Словно шелест дождя
Строчки тихо вплетаются в чувства.
След оставит перо,
Но ещё далеко до искусства...
Тема нашего фотопутешествия с книгами "Музыка". Поговорим о музыке слов. Есть такие понятия в литературоведении, как аллитерация и ассонанс. Аллитерация - повторение в речи однородных согласных звуков с целью придания речи звуковой и интонационной выразительности.
Ассонанс - повторение в речи гласных звуков... Звукопись.
Читая стихотворение Ф. Тютчева "Гроза", мы слышим раскаты грома, сверкание молнии, шум ветра:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
А вот у Александра Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
Гласные звуки как ветерок на просторе, зачаровывают...
В стихотворении Афанасия Фета мы вместе с бабочкой неслышно опускаемся на цветок, вдыхаем его аромат, ощущаем лёгкость во всём теле )) Дышим легко, без одышки )). Наслаждаемся минуткой отдыха ))
В краеведческом музее можно встретить такие раритеты. Почти в каждом доме шипел патефон или граммофон, звучала мелодия.
А когда-то в старину вечерами собирались в одном доме, пряли пряжу, пели песни.
В стихах многих поэтов, в словах звучала музыка, и композиторы слышали это, и появлялись романсы, песни... С.Есенин -"Клён ты мой опавший...", "Над окошком месяц...", "Отговорила роща золотая...", "Мне осталась одна забава...", "Пускай ты выпита другим..." Стихи Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, М.Цветаевой, Р.Рождественского и многих - многих других мастеров слова.
Однажды на уроке музыки ученики 8 класса не справились с заданием - надо было нарисовать иллюстрации - ассоциации к маршу Мендельсона. Звучит музыка, ты слушаешь и рисуешь образы, действия. После уроков мы с ними начали фантазировать: изобразили на рисунках воздушные шары, цветы, арку, где стоят молодые. Проблемы начались, когда стали рисовать людей, особенно личико )). Не хотела бы я встретить человека с таким портретом )). Конечно, всё подправили, углы смягчили. Мальчишки получили "четверки" за рисунки. Да, нужно умение слушать и слышать мелодии.
Послушай: музыка вокруг. Она во всём - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов все на одной весёлой ноте.
А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье
И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!
...Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой! (М.Ивенсен)
Как вы думаете, что слушает медведица ? ))
Какая мелодия так радует её?