Американский этап первенства после четырехнедельного перерыва получился несколько нервным, но зрелищным. Кто в этот раз взошел на подиум?
Свою основную задачу Макс Ферстаппен выполнил. И в спринте, и в основной гонке он оказался впереди своего основного соперника в борьбе за титул Ландо Норриса. Чем укрепил свое лидерство в чемпионате. Порадовала своей скоростью команда Ferrari. Спринт итальянцам выиграть не удалось, зато в большой гонке им не было равных. Двойная победа Ferrari в Гран-при США позволила команде до 8 очков сократить отставание в Кубке конструкторов от второго места Red Bull.
Краткий обзор событий четырехнедельного перерыва
Почти месяц отсутствия реальной борьбы на трассе компенсировался новостной активностью. Новостей было много. Но важные факты, на мой взгляд, вам перечислю.
Как и ожидалось, Даниэля Риккардо отстранили от гонок в RB. Его место занял Лиам Лоусон. Проводов Даниэля мы не увидели, все произошло слишком буднично. Пилота жаль, но команда сделала правильный выбор.
Команду Red Bull обвинили в возможном нарушении регламента, касающегося внутренней системы регулировки высоты подвески в режиме закрытого парка, что запрещено. Руководство FIA приняло к сведению жалобы команд. Но наказывать команду не стали, тем более что нет фактов, подтверждающих такие действия со стороны механиков Red Bull. Однако элемент опечатали перед началом уик-энда, чтобы успокоить команды. А к следующему этапу команда Red Bull обязана демонтировать систему. Похожий скандал уже был по ходу этого сезона, когда крыло McLaren показалось другим командам слишком гибким. Представители британской команды убедили FIA, что все находится в пределах правил, но перестали использовать такое крыло. В обоих случаях обошлось без штрафов и дисквалификаций.
Автоспортивное подразделение японского автопроизводителя Toyota Gazoo Racing стало официальным техническим партнером команды Haas. Это замечательная новость, но о полновесном возвращении Toyota в «Формулу-1» пока речи нет. Но, как сказал один из экспертов, это первый шаг к продаже Haas заинтересованному автоконцерну. Подразделение Toyota Gazoo Racing уже добилось победы марки Toyota в «24 часах Ле-Мана». И не исключено, что после смены регламента в 2026 году японцы из Toyota всерьез задумаются о покупке команды и о титуле в «Формуле-1».
А вот моторов Renault вскоре не будет в «Формуле-1». Владельцы французской марки окончательно отказались от идеи производить двигатели для команды Alpine. Специалисты и инженеры Renault, работавшие над проектом силовой установки 2026 года, сейчас переходят на соответствующие должности в команды Red Bull, Ferrari и Audi. В Audi, кстати, просят не ждать от них подиумов и побед в дебютном сезоне в 2026 году, но утверждают, что они обязательно придут к 2030 году.
Представители Pirelli впервые официально показали прототипы шин 2026 года. Согласно новому регламенту шины получат следующие параметры: диаметр сликов будет уменьшен с нынешних 720 мм до 705 мм (передние шины) и 710 мм (задние шины). Ширина передних шин уменьшится до 275 мм (сейчас 305 мм), а задних шин – с 405 мм до 375 мм. Комплект новых шин будет весить на 4–5 кг меньше шин образца 2024 года. Новинки уже тестируются. И в следующем сезоне пилоты проведут несколько тренировочных сессий на новой резине.
В следующем году Гран-при Австралии должен открыть сезон. И все билеты на трибуны на субботу и воскресенье гоночного уик-энда были проданы за один час с момента старта продаж. Небывалый ажиотаж! В 2024 году на трибунах были замечены 452 055 зрителей, а в новом году организаторы гонки в Альберт-Парке Мельбурна ожидают еще больше болельщиков – вместимость трибун будет немного увеличена. Там же в Австралии 7 и 8 марта 2025 года, но на Олимпийском стадионе в Сиднее пройдет традиционная «Гонка Чемпионов». Известно, что Германию будут представлять Себастьян Феттель и Мик Шумахер. И у Мика все еще есть шансы вернуться в «Формулу-1» в качестве основного пилота команды Sauber (Audi).
Тренировка, квалификация, спринт, квалификация
С учетом того, что этап в Остине проходит со спринтом, рабочий график у пилотов был очень напряженным.
