В исламе не принято изображать лица священных персонажей, поэтому на стенах мечетей нет изображений Аллаха и пророков. Последним и самым главным пророком для ислама является Мухаммед, основатель ислама как исторической религии. Однако мусульмане всегда стремились описать Мухаммеда с помощью слов, а в какие-то периоды ислама художники предпринимали попытки изобразить пророка. Давайте посмотрим, как они это делали и почему.
Изображение Мухаммеда без изображений
Уважение мусульман к пророку привело к появлению множества текстов, где подробно описывается жизнь Мухаммеда. Ибн Исхак (704-767 гг.), автор самой ранней биографии Мухаммеда, описывает жизнь пророка спустя век после его жизни. В тексте есть сюжеты, где Ибн Исхак описывает буквально каждый день из жизни Мухаммеда.
Однако есть более подробные описания пророка Мухаммеда, в том числе касающиеся его тела, характера и поведения. Исламский богослов 9 века ат-Тирмизи посвятил жизни Мухаммеда фундаментальные труды. Он стал автором одного из авторитетных сборников хадисов (преданий о пророке) "Сунан ат-Тирмизи", также написал подробный труд о внешности и характере пророка - "Добродетели Мухаммеда" (Аш-Шамаил аль-Мухаммадийя).
Некоторые подробности в описании ат-Тирмизи могут удивить и вызвать легкое недоумение.
Рост, кожа и количество седых волос
В "Добродетели Мухаммеда" передается хадис Анаса ибн Малика, сподвижника пророка, где сказано, что облик Мухаммеда был "усредненным":
"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был ни очень высоким, ни низкорослым. Его кожа не была ни бледно-белой, ни смуглой, а волосы не были ни резко завитыми, ни прямыми... Аллах забрал его к Себе в конце шестидесяти лет, когда на его голове было менее двадцати седых волос".
"Не видел никого красивее"
В следующем хадисе Малик добавляет, что у него были каштановые волосы и красивое телосложение:
"Он был красивого телосложения, а его волосы не были ни вьющимися, ни гладкими, каштанового цвета. Когда он ходил, его походка была уверенной".
В тексте передается хадис Ибн Исхака, который ссылается на слова сподвижника Мухаммеда - Аль-Бару ибн Азиба - о красоте и широких плечах пророка:
"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был ни кудрявым, ни гладковолосым, среднего роста, широкоплечим, с пышными волосами, доходящими до мочек ушей, и был одет в красную одежду. Я никогда не видел никого красивее!"
Подобное описание передается от зятя и сподвижника Али ибн Абу Талиба.
Длинные ресницы и предплечья, красивые коленные чашечки
Ибрахим ибн Мухаммед дает подробное описание пророка:
"Он не был ни пухлым, ни круглощеким, в его лице было что-то округлое. Он был белым с красноватым оттенком, с темными глазами и длинными ресницами. У него были великолепные коленные чашечки, локтевые суставы и лопатки, лишенные волосяного покрова. От верхней части груди до пупка у него была полоска волос. Ладони его рук и подошвы ног были коренастыми".
Возможно, самое подробное описание о пророке оставил его внук Хасан ибн Али:
У него был яркий цвет лица, широкий лоб, изогнутые брови, идеальные, но не сросшиеся, с веной между ними, которая пульсировала от гнева. Переносица у него была изогнута. Над ним сиял свет, и тот, кто не обращал на него внимания, счел бы его надменным. У него была густая борода, гладкие щеки, широкий рот, редкие зубы и тонкая полоска волос от верхней части груди до пупка. Казалось, что его шея была шеей статуи, отлитой из чистого серебра. У него было пропорциональное телосложение, крепкое телосложение, живот и грудь были равномерно распределены. Он был широкогрудым, широкоплечим, с крепкими конечностями и очень блестящей обнаженной кожей. Между верхней частью груди и пупком виднелась полоска волос, похожая на линию письма, в то время как его грудь и живот были обнажены, если не считать этого. У него были волосы на руках, плечах и верхней части груди. У него были длинные предплечья. У него было чувствительное прикосновение к рукам. Ладони его рук и подошвы ног были коренастыми. У него были хорошо сформированные конечности. Впадины на его подошвах были очень глубокими. Его ступни были такими гладкими, что с них стекала вода.
Очень поэтичное описание. Очевидно, что ранние мусульмане испытывали благоговейный трепет перед образом Мухаммеда, поэтому, скорее всего, давали идеализированный образ пророку, ведь красота - отражение добродетели. С помощью текста ат-Тирмизи мусульмане могли представить визуальный образ пророка.
Визуальные изображения Мухаммеда в последующие века
Выше можно было заметить визуальный ряд средневековых изображений пророка. Их создали сами мусульмане из иранской и тюркской среды. В мусульманских рукописях, примерно с 13 века, Мухаммеда изображают в полный рост рядом, обычно с ангелом Джабраилом или на мифическом скакуне Бураке. Где-то его лицо открыто, где-то прикрыто вуалью.
Однако подобные изображения были доступны в основном аристократам и правящей верхушке, а не народным массам. Обычные мусульмане довольствовались красотой мечетей и проповедями имамов.
Позже в Османской империи стал распространятся жанр "хилья" - это визуально-текстовое описание Мухаммеда с использованием символических орнаментов. В народной традиции турков считалось, что чтение хильи может защищать от неприятностей.
Не везде в исламе действует строгий запрет на изображения священных персонажей. Шииты относятся к этой практике более благосклонно, чем сунниты. Тем не менее, большинство мусульман стараются придерживаться принципа аниконизма (запрет на изображения) в отношении сакральных личностей и бога. Однако они вполне могут представить визуальный образ пророка благодаря текстовым свидетельствам из книги ат-Тирмизи. С другой стороны, насколько будет правдоподобен этот образ? Ведь текст возник поздно, а предания о пророке сильно искажались под воздействием трепета мусульман.
Смотреть дополнительный контент - Телеграм.
Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти и ТелеХрам
Статья по теме: