Сегодня я хочу повѣдать исторію казачества и казачества на Кубани
Откуда появилось слово «Казакъ
Слово «казакъ» не русское. Оно взято изъ киргизскаго языка: киргизы съ древнѣйшихъ времёнъ да по нынѣ называютъ себя казаками. Полагаютъ, что слово это перешло къ намъ отъ татаръ, у которыхъ казаками назывались передовые отряды воиновъ, служившіе для развѣдокъ врага. Въ эти отряды набирались лучшіе наѣздники, которыми всегда были киргизы, тъ. е. казаки потому и банды эти назывались у нихъ казаками. Хотя эти шайки всегда были впереди татарской арміи и при встрѣчѣ съ вражиною, первыми начинали битву, у татаръ казачьи отряды не пользовались должнымъ уваженіемъ.
Въ мирное время казаки, живя на границѣ татарскихъ владѣній, занимались скотоводствомъ и разбоями (оттаго и шайки - банды), часто совершали нападенія на русскіе поселенія и деревни, грабили ихъ, угоняли скотъ и уводили людъ въ плѣнъ.
Когда появились казаки на Руси
До появленія въ Россіи татаръ, народъ русскій управлялся русскими князьями, которые для защиты своего народа отъ вражины содержали особое войско званное дружиною. Но въ 1237 году изъ Азіи пришлвъ несмѣтная орда татаръ, переправилась черезъ рѣку Волгу и напала на русскую землю. Въ теченіе трёхъ лѣтъ татары покорили всю Русь, сожгли города, принудили князѣй платить имъ ежегодно дань и поселились сами въ степяхъ, прилегающихъ къ Каспійскому и Чёрному морямъ.
Съ этого времени и начались страданія русскаго народа, жившаго по сосѣдству съ татарами. Татары часто грабили русскіе поселенія, а защищать ихъ было некому. Особенно часто подвергались разграбленію селенія Рязанскаго княжества.
И вотъ изъ числа жителей этого княжества стали выдѣляться люди, которые обязывались слѣдить за кочующими татарами и предупреждать своихъ поселянъ объ опасности. Для этого они разъѣзжали по границѣ и при появленіи скопищъ татаръ поджигали заранѣе приготовленные вѣхи. По этимъ сигналамъ жители убѣгали и угоняли свой скотъ въ лѣсъ, благодаря чему въ руки татаръ попадали только тѣ, кто не успѣлъ скрыться.
Сначала такихъ добровольцовъ было не шибко много, но съ теченіемъ времени количество ихъ постепенно возрастало. Когда же въ 1480 году Великій князь Иванъ III прогналъ татаръ и пересталъ платить имъ дань и когда татары начали особенно часто совершать набѣги, — тогда и количество добровольцевъ, нёсшихъ пограничную службу, стало быстро увеличиваться. Они собирались въ небольшіе отряды, избирали себѣ начальника, называвшагося атаманомъ, и не только вступали битву съ наступавшими татарами, но и сами нападали на ихъ поселенія и угоняли у нихъ скотъ. За свою службу они освобождались отъ разныхъ повинностѣй и стали называться казаками.
Не прошло и ста лѣтъ, какъ такихъ казаковъ появилось цѣлое войско. Царь Иванъ Грозный разрѣшилъ имъ поселиться на рѣкѣ Донъ, позволилъ имъ заводить свои порядки и освободилъ отъ пошлинъ съ тѣмъ, чтобы они защищали русскіе поселенія отъ татарскихъ набѣговъ. Эти, поселившіеся по рѣкѣ Дону казаки, съ того времени стали называться Донскими казаками.
Донскіе казаки не только защищали русскіе поселенія отъ татарскихъ набѣговъ, но и сами спускались на своихъ судахъ по рѣкѣ Дону въ морѣ и грабили прибрежные турецкіе города.
Съ теченіемъ времени нѣкоторая часть Донскихъ казаковъ отдѣлялась, перезодила на Волгу, на Терекъ, на Уралъ и тамъ образовывала отдѣльные казачьи войска, а одна ихъ часть, подъ начальствомъ атамана Ермака Тимоѳеевича, перешла даже Уральскіе горы и завоевала Сибирь.
Появленіе Малороссійскій казаковъ
Малороссы по своей природѣ весьма миролюбивый народъ. Любовь къ религіи и справедливости — ихъ природныя качества. Жили малороссы по обѣимъ сторонамъ рѣки Днѣпръ и до появленія татаръ управлялись русскими князьями. Во время татарскаго нашествія нѣкоторые князья пали въ битвахъ, другіе, потерявъ свою дружину въ битвахъ и не желая подчинятьсчъ татарамъ, ушли въ другіе страны.
Оставшись безъ защитниковъ, малороссы терпѣли много бѣдъ отъ набѣговъ татаръ, поселившихся по берегамъ Чернаго и Азовскаго морей. Въ особенности татарскіе набѣги участились съ того времени, когда малороссы были подчинены Литовскимъ князьямъ, не платившимъ дани татарамъ. Поэтому у нихъ также, какъ и у жителей Рязанскаго княжества, появились свои добровольцы для несенія пограничной службы, которые предупреждали жителей о появленіи татарскихъ скопищъ и которые со временемъ стали называться малороссійскими казаками.
Управленіе и войны Малороссійскій казаковъ
Литовскіе князья не притѣсняли малороссовъ, а тѣхъ изъ нихъ, кто записывался въ казаки, освобождали даже отъ податей. Поэтому съ теченіемъ времени большая часть малороссовъ зачислилась въ казаки. Всѣ казачьи поселенія малороссовъ были раздѣлены на округа, называвшіеся паланками (паланка (OR станъ, становище) < Ottoman Turkish پلانقه (palanka) - фортъ, видъ частокола, возводившегося османами, въ основномъ въ приграничныхъ районахъ и на путяхъ сообщенія < Latin - palanka (slat, plank or stake)). Каждой паланкой управлялъ полковникъ, а всѣ палочные полковники подчинялись одному начальнику, называвшемуся гетманомъ.
Для избранія гетмановъ и паланочныхъ полковниковъ малороссійскіе казаки собирались на войсковую раду.
Когда нужно было собирать казачьи полки, гетманъ разсылалъ гонцовъ къ паланочнымъ полковникамъ, которые отъ себя посылали гонцовъ по казачьимъ селамъ и, собравъ быстро всѣхъ очередныхъ казаковъ въ полкъ, являлись въ назначенное гетманомъ мѣсто.
При такомъ порядкѣ татарамъ рѣдко удавались грабежи казачьихъ поселеній, такъ какъ быстро собравшіеся казаки не давали возможность грабежа. Въ тѣхъ же случаяхъ, когда татары угоняли казачій скотъ и уводили въ плѣнъ людей, собравшіеся казаки нагоняли татаръ въ степи, отбивали у нихъ скотъ и людей, а затѣмъ и въ свою очередь грабили татарскіе поселенія, угоняя ихъ скотъ и уводя людей въ плѣнъ.
Но съ того времени, когда литовскій князь принялъ католическую вѣру, женился на польской королевнѣ ( въ 1589 лѣто) и когда литовцы и поляки образовали одно королевство, у малороссовъ появились и другіе враги – поляки (въ дальнѣйшемъ - лехи). Ляхскіе помѣщики, захвативъ въ свои руки власть, стали обращать малороссійскихъ казаковъ въ крестьянъ(см. Панщина), принуждая ихъ платить себѣ подати, а ляхское духовенство начало ихъ обращать въ католическую (римскую) вѣру. Для того, чтобы получить отъ малороссовъ больше дохода и чтобы принудить ихъ перейти въ католическую вѣру, ляхи отдавали православныя церкви въ аренду евреямъ (жидамъ), которые держали церкви на запорѣ и отворяли ихъ только за установленную плату.
Терпя только притѣсненія, казаки жаловались своему гетману, а въ тѣхъ случаяхъ, когда польскіе помѣщики не исполняли требованій и гетмана, собирались казачьи полки, которые и вступались за угнетенныхъ малороссовъ. Съ этого времени и начинаются безпрерывные войны малороссійскихъ казаковъ съ поляками. Въ этихъ войнахъ казаки жестоко мстили своимъ притѣснителямъ. Особенно этимъ отличались малороссійскіе казаки, жившіе на островахъ, за порогами рѣки Днѣпръ, въ Запорожской Сѣчи, и называвшееся запорожцами. Всѣ запорожцы носили на макушкѣ головы длинный чубъ, который они закладывали за лѣвое ухо и этимъ отличались отъ другихъ казаковъ.
Запорожская сѣчь и её устройство
Запорожская Сѣчь представляла изъ себя поселеніе, обнесенное валомъ и окопанное рвомъ. И валъ, и ровъ служили защитой отъ непріятеля.
Посреди Сѣчи стояла церковь, а вокругъ нее располагались длинныя низкіе зданія, крытые камышомъ и называвшіеся «куренями». ВЪ «куреняхъ» этихъ, и вообще, въ Сѣчи, жили только безсемейные казаки. Женщины туда не допускались, а если у кого изъ казаковъ была семья, то она жила далеко отъ Сѣчи. Вокругъ Сѣчи расположены были кузницы, лавки, духаны, въ которыхъ торговали евреи.
Всѣ запорожцы считались равноправными товарищами. Для поступленія въ число запорожцевъ требовалось только годность къ службѣ, исповѣданіе православной вѣры и подчиненіе сечевымъ порядкамъ. Такъ какъ у законовъ писанныхъ законовъ не было, то всѣ подчинялись традиціямъ, обычаямъ, существовавшимъ въ Сѣчи. За исполненіемъ этихъ этихъ обычій и традицій слѣдило сечевое начальство, избиравшіеся изъ своихъ же товарищей, для чего казаки ежегодно собирались на Войсковую Раду.
Главнымъ начальникомъ Запорожской Сѣчи, избиравшимся Войсковой Радой, былъ кошевой Атаманъ. Онъ пользовался въ Сѣчи неограниченной властью. По его приказанію запорожцы выступали въ походъ. Провинившихся казаковъ во время войны онъ могъ наказывать даже смертью. Кромѣ Кошевого атамана Войсковая Рада избирала Войскового судью, чинившаго судъ; Войскового писаря, который велъ всѣ письменныя дѣла Сѣчи, и Войскового есаула, который исполнялъ распоряженія Кошевого атамана, заготавливалъ продовольство и вообще завѣдовалъ войсковымъ хозяйствомъ.
За свою службу Кошевой атаманъ, Войсковой судья, писарь и есаулъ получали особые участки земли. Кромѣ того, имъ было положено и жалованьѣ: атаману и судьѣ по 70 рублей, писарю – 50 и есаулу 40 рублей въ годъ. Но жили они одинаковой жизнью со всѣми казаками, каждый въ томъ курене, изъ котораго избирался, и довольствовался, какъ и всѣ запорожцы изъ общаго котла.
Въ каждомъ курене избирался особый начальникъ, называвшійся куреннымъ атаманомъ ( куреней было 38, такое же количество и атамановъ ). Куренной атаманъ выступалъ въ походъ съ казаками своего куреня и въ битвахъ былъ ихъ распорядителемъ и начальникомъ. Въ мирное время онъ завѣдовалъ куреннымъ хозяйствомъ и вмѣстѣ съ кухаремъ наказывалъ провинившихся казаковъ своего куреня. За свою службу куренной атаманъ получалъ 17 рублей жалованья въ годъ.
Всѣ запорожскіе начальники имѣли особые знаки, съ которыми они обязаны были являться на Раду. Такъ, Кошевой атаманъ являлся съ атаманской булавой, Войсковой судья съ серебрянной печатью, писарь съ перомъ и желѣзной чернильницей, есаулъ съ малой булавой, а куренные атаманы съ бунчуками. Кромѣ того, запорожцы имѣли свое войсковое знамя, трубы и литавры (барабаны), а каждый курень имѣлъ свое куренное знамя или значокъ.
Запорожцы занимались преимущественно рыболовствомъ и скотоводствомъ. Но главное богатство составляла военная добыча. Воюя безпрерывно съ турками, татарами и поляками, они научились хорошо владѣть оружіемъ, не боялись смерти и въ битвахъ были неустрашимы (будто берсерки, Свинфилкинги, Ульфхеднары – авт.). Безъ войны запорожцы скучали и предавались разгулу. Поэтому въ тѣхъ случаяхъ, когда имъ приходилось оставаться праздными продолжительное время, они спускались по Днѣпру на своихъ лодкахъ въ морѣ, нападали на плававшіе турецкіе суда (галеры), грабили товары и освобождали невольниковъ, служившихъ на галерахъ гребцами.
Присоединеніе Малороссіи
Долго терпѣли малороссійскія казаки притѣсненія польскихъ помѣщиковъ и польскаго духовенства, Но когда Польскій панъ даже у казачьего гетмана Богдана Хмельницкаго и убилъ его сына, казаки рѣшили взяться за оружіе. Гетманъ Богданъ Хмельницкій заключилъ союзъ съ крымскимъ ханомъ (Ислямомъ 3 Гираемъ) и вмѣстѣ съ запорожцами и крымскими татарами напалъ на поляковъ и началъ уничтожать польскихъ помѣщиковъ и арендаторовъ-евреевъ. Высланное противъ казаковъ польское войско было разбито (битва подъ Жёлтыми водами) и начальникъ смертельно раненъ.
