Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как выглядел пророк Мухаммед? Несросшиеся брови, волосатые руки, широкие плечи

Оглавление

В исламе не принято изображать лица священных персонажей, поэтому на стенах мечетей нет изображений Аллаха и пророков. Последним и самым главным пророком для ислама является Мухаммед, основатель ислама как исторической религии. Однако мусульмане всегда стремились описать Мухаммеда с помощью слов, а в какие-то периоды ислама художники предпринимали попытки изобразить пророка. Давайте посмотрим, как они это делали и почему.

Изображение Мухаммеда без изображений

Уважение мусульман к пророку привело к появлению множества текстов, где подробно описывается жизнь Мухаммеда. Ибн Исхак (704-767 гг.), автор самой ранней биографии Мухаммеда, описывает жизнь пророка спустя век после его жизни. В тексте есть сюжеты, где Ибн Исхак описывает буквально каждый день из жизни Мухаммеда.

Однако есть более подробные описания пророка Мухаммеда, в том числе касающиеся его тела, характера и поведения. Исламский богослов 9 века ат-Тирмизи посвятил жизни Мухаммеда фундаментальные труды. Он стал автором одного из авторитетных сборников хадисов (преданий о пророке) "Сунан ат-Тирмизи", также написал подробный труд о внешности и характере пророка - "Добродетели Мухаммеда" (Аш-Шамаил аль-Мухаммадийя).

Некоторые подробности в описании ат-Тирмизи могут удивить и вызвать легкое недоумение.

Рост, кожа и количество седых волос

В "Добродетели Мухаммеда" передается хадис Анаса ибн Малика, сподвижника пророка, где сказано, что облик Мухаммеда был "усредненным":

"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был ни очень высоким, ни низкорослым. Его кожа не была ни бледно-белой, ни смуглой, а волосы не были ни резко завитыми, ни прямыми... Аллах забрал его к Себе в конце шестидесяти лет, когда на его голове было менее двадцати седых волос".
Богословский диспут между пророком Мухаммедом и христианами Наджрана, аль-Бируни, «Аль-Асар аль-Бакия ан-Курун аль-Халия» («Хронология древних народов»), Тебриз или Марага, Иран, 1307 г.
Богословский диспут между пророком Мухаммедом и христианами Наджрана, аль-Бируни, «Аль-Асар аль-Бакия ан-Курун аль-Халия» («Хронология древних народов»), Тебриз или Марага, Иран, 1307 г.

"Не видел никого красивее"

В следующем хадисе Малик добавляет, что у него были каштановые волосы и красивое телосложение:

"Он был красивого телосложения, а его волосы не были ни вьющимися, ни гладкими, каштанового цвета. Когда он ходил, его походка была уверенной".

В тексте передается хадис Ибн Исхака, который ссылается на слова сподвижника Мухаммеда - Аль-Бару ибн Азиба - о красоте и широких плечах пророка:

"Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был ни кудрявым, ни гладковолосым, среднего роста, широкоплечим, с пышными волосами, доходящими до мочек ушей, и был одет в красную одежду. Я никогда не видел никого красивее!"

Подобное описание передается от зятя и сподвижника Али ибн Абу Талиба.

Одно из самых ранних изображений Мухаммеда, на котором пророк назначает своего двоюродного брата и зятя Али своим преемником, 1307 г.
Одно из самых ранних изображений Мухаммеда, на котором пророк назначает своего двоюродного брата и зятя Али своим преемником, 1307 г.

Длинные ресницы и предплечья, красивые коленные чашечки

Ибрахим ибн Мухаммед дает подробное описание пророка:

"Он не был ни пухлым, ни круглощеким, в его лице было что-то округлое. Он был белым с красноватым оттенком, с темными глазами и длинными ресницами. У него были великолепные коленные чашечки, локтевые суставы и лопатки, лишенные волосяного покрова. От верхней части груди до пупка у него была полоска волос. Ладони его рук и подошвы ног были коренастыми".

Возможно, самое подробное описание о пророке оставил его внук Хасан ибн Али:

У него был яркий цвет лица, широкий лоб, изогнутые брови, идеальные, но не сросшиеся, с веной между ними, которая пульсировала от гнева. Переносица у него была изогнута. Над ним сиял свет, и тот, кто не обращал на него внимания, счел бы его надменным. У него была густая борода, гладкие щеки, широкий рот, редкие зубы и тонкая полоска волос от верхней части груди до пупка. Казалось, что его шея была шеей статуи, отлитой из чистого серебра. У него было пропорциональное телосложение, крепкое телосложение, живот и грудь были равномерно распределены. Он был широкогрудым, широкоплечим, с крепкими конечностями и очень блестящей обнаженной кожей. Между верхней частью груди и пупком виднелась полоска волос, похожая на линию письма, в то время как его грудь и живот были обнажены, если не считать этого. У него были волосы на руках, плечах и верхней части груди. У него были длинные предплечья. У него было чувствительное прикосновение к рукам. Ладони его рук и подошвы ног были коренастыми. У него были хорошо сформированные конечности. Впадины на его подошвах были очень глубокими. Его ступни были такими гладкими, что с них стекала вода.

Очень поэтичное описание. Очевидно, что ранние мусульмане испытывали благоговейный трепет перед образом Мухаммеда, поэтому, скорее всего, давали идеализированный образ пророку, ведь красота - отражение добродетели. С помощью текста ат-Тирмизи мусульмане могли представить визуальный образ пророка.

Визуальные изображения Мухаммеда в последующие века

Выше можно было заметить визуальный ряд средневековых изображений пророка. Их создали сами мусульмане из иранской и тюркской среды. В мусульманских рукописях, примерно с 13 века, Мухаммеда изображают в полный рост рядом, обычно с ангелом Джабраилом или на мифическом скакуне Бураке. Где-то его лицо открыто, где-то прикрыто вуалью.

Ночное путешествие пророка Мухаммеда на Бураке
Ночное путешествие пророка Мухаммеда на Бураке

Однако подобные изображения были доступны в основном аристократам и правящей верхушке, а не народным массам. Обычные мусульмане довольствовались красотой мечетей и проповедями имамов.

Позже в Османской империи стал распространятся жанр "хилья" - это визуально-текстовое описание Мухаммеда с использованием символических орнаментов. В народной традиции турков считалось, что чтение хильи может защищать от неприятностей.

Примеры хильи. 1. Каллиграфический портрет пророка Мухаммеда, правая сторона бифолио из рукописи (18 век). 2. Османская хилья на деревянной панели, 18 век.
Примеры хильи. 1. Каллиграфический портрет пророка Мухаммеда, правая сторона бифолио из рукописи (18 век). 2. Османская хилья на деревянной панели, 18 век.

Не везде в исламе действует строгий запрет на изображения священных персонажей. Шииты относятся к этой практике более благосклонно, чем сунниты. Тем не менее, большинство мусульман стараются придерживаться принципа аниконизма (запрет на изображения) в отношении сакральных личностей и бога. Однако они вполне могут представить визуальный образ пророка благодаря текстовым свидетельствам из книги ат-Тирмизи. С другой стороны, насколько будет правдоподобен этот образ? Ведь текст возник поздно, а предания о пророке сильно искажались под воздействием трепета мусульман.

Смотреть дополнительный контент - Телеграм.

Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти и ТелеХрам

Статья по теме: