Найти тему
Системы безопасности

Безопасность на основе стойкости – стратегия качества жизни

Оглавление

Качество жизни является определяющим в стратегии обеспечения безопасности. Человечество стремится к повышению качества жизни, однако все вкладывают в это понятие разные смыслы. На данный момент существуют устаревшие подходы к оценке уязвимостей, например террористических атак, потому так важно обратить внимание на изменение превентивных мер противодействия. Одним из подобных решений является риск-ориентированная технология информационного моделирования.

Николай Махутов, руководитель Комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, профессор, д.т.н.
Алексей Малый, руководитель группы реализации проекта "Столицы БРИКС", академик РАЕН, почетный строитель России, д.э.н.
Владимир Балановский, член бюро Комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук
Игорь Грунин, член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертных советов МСП и МТПП, член-корр. АПК
Леонид Балановский, член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК

Источниками опасностей и инцидентов, снижающими уровень качества жизни, являются естественные процессы и явления, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности. Наиболее вероятно воздействие 20 факторов: природных и техногенных, актов незаконного вмешательства (АНВ)1, человеческого фактора и культуры безопасности.

Качество безопасности

От безопасности напрямую зависит качество жизни, точнее, это две стороны одной медали. Безопасность не функция отдельной системы безопасности, а способность объекта инфраструктуры в целом одинаково устойчиво работать в штатных условиях и при деструктивных воздействиях.

Управление качеством безопасности – это подход к управлению объектом инфраструктуры2, нацеленный на соблюдение нормативно заданного уровня безопасности (качества), основанный на участии всего персонала объекта и использовании инженерно-технических систем, аппаратно-программных комплексов. Особенно это заметно на примере деятельности жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ) Москвы, в которой, помимо 600 тыс. сотрудников ЖКХ, пассивно принимают участие миллионы жителей и гостей столицы.

Применительно к городской инфраструктуре цель управления качеством безопасности – оптимизация уровня и состояния качества безопасности, с учетом экономических интересов жителей, а также требований устойчивого развития и непрерывности бизнеса структур ЖКХ. Повышение качества безопасности требует изменения и ее культуры, широкого внедрения в интересах жителей интеллектуальных систем безопасности как одного из основных компонентов.

Передовой опыт управления качеством безопасности в современных условиях должен рассматриваться не только применительно к объектам городского хозяйства РФ, но и передаваться странам БРИКС, особенно применительно к инфраструктуре столиц.

Этапы развития обеспечения качества безопасности – это противодействие:

  • природным факторам;
  • техногенным факторам, проявляющимся в результате несовершенства технологий и оборудования;
  • техногенным факторам, проявляющимся в результате старения оборудования, устаревания нормативных материалов и стандартов;
  • деструктивному воздействию человеческого фактора и низкой культуры безопасности;
  • актам незаконного вмешательства, в том числе терактам;
  • военным действиям в условиях четвертого поколения войны3;
  • комплексное, системное противодействие природным, техногенным и антропогенным факторам.

Качество безопасности жизни в современных турбулентных условиях определяется совершенством окружающих нас риск-ориентированных объектов социальной, транспортной, военной, производственной, информационной инфраструктуры. Такие безопасные объекты инфраструктуры отвечают требованиям безопасности:

  • в условиях деструктивного воздействия природных и техногенных факторов;
  • в части обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения;
  • в части культуры и качества безопасности, а для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) – транспортной безопасности по защите от АНВ.

Эволюция парадигм безопасности

Эволюция парадигм безопасности представлена в таблице.

Таблица. Эволюция парадигм безопасности
Таблица. Эволюция парадигм безопасности

В современных условиях риск-информированная, целеориентированная парадигма четко отражается в оценке уязвимости при построении модели нарушителя и сценария его действий. Все это разрабатывается с позиций специалиста – "безопасника", человека с нормальной психикой. Однако анализ поведения современных людей показывает, что изменение их психологии приобретает стойкий характер, что формирует корни терроризма и управляемый хаос4 руками неадекватных людей.

Психология терроризма

Главной составляющей терроризма для создания такого управляемого хаоса является психический компонент здоровья, поэтому особое внимание требует корректировка взглядов на роль личности в терроризме. Необходимо использовать криминалистическую психологию в процессе построения моделей нарушителей и сценариев АНВ, к которым относятся и теракты, и учитывать привлечение для их реализации психически больных людей. Анализ АНВ должен производиться с участием психиатров на основе интеграции результатов исследований различных наук, так как новые виды АНВ возникают в результате технической, тактической и психологической подготовки нарушителей. Это особенно проявляется при проведении терактов с использованием элементов ЖКХ (поджоги, взрывы газа и т.п.). Такие АНВ направлены на создание атмосферы хаоса с использованием психически больных людей, которые не осознают, что делают.

Безусловный выигрыш такой стратегии в том, что нет возможности найти инициаторов и процесс теракта носит как бы случайный характер.
Поэтому при разработке мер антитеррористической безопасности необходимо учитывать расстройства личности реализаторов терактов, а существующий упрощенный подход к личности террористов как к нормальным людям необходимо признать несостоятельным.

Учет изменения психологии людей, расстройства личности реализаторов АНВ отражает переход к использованию когнитивных аспектов и комплексного подхода к обеспечению безопасности на основе стойкости и ее рискинформированной, целеориентированной парадигмы.

Учет изменения психологии людей, расстройства личности реализаторов АНВ отражает переход к использованию когнитивных аспектов и комплексному подходу к обеспечению безопасности на основе стойкости и ее риск-информированной, целеориентированной парадигмы.

Стойкость инфраструктурных систем

Риск-информированная, целеориентированная парадигма безопасности, учитывающая когнитивные аспекты, строится на выполнении процедуры риск-информированного принятия технических решений.

Сначала идет анализ риска: идентификация и ранжирование угроз, оценка критичности ресурсов и уязвимости. Далее происходит оценка риска и рассмотрение превентивных/смягчающих мер, и, наконец, выносится определенное решение.

В условиях растущей частоты и масштабов последствий угроз различной природы только повышение стойкости систем инфраструктуры может обеспечить повышение качества безопасности. Управление стойкостью при этом рассматривается как расширение управления риском, способность систем инфраструктуры целенаправленно сопротивляться и сглаживать кратковременные воздействия опасных факторов, восстанавливаться после них, способность адаптироваться к запроектным воздействиям, которые могут нанести ущерб жизни людей и системам.

Роль стойкости инфраструктурных систем возрастает в современных условиях, когда происходит увеличение военных и террористических угроз и возрастает необходимость их оперативного предвидения, а также выработки мер противодействия. При этом на первое место выдвигаются труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия, описываемые концепцией "черный лебедь". Частота и роль таких событий возрастают с развитием взаимосвязей в мире, с тех пор как Интернет превратился в паутину взаимоотношений. Такая взаимозависимость не только увеличивает вероятность появления "черных лебедей", но и затрудняет прогнозирование типовых событий. Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные расхождения в конечном явлении, поэтому предсказание становится невозможным. На это рассчитаны интеллектуальные теракты, которые приобретают изощренный вид, не учитываемый при разработке мер противодействия в рамках типовых проектных аварий. Проблема адаптивного реагирования на труднопрогнозируемые и редкие события остра при противодействии запроектным авариям5, которые возникают при терактах в крупных городах, особенно на объектах инженерной инфраструктуры ЖКХ. Управление запроектными авариями с использованием оперативного предвидения и риск-ориентированного подхода с учетом когнитивных воздействий позволяет существенно снизить ущерб от терактов.

Процедура риск-информированного принятия технических решений
Процедура риск-информированного принятия технических решений

Риск-ориентированная технология информационного моделирования

Для проектирования безопасных объектов инфраструктуры предлагается риск-ориентированная технология информационного моделирования (РО ТИМ) с использованием искусственного интеллекта, умного города и Интернета вещей. Это отражает общественный запрос на цифровую трансформацию объектов инфраструктуры. РО ТИМ, в отличие от проектирования с применением технологии информационного моделирования (ТИМ), предназначен для решения многоцелевой задачи повышения уровня качества безопасности с учетом возникающих и развивающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме ее обеспечения.

РО ТИМ являются основой для управления стойкостью безопасных объектов, управления проектными решениями и мероприятиями, рисками деструктивных воздействий природных и техногенных факторов, военных, террористических угроз и несанкционированного вторжения.

РО ТИМ включает разработку следующих информационных моделей:

1. 0D – построение на подготовительном этапе информационных моделей:

  • результатов мониторинга территории объекта;
  • окружающей территории;
  • исходной информации об объектах на этих территориях;
  • исходной информации об объекте;
  • подготовительных работ;
  • системы антитеррористической защищенности;
  • мероприятий сил безопасности на подготовительном этапе.

2. 7D – проектные решения инженерно-технической укрепленности объектов инфраструктуры. Это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов объектов, их помещений и технических средств, обеспечивающих противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, предотвращению криминальных проявлений и противоправных действий, обеспечение антитеррористической защищенности объектов, инженерной укрепленности специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа.

3. 8D – системы антитеррористической защищенности объектов инфраструктуры. Размещение на объектах инженерно-технических средств охраны, систем видеонаблюдения, связи, оповещения и экстренной эвакуации, технических систем (средств), направленных на обнаружение радиоактивных, взрывчатых веществ, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ.