Но послѣ того, какъ Крымскій ханъ отказался помогать казакамъ и увёлъ свои войска, поляки начали брать верхъ (штурмъ Мозыря). Чувствуя, что съ одними казаками, безъ помощи другихъ нельзя побѣдить поляковъ, Хмельницкій уговорилъ казацкихъ полковниковъ просить помощи у Русскаго царя Алексѣя Михайловича и перейти къ нему въ подданство. Получивъ согласіе царя Алексѣя Михайловича, Богданъ Хмельницкій собралъ войсковую Раду въ городѣ Переясловѣ и здѣсь всѣ казаки приняли присягу на вѣрность Русскому царю.
Однако поляки не согласились съ темъ, чтобы малороссійскія казаки считали себя подданиками Русскаго царя, и объявили Россіи войну. По окончаніи этой войны всѣ малороссы, жившіе по левую сторону рѣки Днѣпръ, а также и Запорожская Сѣчь отошли къ Россіи и стали поддаными Русскаго царя.
Съ тѣхъ поръ, какъ малороссійскія казаки стали служить Русскимъ Царямъ, они во всѣхъ войнахъ стояли въ рядахъ русскихъ войскъ.
Прошло пятьдесятъ лѣтъ. Въ Россіи царствовалъ Пётръ Великій и вёлъ войну со Шведскимъ королёмъ Карломъ XII. Желая обезсилить Петра Великаго, Карлъ XII пообѣщалъ гетману Мазепѣ образовать изъ малороссовъ отдѣльное отъ Россіи королевство, если Мазепа перейдётъ на сторону Карла и поможетъ ему побѣдить Петра. Мазепа согласился, и Карлъ со своими войсками пришёлъ въ Малороссію. Но когда подъ Полтавой произошла битва, Мазепа явился къ Карлу только съ запорожцами, такъ какъ остальные казаки не пожелали измѣнить Русскому Царю и помогли ему разбить шведовъ. По окончаніи битвы Карлъ съ Мазепой и запорожцами бѣжали къ Крымскому хану, гдѣ запорожцы и остались, такъ какъ Пётръ Великій приказалъ разрушить Запорожскую Сѣчь.
Уничтоженіе Запорожской Сѣчи
Поступивъ поневолѣ въ подданство Крымскаго хана, запорожцы вскорѣ раскаялись и просили Петра Великаго простить измѣну и разрѣшить имъ возвратиться на Родину. Но Петръ оставилъ просьбу безъ отвѣта. И только спустя пять лѣтъ, когда царствовала Императрица Анна Іоанновна, они получили прощеніе, возратились на Родину и снова устроили Сѣчь въ 1734 годъ.
Устроивъ Сѣчь, запорожцы вновь приняли присягу на вѣрность подданства Россіи, и Императрица Анна Іоанновна повелѣла возвратить имъ всѣ Войсковыя регаліи: булаву, бунчуки, литавры и знамя.
Но недолго существовала построенная вновь Запорожская Сѣчь. Прошло всего 40 лѣтъ. За это время Польское королевство распалось. Часть его, прилегавшая къ казачьимъ землямъ, была присоединена къ Россіи. Вскорѣ и татары, жившія въ Крыму и по берегу Чернаго моря, тоже покорились Россіи. Такимъ образомъ, тѣ непріятели, съ которыми казаки вели непрерывные войны, подчинились Русскому Царю, и потому казакамъ нужно было приниматься за мирный трудъ.
Царствовавшая въ то время Императрица Екатерина Великая повелѣла освободить всѣхъ малороссійскихъ казаковъ, въ томъ числѣ и запорожцевъ, отъ службы и зачислить ихъ въ крестьяне, обложивъ податью. Всѣ малороссійскіе казаки подчинились новому закону, но запорожцы отказались подчиняться. Сколько ни уговаривалъ ихъ князь Потемкинъ, который былъ начальникомъ всего южнаго края, запорожцы стояли на своемъ и требовали оставить для нихъ прежніе порядки.
