурун и гора Баба-Даг, на которой расположен еще один пещерный город – Мангуп-Кале.

Шулдан-Бурун и гора Баба-Даг
Шулдан-Бурун и гора Баба-Даг

Но сейчас мы направились не вдоль обрыва, а на противоположную сторону плато, чтобы спуститься вниз в сторону Эски-Кермен.

Идем по плато
Идем по плато

Мы прошли мимо таврских ящиков,

Таврские ящики
Таврские ящики

рядом с которыми, да и дальше, вдоль лесной дороги, цвели примулы и подснежники,

Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы
Крымские первоцветы

а так же пробивались листья яртышника – крымской орхидеи.

Яртышник
Яртышник

Наша экскурсия состоялась ранней весной.

И вот впереди уже виднеется балка Черкез-Кермен,

Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен

в скальной полости борта которой и расположен храм Донаторов.

Скала Череп
Скала Череп

Темные впадины скалы с жизнеутверждающим названием Череп,

Скала Череп
Скала Череп

словно настоящие глаза, заглядывают в душу, и спрашивают: «Кто к нам пришел в гости в этот раз? С добром ли, с худом ли?» Вопрос вполне логичный – слишком многие приходили в храм Донаторов со злым умыслом.

Раньше найти храм было непросто – проторённой дороги к нему нет, и лишь незаметная тропка вьется по склону вверх среди полян подснежников,

Подснежники
Подснежники
Подснежники
Подснежники

но не так давно Бахчисарайский музей-заповедник, к которому официально относится храм Донаторов, установил табличку-указатель, чтобы малочисленные туристы не заблудились.

Информационная табличка
Информационная табличка

Но место всё равно не слишком посещаемое.

Тропинка приводит нас на вершину скалы, на которой верующие установили деревянный крест.

Макушка Черепа
Макушка Черепа

Сам храм находится в ее толще, как раз под крестом,

Вход в храм
Вход в храм

но чтобы попасть в него надо спуститься по шатким деревянным лестницам и весьма ненадежным мосткам.

Мостки
Мостки

Но нас, естественно, это не остановило. Кроме того, после Шулдана эти лестницы кажутся вполне крепкими и надежными.

Сам храм весьма невелик – его площадь составляет примерно 16 м².

Храм Донаторов
Храм Донаторов

Окно в нем всего одно, прорубленное возле алтарной части.

Храм Донаторов
Храм Донаторов

Частично сохранились остатки колонны и перегородки, отделявшей алтарную часть. На северной стене вырублены декоративные углубления – аркосолии.

Сохранился храм очень плохо – когда на ограниченной территории находится слишком много исторических и культурных памятников, то следить за сохранностью каждого из них можно просто не успевать, особенно если объект очень маленький и находится на отшибе.

Возможно, именно поэтому уникальные фрески храма Донаторов в настоящее время практически утрачены.

Храм Донаторов
Храм Донаторов

А ведь этот храм изначально прославился именно своей уникальной фресковой росписью, от которой остались лишь описания исследователей. Я при рассказе буду опираться на текст книги Ю.М. Могаричева «Пещерные церкви Таврики», которую нам посоветовал гид.

Нормальных фотографий росписи там, правда, нет, но этот пробел наш гид восполнил, продемонстрировав копии с калек реставратора И.Г. Волконской, которая работала в храме в 2001 – 2002 годах.

Копия кальки реставратора И.Г. Волконской
Копия кальки реставратора И.Г. Волконской

Лишь благодаря этой замечательной женщине удалось сохранить хотя бы память о том, как выглядела храмовая роспись. Кроме того Волконская также выполнила частичную реконструкцию изображений – там, где сохранившиеся участки давали такую возможность.

В литературе этот храм упоминался не слишком часто, а первое подробное описание сделал Н. Эрнст в 1929 году, при этом исследователь отметил хорошую сохранность росписей и то, что они, в отличие от других храмов, выполнены по более толстому слою штукатурки.

Более подробно храм был исследован Н.И. Репниковым в 1933 году, который датировал его последней четвертью XIV века, и пришел к выводу, что заброшен храм был, скорее всего, после падения княжества Феодоро, которому принадлежали эти земли.