4. 9D – сценарии (мероприятия) антитеррористической защиты объектов инфраструктуры и транспортной безопасности. Информационная модель мероприятий по оперативному реагированию на сигналы об опасности от средств контроля безопасности, персонала и посетителей объекта включает пути передвижения охраны объекта и силовых структур, разработанные с использованием искусственного интеллекта на основе анализа оценки уязвимости объекта инфраструктуры, анализа моделей нарушителя и сценария его действий.

Стратегия научно-технологического развития БРИКС

Обеспечение безопасности на основе стойкости актуально не только при решении местных проблем, но и в процессе установления взаимодействия в сфере безопасности для совместной выработки стратегии научно-технологического развития столиц БРИКС. Это необходимо при выработке общего целеполагания научно-технологического развития, мониторинга и проведения совместных экспертиз научных исследований в соответствии с национальными целями развития БРИКС.

С позиций стойкости должно производиться стратегическое планирование и целеполагание, управление перечнями критических и сквозных технологий, установление технологических приоритетов, построение иерархии проектов технологического суверенитета стран БРИКС.

При этом должно осуществляться риск-ориентированное научное сопровождение процесса разработки проектной документации, выполняемой в соответствии с требованиями по обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры и территорий.

Риск-ориентированный, целеориентированный подход, учитывающий когнитивные аспекты, должен использоваться для определения необходимого уровня защищенности объектов столиц БРИКС (в зависимости от их категории).
Мероприятия и проектные решения для обеспечения защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения должны базироваться на лучших практиках с использованием передового оборудования, в том числе в сфере информационной безопасности и противодействия техническим разведкам недружественных стран.

Лучшие практики, сквозные технологии и передовое оборудование являются основой для разработки комплекса гармонизированных стандартов БРИКС, в частности в области автоматизации инфраструктуры умных безопасных домов. Это приведет к изменению программ инновационного развития столиц БРИКС, сфокусирует их на разработке критических и сквозных технологий безопасности. Разработка рискориентированных сквозных технологий также предусматривает их использование для участия в конкурсе программы "100 лучших товаров БРИКС".

Институт повышения квалификации стран БРИКС будет осуществлять риск-ориентированное научное сопровождение, разработку методических рекомендаций и учебного курса для переподготовки специалистов, выполняющих разработку проектной документации. Упомянутый курс позволит в короткие сроки осуществить переподготовку с выдачей документа о втором высшем образовании.

Научно-методическая поддержка действующих коллективов и создания новых позволит осуществлять разработки в области критических и сквозных технологий в сфере безопасности столиц БРИКС для обеспечения бесшовного кадрового перехода их участников от стадии начала реализации проектов до их внедрения в производство. Создаваемый при этом в рамках Ассоциации столиц БРИКС экспертно-аналитический центр будет включать Центр риск-ориентированного научного сопровождения сквозных технологий безопасности, который для столиц БРИКС станет основой компетенций, формирования механизмов целеполагания, поддержки технологических инноваций и трансфера технологий в сфере безопасности. Разработчики систем безопасности и их компонентов из РФ имеют реальную возможность включиться в процесс интеграции в рамках БРИКС и занять лидирующие позиции.

В условиях растущей частоты и масштабов последствий угроз различной природы только повышение стойкости систем инфраструктуры может обеспечить повышение качества безопасности.

Вывод

В заключение необходимо отметить, что в эпоху перемен парадигмы анализа и проектирования безопасности сложных инфраструктурных систем имеют существенные и неустранимые ограничения из-за непредвиденных запроектных воздействий.

Таким образом, основой качества жизни в РФ и БРИКС, а вместе с тем и комплексного обеспечения безопасности может стать только разработанная в РФ стойкость, наиболее адекватно отражающая современный этап эволюции парадигм безопасности.

1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности объекта инфраструктуры, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

2 Безопасность объекта инфраструктуры – это состояние защищенности объекта инфраструктуры от различных угроз, при котором созданы условия для его нормального функционирования и строгого соблюдения на нем установленных режимов. Инфраструктура – это базис, обеспечивающий функционирование системы.

3 Противодействие беспилотным летательным аппаратам (проблема даже в Москва-сити).

4 Управляемый хаос – эволюционный процесс с чередой порядка и хаоса, переходом к хаосу (гибели структуры) и выходом из него (самоорганизации).

5 Запроектная авария вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными (сверх единичного) отказами систем безопасности, а также ошибочными решениями персонала объекта.

Оригинал публикации >>

Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум shedevrum.ai/text-to-image