Тогда князь Потемкинъ рѣшилъ уничтожить Сѣчь и, получивъ на это согласіе Императрицы, послалъ генерала Теккели, повелѣвъ ему разогнать запорожцевъ и уничтожить Запорожскую Сѣчь. 5 іюня 1775 года Теккели атаковалъ Сѣчь. Хотя запорожцы сразу сложили оружіе и не оказали никакого сопротивленія, Текелли всё-таки рѣшилъ уничтожить всѣ строенія, бывшія въ Сѣчи. Деньги запорожцевъ, въ суммѣ 120 рублей, всё имущество и регаліи были отобраны, земли, принадлежащіе запорожцамъ, отошли въ казну. Послѣдняго Кошевого атамана Петра Колнишевского заключили въ тюрьму*, а большую часть казаковъ зачислили въ крестьяне, обложивъ ихъ подушной податью. Такъ навсегда пала Запорожская Сѣчь.
Но не всѣ запорожцы сдались Текелли. Около пяти тысячъ человѣкъ, подъ предводительствомъ Ляха, успѣли сѣсть на лодки, спустились по Днѣпру въ морѣ, пробрались къ устью Дуная и приняли турецкое подданство. Султанъ отвелъ имъ землю на берегу рѣки Дуная, гдѣ они и поселились, назвавшись турецкими или задунайскими запорожцами.
* – Онъ содержался въ тюрьмѣ въ Соловецкомъ монастырѣ, въ 1801 году былъ освобожденъ Александромъ I, прожилъ еще три года монахомъ въ томъ же монастырѣ и умеръ въ возрастѣ 109 лѣтъ.
Образованіе Черноморскаго войска
Разгнѣвавшись на запорожцевъ за ихъ упорство и неповиновеніе царскимъ указаніямъ, князь Потемкинъ приказалъ Текелли разогнать ихъ и уничтожить Запорожскую Сѣчь, съ чѣмъ тотъ и управился. Но когда гнѣвъ прошелъ, Потемкинъ увидалъ, что, разогнавъ запорожцевъ, онъ ослабилъ и всю русскую армію, лишивъ ея развѣдчиковъ и проводниковъ, какими всегда были сыны запорожскіе.
Прошло всего пять лѣтъ послѣ уничтоженія Запорожской Сѣчи и Императрица по ходатайству князя Потемкина объявила прощеніе ушедшимъ въ Османское государство запорожцамъ и предложила имъ возвратиться въ Россію. Однако запорожцы не возвращялись, боясь, что ихъ обманутъ и зачислятъ въ крестьяне.
Тогда князь Потемкинъ приблизилъ къ себѣ бывшихъ запорожскихъ старшинъ – Сидора Бѣлаго, Захарія Чепигу и Антона Головатого и въ 1785 году, съ разрѣшенія Императрицы, повелѣлъ имъ собрать бывшихъ запорожцевъ и составить казачьи полки, которымъ позволялось вновь завести у себя порядки, существовавшіе въ Запорожской Сѣчи, и заселить земли, лежащія между рѣками Днѣпръ и Бугъ.
Узнавъ объ этомъ, запорожцы съ радостью неимовѣрной начали собираться къ Сидору Бѣлому и Антону Головатому. И къ тому времени, когда началась война съ Турками (1787 годъ), они вновь заселились и устроили Сѣчь въ селѣ Слободзее и избрали Кошевымъ атаманомъ Сидора Бѣлаго, а Войсковымъ судьей Антона Головатого.
Въ войнѣ начавшійся съ Османіей, запорожцы учавствовали въ количествѣ двухъ полковъ: конный полкъ служилъ подъ начальствомъ Захарія Чепиги, а пѣшій, на судахъ подъ начальствомъ кошевого атамана Сидора Бѣлаго. Когда въ морскомъ сраженіи при крѣпости Очаковъ Сидоръ Бѣлый былъ смертельно раненъ и отъ раны черезъ 3 ночи умеръ*, казаки избрали Кошевымъ атаманомъ Захарія Чепигу, а Войсковой судья Антонъ Головатый принялъ командованіе казачьей
флотиліей.
Во всѣхъ сраженіяхъ, бывшихъ во время этой войны, казаки принимали самое видное участіе и за свою храбрость заслуживали похвалу и благодарность отъ всѣхъ начальниковъ. Но особенно они отличились при взятіи острова Березань и крѣпости Измаилъ. За проявленную при этомъ боевую доблесть всѣ казаки получили особые значки «За храбрость», имъ были возвращены бѣлое полковое знамя, куренные значки и войсковая печать съ повелѣніемъ именоваться Черноморскимъ Войскомъ. Кромѣ того, императрица разрѣшила князю Потемкину поселить Черноморское Войско на земляхъ, прилегающихъ къ рѣкѣ Кубани, въ мѣстахъ, которыя будутъ признаны удобными.
* – 19 іюня 1788 года