Перед началом единственной тренировки команды презентовали свои новинки, внедренные на болиды. У Red Bull изменения были направлены на повышение прижимной силы и улучшение эффективности работы систем охлаждения. У болидов McLaren обнаружились изменения конструкции передних и задних крыльев, передней и задней подвески, воздуховодов тормозов. У Mercedes были модернизированы передние крылья в сочетании с отдельными элементами передней подвески. В Aston Martin показали обновленное переднее крыло, моторный кожух, днище и диффузор. У Alpine был доработан только автомобиль Пьера Гасли. Он получил новое днище, заднее крыло и моторный кожух измененного профиля. В RB обновление (улучшенное днище) получили обе машины. В Sauber поставили на болиды усовершенствованное переднее крыло, новые обтекатели элементов передней и задней подвески, воздуховоды задних тормозов. В Haas улучшили днище, изменили геометрию воздухозаборников боковых понтонов и моторного кожуха. Команды Ferrari и Williams скромно умолчали о доработках своих болидов.
В единственной тренировке перед квалификацией к спринту на трассе не было равных Карлосу Сайнсу. Он возглавил протокол сессии, показав время на круге 1:33.602. Леклер и Ферстаппен замкнули первую тройку. В сессии было много вылетов и разворотов.
В квалификации к спринту лучший результат показал Макс Ферстаппен, но совсем чуть-чуть ему уступил Джордж Расселл. Леклер и Норрис заняли третье и четвертое место. Разочарованием квалификационная сессия стала для Оскара Пиастри из McLaren. Он занял только 16-е место. Во второй попытке Оскар выехал за пределы трассы, и его круг был аннулирован. И пусть в спринтерской гонке Пиастри пробился на 10-е место, очков это ему не принесло.
В спринте Макс уверенно одержал победу, воспользовавшись тем, что борьбу позади него вели Норрис и два гонщика команды Ferrari. На старте Ландо выиграл сразу две позиции, и, казалось, он навяжет борьбу Ферстаппену. Но скорости McLaren в этот вечер явно не хватало. Джордж Расселл с первой линии стартового поля стал откатываться назад. Боевой характер показал Карлос Сайнс. Вначале он несколько раз атаковал своего напарника по команде и прошел его. Затем он прессинговал и обогнал Расселла. А на последнем круге спринта заставил ошибиться Ландо Норриса и сумел выйти вперед британца. В итоге подиум спринтерской гонки разделили Макс, Карло и Ландо.
В ночь на воскресенье состоялась квалификация к основной гонке уик-энда. И здесь не повезло Льюису Хэмильтону. Еще в спринте у него возникли проблемы с болидом, но механики внесли корректировки в настройки и, казалось, проблема решена. Но неисправность передней подвески оказалась серьезнее, чем думали первоначально. И Льюис выбыл в первом сегменте квалификации.
Развязка квалификации случилась неожиданной. Джордж Расселл во второй решающей попытке не удержал болид, вылетел с трассы и разбил его. Желтые флаги, и конец сессии. К этому моменту Норрис лидировал, а Макс шел на втором месте. Сайнс и Леклер заняли третье и четвертое места.
Результаты квалификации спринтерской гонки Гран-при США (топ-10):
1. Макс Ферстаппен (Red Bull) 1:32.833
2. Джордж Расселл (Mercedes) 1:32.845
3. Шарль Леклер (Ferrari) 1:33.059
4. Ландо Норрис (McLaren) 1:33.083
5. Карлос Сайнс (Ferrari) 1:33.089
6. Нико Хюлькенберг (Haas) 1:33.183
7. Льюис Хэмильтон (Mercedes) 1:33.378
8. Кевин Магнуссен (Haas) 1:33.398
9. Юки Цунода (RB) 1:33.802
10. Франко Колапинто (Williams) 1:34.406
Результаты спринтерской гонки Гран-при США (топ-10):
1. Макс Ферстаппен (Red Bull) 31:06.146
2. Карлос Сайнс (Ferrari) +3.882
3. Ландо Норрис (McLaren) +6.240
4. Шарль Леклер (Ferrari) +6.956
5. Джордж Расселл (Mercedes) +15.766
6. Льюис Хэмильтон (Mercedes) +18.724
7. Кевин Магнуссен (Haas) +25.161
8. Нико Хюлькенберг (Haas) +26.588
9. Серхио Перес (Red Bull) +29.950
10. Оскар Пиастри (McLaren) +37.059
Результаты квалификации Гран-при США (топ-10):
1. Ландо Норрис (McLaren) 1:32.330
2. Макс Ферстаппен (Red Bull) 1:32.361
3. Карлос Сайнс (Ferrari) 1:32.652
4. Шарль Леклер (Ferrari) 1:32.740
5. Оскар Пиастри (McLaren) 1:32.950
6. Джордж Расселл (Mercedes) 1:32.974
7. Пьер Гасли (Alpine) 1:33.018
8. Фернандо Алонсо (Aston Martin) 1:33.309
9. Кевин Магнуссен (Haas) 1:33.481
10. Серхио Перес (Red Bull) -
Норрис опять провалил старт с «поула»
На мой взгляд, психологически Ландо Норрис еще не готов сражаться за победу в чемпионате. Он совершает слишком много ошибок. Стартовав с «поула», британец снова не удержал лидерство и после первого поворота был уже четвертым! Защищаясь от атаки Макса Ферстаппена, Ландо прозевал выпад Леклера и Сайнса. Обескураживающее начало гонки выбило Норриса из спокойного состояния. Он вначале в радиопереговорах с командой требовал, чтобы Ферстаппен вернул ему позицию, так как голландский пилот выдавил Норриса за пределы трассы в первом повороте. Но Макс к этому моменту уже был вторым, вклинившись между двумя болидами Ferrari. Потом вылет и сход Хэмильтона, выезд машины безопасности немного приглушил эмоции и стабилизировал ситуацию.
