Angel Guts: Red Classroom
Добро пожаловать! Начинаю свои обзоры музыкальных альбомов, на статус критика и гения музыкальной мысли не претендую.
Мне нравится много разной музыки, разных исполнителей, разных жанров.
Думал с чего начать, о ком написать первый очерк. Пришло в голову, что это должны быть Xiu Xiu. Я думаю, что в нашей стране аудитория у группы небольшая, по крайней мере, мне так кажется, поэтому, возможно, для кого-то это станет откровением. Группа экспериментальная, шумная, шизофреническая. Альбомов достаточно много. Работа, о которой хочу сказать, это альбом 2014 года. После него вышло уже аж ещё пять штук. Пожалуй, это мой любимый альбом данного коллектива. Могу часто его переслушивать.
Минималистичная обложка, по сути является логотипом группы. Два скрещённых меча, символизирующие букву X, рукоятки тоже выполнены под букву X и их две, собственно, две буквы X и в названии коллектива. Ничего такого вроде, но залипательно.
Название альбома взято из японского эротического фильма 79 года. Я фильм не смотрел, ничего про него сказать не могу. Тексты песен на альбоме имеют сексуальный контекст, т.ч. в принципе понятно, почему название альбома отсылает к эротическому фильму. Тем более японскому.
Музыкальная составляющая. Первое, что хочется сказать, это самая агрессивная пластинка данного коллектива. Если будем привязывать жанровые теги, то, конечно, в первую очередь, я бы сказал, что это нойз. Шума здесь действительно много. Но вы знаете, в нойзе шума всегда обычно много, важно ведь, чтобы он был толковый. Так вот здесь он толковый. И его много. Есть нойзовые коллективы, которые мне нравятся, есть нойзовые коллективы, которые мне совершенно не нравятся, всё зависит от исполнителя и от его самобытности. Самобытности в целом,либо в рамках жанра. Здесь самобытности хватает.
Но намешано тут с лихвой. Электроника, какой-то арт рок, тот же нойз, опять же. Здесь в первую очередь ощущается влияние группы Swans, а его не может не быть. У лидера Xiu Xiu есть фит с Майклом Джирой, который является кавером на тот самый фит Дэвида Боуи и Фредди Меркьюри...но это другая история. Т.е. очевидно, что влияние Swans на Xiu Xiu имеет место как таковое, но именно в этом альбоме, оно, как мне кажется, катализируется.
Я бы выделил композицию "Stupid In The Dark", то как Стюарт, фронтмен тянет голос куда-то к небесам, вкупе с электронным подкладом, делающим ту самую шизофреническую атмосферу, ну, это надо услышать хотя бы один раз. Интересный факт, Стюарт по молодости играл в группе, которая каверила Bauhaus. Поэтому всё про темные материи думаю знает. "Stupid In The Dark", кстати, одна из наиболее "адекватных" песен на альбоме, т.е. уровень шизы на других треках значительно выше. Здесь нет пустот, мы можем слышать такую плотную, непроницаемую стену звука, два аналоговых синтезатора и очень, очень, очень много перкуссии. Музыкальная полифония. DIY в первозданном виде.
Вообще Стюарт к музыке относится серьёзно, но он не без юмора. "Тупой в темноте", разве может быть название лучше?
Ты преподал мне урок
Люди тупы в темноте
Люди бесполезны в лунном свете
Людей нужно любить
Любить без мыслей
Любить без мыслей
В лунном свете
А это перевод припева.
Эта некая сатира в названиях треков и иногда в текстах, в принципе, пронизывает всё творчество Xiu Xiu, подобных названий у их треков много, но и нет никаких границ. Композиция "Black Dick" даже была удалена со всех сервисов в 2023 году. Кстати, пожалуй, самая злая песня на альбоме, ну а её название, это провокация в чистом виде.
Я слышу здесь постоянный поиск. Смены музыкального пространства из одного в другое, из одного в другое. И это происходит постоянно, в какой-то момент привыкаешь к этому, хотя поначалу то голову ломает, в хорошем смысле этого слова. Вокал, как и в случае со "Stupid In The Dark", по-настоящему парит над музыкой, на протяжении всего альбома. Ну, Стюарт это умеет, как никто другой.
Помимо влияния Swans, есть что-то и от небизывестных немцев Einstürzende Neubauten. В принципе, если почитать какие-то отзывы критиков, многие это выделяют. Особенно мне это влияние показалось в композициях "Botanica de Los Angeles" и закрывающей альбом "Red Classroom" . Опять же и в этих треках по тебе шарашит звуковая стена, которую нам выстроили музыканты. Но, да простят меня фанаты коллектива Swans и Einstürzende Neubauten, но на этом альбоме всё интереснее, во много раз интереснее. Я не хочу сказать, что вышеуказанные две группы плохие, нет, просто Xiu Xiu конкретно здесь лучше.
"Adult Friends" , которую тоже хотелось бы выделить отдельно, это некий вопль отчаяния, это лирический удар в рамках нойза, где вы это ещё найдёте? Я не эксперт, но Стюарт здесь, в плане вокала выложился не хуже чем в "Stupid In The Dark", как мне кажется. Но в "Adult Friends" больше именно вложенной боли.
Две слезы в ведре
Взрослые друзья, взрослые друзья
Пыхтим, пыхтим
Мир такой, какой он есть
Я перевёл вам первый куплет и здесь всё понятно.
В целом весь альбом идёт примерно в одном звуке, некоторые отдельные куски в отдельных треках могут выделяться, но общий тон музыкального повествования от этого не меняется. Продюсировал работу Джон Конлетон, у него в портфолио есть альбомы собственно Swans, также Sigur Rós и Chelsea Wolfe. А в 2015 он получил Грэмми.
Музыка на альбоме объективно сложная, но если подготовиться, она вас затянет, уверяю. И вы дослушаете альбом до конца. Но, конечно, здесь нужна предварительно определённая психическая настройка, потому что как эта работа сложная музыкально, равно и в своём настроении она сложная и тяжелая. Но без этого никак, вспомните два переведенных текстовых фрагмента. Но отмечу, что это работает, конечно, только с вокалом Стюарта. Однозначно, этот альбом со мной останется. Надеюсь, что и с вами.