В 1953 году О.И. Домбровский выполнил расчистку и консервацию самого помещения и росписи на стенах.

Но консервация не помогла. Вернее, она помогла на какое-то время, но после 50-х годов прошлого века никакие работы в храме не проводились. Конечно, в 90-е годы в храм понабежали верующие, но они были способны лишь закоптить свечами всё, что еще оставалось хоть в какой-то сохранности и натащить бумажных иконок.

Храм Донаторов
Храм Донаторов

Вопросы сохранения, а уж тем более восстановления исторического и религиозного памятника их не волновали от слова «совсем». Кстати, богослужения здесь время от времени проводятся и сейчас.

А получить представление о фресках мы теперь можем только из описания Н.И. Репникова:

Изображение на синем фоне.
Здесь угадывается Святой Николай.
Здесь угадывается Святой Николай.
В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом.
Алтарная часть
Алтарная часть
Поклонение жертве
Поклонение жертве
В конхе поясной Деисус.
На потолке впритык с алтарным полукружием Благовещение, за ним по потолку композиции Крещения и Сретения.
По своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в 5 медальонах поясные фигуры, Из них сохранились с изображениями Грмолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его.
Храм Донаторов
Храм Донаторов

По предположению О. Домбровского, алтарная преграда была наращена иконостасом.

На северной стене
Копия кальки реставратора И.Г. Волконской
Копия кальки реставратора И.Г. Волконской
в западном аркосолии незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними.
В восточном аркосолии, по-видимому, остатки конной фигуры (копыта коня). По закрайкам аркосолии пышно орнаментированы узором и вязью надписи.
Храм Донаторов
Храм Донаторов
В пространстве между дугами медальоны с бюстами святых.
Неизвестный святой.
Неизвестный святой.
На простенке у алтарной преграды поясные изображения двух мучениц, ниже орнаментальное полотенце.
Мученицы
Мученицы
На тяге потолка мученик в княжеском одеянии и преподобный в рост.

Урон храму нанесло не только время, но и люди, движимые то ли корыстью, то ли еще какими-то низменными мотивами. После детального исследования фрески стало очевидно, что изображение Георгия Победоносца было переписано, а по следам на стене было определено, что имела место кража оригинального изображения – грабители профессионально срубили фреску вместе со штукатуркой. Когда это произошло – неизвестно, но фреска в итоге утрачена безвозвратно.

Но самая интересная часть росписи – это изображения тех самых донаторов. Разумеется, и от этой фрески мало что осталось, так что я вновь обращаюсь к описанию Н.И. Репникова:

В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей «донаторов». Посередине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени ДINOС с несомненностью устанавливают мученика Анкиндина, державшего в правой руке большой процветший крест, около которого OQ(VOIVIOS). Справа поясная женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Анкиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах. Правая рука наискось груди. Над головой остатки надписи ВOН справа TV. Рядом с этой фигурой остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами. Исподняя одежда белая. На голове остроконечный кокошник с эспри, в ушах серьги, сбоку надпись EKOIMHTV (почила, упокоилась). Аркосолий с помянутыми изображениями по закрайку орнаментирован.

Красные головные уборы мужчины и женщины позволяют определить их как князей.

Рядом с Георгием Победоносцем были изображены еще двое мужчин, предположительно, сыновья князей, однако от этих изображений остались лишь незначительные фрагменты.

Подобные изображения «спонсоров» создания храма встречаются не так уж часто, поэтому храм Донаторов является уникальным, и становится вдвойне горько и досадно от того, что это огромное историческое богатство утрачено безвозвратно просто по глупости.

От креста на скале открывается великолепный вид на балку Черкез-Кермен,

Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен

борта которой образуют округлые скалы, обточенные водой, ветрами и временем.

Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен

А примерно в середине балки видны ворота крепости Кыз-Куле,

Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен

о которой я уже как-то вскользь рассказывала. Но именно сегодня пришло время познакомиться с ней поближе.

Мы спустились со скалы и направились к новой цели.

Балка Черкез-Кермен
Балка Черкез-Кермен

До новых встреч!📷