В мире медийного абсурда, когда конкурсы по телевизору превращаются в парад пошлости, где национальная культура подменяется иностранной дешевизной, канал «Россия 1» снова решил нас «порадовать». На этот раз — шоу «Ну-ка, все вместе!», где вокальные таланты оцениваются под аккомпанемент западной попсы и нелепой экзальтации жюри. Впрочем, кого это удивляет? Взяв лицензию на одноразовое западное шоу, наши деятели гоняют его уже шесть (!) лет, как заезженную пластинку на допотопном проигрывателе. Похоже, мы вступили в эру массовой культурной амнезии, где все, что было родным и любимым, стремительно замещается сладким, но отравляющим иностранным мусором.
Вот так я и сел перед телевизором, ничего не подозревая, готовый провести вечер за чашечкой чая и, возможно, получить удовольствие от просмотра. Поставил себе задачу не писать о шоу ни слова, ведь кто знает, куда заведут мои мысли. Но не тут-то было. Едва началась программа, как стало ясно: снова придется «брать в руки перо». Первый же номер оказался настоящей пощечиной тем, кто надеется на приличие на госканалах.
Выходит на сцену девушка, 17 лет, и с гордостью начинает исполнять легендарный, но откровенно сомнительный гимн кабаре «Мулен Руж» — песню Lady Marmalade. Публика в зале взрывается овациями, а члены жюри, не скрывая восторга, хлопают как заведённые. Лазарев вообще вскакивает с места и скачет от избытка чувств, будто это не просто песня, а настоящее откровение.
Но что же в этой песне так вдохновляет наших эстетов? Подождите-ка... Ведь я решил посмотреть, что именно она поет, и перевел текст. Позвольте процитировать первый куплет:
"Он встретил Мармелад в старом-добром Мулен Руж, демонстрирующую свои прелести на улице."
Вот это поворот, не так ли? А дальше еще интереснее:
"Он сидел в ее будуаре, пока она приводила себя в порядок. Парень выпил все спиртное и здорово почудил на ее черных атласных простынях."
Лазарев на этом месте, кажется, уже не мог справиться с переполняющими его эмоциями. Это нужно было видеть: выражения лиц судей, восторженные взгляды, безудержные аплодисменты. Ощущение, будто они лицезрели нечто священное, величественное и одновременно недоступное простым людям. А может, они просто потеряли связь с реальностью?
Но главное — зачем нам, зрителям, это подсовывают? Разве у нас на родине закончились песни, чтобы импортировать квазиэротику с Запада? Почему на канале, который принадлежит государству, ставят такую пошлятину и еще радуются?
Видимо, это и есть «великая отмена культуры» в действии. Нам хотят показать, что русская песня больше не нужна. Зачем слушать что-то родное, когда можно привнести дух кабаре и дешевого гламура прямо на федеральный канал?
Конечно, девушка попыталась «исправить» ситуацию, изменив одно слово в оригинальном тексте, которое звучало совсем уж неприлично. Но разве это что-то меняет? Смысл песни остался прежним. Она поет о том, как "вечером с кем-то отдонуть", и эта мантра западной пошлости разносится на весь российский эфир.
Ну что же, мы, как зрители, только можем задаться вопросом: а где контроль? Где редакторы, которые должны проверять контент? Где руководство канала, которое должно заботиться о нравственности? Или теперь все идет по принципу «всё, что западное — это хорошо»? Как будто чем больше бессмыслицы и пошлости мы перенимаем, тем быстрее забываем о своих корнях.
Да, были и другие исполнители в этом выпуске. Кто-то пел на русском, кто-то даже хорошо. Но дело уже было сделано: дух «Мулен Руж» уже поселился на сцене государственного канала. И мне грустно осознавать, что такие программы продолжают вызывать восторг у жюри, которое давно потеряло критерии качества.
А ведь это не единственный странный выбор песни. Началось всё с Наташи Королевой, которая, конечно, выглядит неплохо для своих 51 лет, но исполнять песню о «красивом мальчике на золотом коне» — это уже как минимум вызывает недоумение. Неужели у нас нет других песен для артистки, которая считается «легендой»?
Возможно, я чего-то не понимаю, может, я не дорос до всех этих современных мелодий, где смысл теряется за рифмами. Но мне действительно не хочется, чтобы на государственных каналах, которые мы все оплачиваем своими налогами, крутили такие номера. Да и кто будет объяснять молодому поколению, что песня о “девушке легкого поведения” из кабаре — это вовсе не про любовь, а про что-то совсем другое?
Куда мы катимся? Кто будет ставить культурные ориентиры, если даже государственные каналы транслируют нечто, что идет вразрез с нормами и ценностями, на которых строилась наша культура?
А вы как считаете? Когда закончится этот парад лицемерия и дурного вкуса? Почему песни, которые воспевают низменные инстинкты, становятся объектом восторга на шоу, где когда-то пели великие исполнители, а теперь орут про ночи с незнакомцами?
Мы видим отмену культуры в действии. И если не остановить это безумие, то скоро вместо песен о Родине мы будем петь гимны «Мулен Руж», а те, кто защищает наши традиции и ценности, останутся в меньшинстве.