И в этот момент команда McLaren должна была предложить Ландо четкий план действий и стратегию на гонку. Болид британской команды позволял бороться за подиум. Но вместо этого команда стала спрашивать Ландо о том, что он думает о пит-стопах. И снова пилоты McLaren провели больше времени на первом отрезке на изношенных шинах, чем соперники. Что еще больше осложнило им задачу. В Ferrari напротив имели четкий план на гонку. И понимали, как реагировать, если соперники предпримут те или иные действия. Так за счет более ранней остановки в боксах Карлос Сайнс опередил Макса Ферстаппена. Что позволило пилотам Ferrari контролировать ход гонки и одержать двойную победу на Гран-при США. Это позволило им приблизиться к McLaren и Red Bull в Кубке конструкторов. А Леклеру увеличить свои шансы на возможную борьбу в личном зачете за чемпионский титул. Сложно сказать, удастся ли итальянской команде в итоге вклиниться в борьбу за оба титула, но в основной гонке американского этапа первенства они выжали максимум возможного.
В McLaren снова просчитались. Более поздний пит-стоп Ландо не привел к ожидаемому результату. На более свежих шинах Норрис долго боролся с Ферстаппеном за третье место, но обогнал его только за пределами трассы. И судьи выписали ему штраф +5 секунд. В конечном итоге Макс пусть и финишировал четвертым, но отстал от Ландо на четыре секунды и поднялся на подиум. Оскар Пиастри, который остановился для смены резины еще позже, также ничем не смог помочь своему напарнику. Американский этап первенства в этом смысле завершился в пользу Макса Ферстаппена. В спринте он выиграл у Норриса 2 очка, а в основной гонке еще 3. И голландец увеличил отрыв от Ландо в битве за титул до 57 очков. И если тенденция сохранится, то Ферстаппен станет четырехкратным чемпионом мира в этом году досрочно, за два этапа до окончания первенства. Единственное, что может обострить ситуацию в личном зачете, так это сход Макса в гонке. Но Ферстаппен уже опытный боец и будет действовать в оставшихся гонках крайне осторожно, чтобы не допустить этого.
Битва за титул продолжится в ближайшее воскресенье, 27 октября на Гран-при Мексики в Мехико. Не переключайтесь.
Результаты гонки Гран-при США (топ-10):
1. Шарль Леклер (Ferrari) 1:35:09.639
2. Карлос Сайнс (Ferrari) +8.562
3. Макс Ферстаппен (Red Bull) +19.412
4. Ландо Норрис (McLaren) +20.354
5. Оскар Пиастри (McLaren) +21.921
6. Джордж Расселл (Mercedes) +56.295
7. Серхио Перес (Red Bull) +59.072
8. Нико Хюлькенберг (Haas) +1:02.957
9. Лиам Лоусон (RB) +1:10.763
10. Франко Колапинто (Williams) +1:11.979
Личный зачет после Гран-при США (топ-10):
1. Макс Ферстаппен 354 очка
2. Ландо Норрис 297
3. Шарль Леклер 275
4. Оскар Пиастри 247
5. Карлос Сайнс 215
6. Льюис Хэмильтон 177
7. Джордж Расселл 167
8. Серхио Перес 150
9. Фернандо Алонсо 62
10. Нико Хюлькенберг 29
Кубок конструкторов после Гран-при США (топ-5):
1. McLaren 544 очка
2. Red Bull 504
3. Ferrari 496
4. Mercedes 344
5. Aston Martin 86
]]>