Российская армия становится не просто одной из самых высокотехнологичных, но и самых боеспособных.
Президент Российской Федерации Владимир Путин 18 октября ответил на вопросы руководителей ведущих СМИ стран БРИКС. Встреча состоялась в преддверии саммита объединения в Казани. Во встрече приняли участие руководители СМИ из Бразилии, Египта, Индии, Китая, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии и ЮАР. Модератор – руководитель медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв. В ходе встречи глава Российского государства подробно ответил на широкий круг актуальных международных вопросов, в том числе касающихся специальной военной операции.
Об очередной провокации киевского режима
Российский лидер прокомментировал заявления представителей киевского режима, которые утверждали, что единственной альтернативой вступления Украины в НАТО будет обретение ею ядерного оружия.
По его словам, это очередная провокация.
– Создать ядерное оружие в современном мире несложно, – пояснил Владимир Путин. – Я не знаю, способна ли сейчас это сделать Украина. Это не так просто для Украины сегодняшнего дня, но в целом здесь больших сложностей нет, всем понятно, как это делают. Это опасная провокация, потому что, безусловно, любой шаг в этом направлении будет встречать соответствующую реакцию – это второе. И третье и самое главное заключается в том, что политическое руководство сегодняшней Украины, неоднократно уже об этом говорил, ещё до того, как кризис перешёл в горячую фазу, они уже тогда, до этого заявляли о том, заявляли так, относительно мягко, но тем не менее говорили о том, что Украина должна была бы иметь ядерное оружие. И такая угроза будет соответствующую реакцию вызывать и у Российской Федерации. Могу сразу сказать: Россия этого не допустит ни при каких обстоятельствах.
О диалоге по мирному завершению конфликта
Президент России напомнил, что в Стамбуле долго велись переговоры и результатом этих переговоров стал документ, который был парафирован главой украинской делегации. Россия, как заявил Владимир Путин, готова вести диалог о мирном завершении конфликта, но только на базе того документа, который был подготовлен на обстоятельных переговорах в течение нескольких месяцев и предварительно подписан украинской стороной.
– Есть инициатива Китая, Бразилии, которые очень взвешенно подходят к вопросам урегулирования, объективно, и соответствующая группа в Нью-Йорке создана, – продолжил российский лидер. – Мы очень внимательно на это смотрим, с уважением, и понимаем, что все наши друзья, в том числе члены БРИКС, настроены на то, чтобы этот конфликт завершить как можно быстрее и мирными средствами. Потому что мы отдаём себе отчёт в том, что это, конечно, является элементом-раздражителем в международных делах, в европейских делах, в экономике и так далее. Мы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы завершить его как можно быстрее и, конечно, мирными средствами. Повторяю ещё раз: готовы вернуться. Не мы прервали переговоры.
Президент РФ напомнил о ряде фактов. Во-первых, украинская сторона заявила, что дальше переговоры с Россией вести не будет. Во-вторых, вышел декрет президента Украины, запрещающий вести с Россией переговоры.
– Декрет действует, – отметил российский лидер. – Пусть для начала отменят хотя бы этот декрет. Это же смешно даже говорить. Все призывают нас вести переговоры, а то, что украинская сторона запретила самой себе вести переговоры, на это что, никто не обращает внимания? Это же просто смешно. Но самое главное – база. База – это проект документа, выработанный в ходе стамбульского переговорного процесса.
О специальной военной операции и её сроках
– Определять какие-то сроки – очень сложная вещь, и вообще она контрпродуктивная, – заметил Владимир Путин. – Только сейчас говорили о возможности мирных переговоров. Мы-то за. Я сказал, каким образом это может быть реализовано. Если это совершенно искренняя позиция с [одной] стороны, с другой стороны – пожалуйста: чем быстрее, тем лучше.
Теперь по поводу армии. Вы знаете, современный способ ведения вооружённой борьбы очень быстро меняется в связи с технологическим прогрессом. И сегодня на завтра дать абсолютно точную оценку того, что будет происходить, уже достаточно сложно. Более того, ещё совсем недавно говорили, что современный способ ведения вооружённой борьбы – это противоборство технологий. Сегодня я уже от наших участников боевых действий, представляете, от участников боевых действий услышал, что современная война – это война математиков.
Далее российский лидер сказал:
– Конкретный совершенно пример: скажем, средства электронной борьбы, противоборства работают на определённые средства поражения и подавляют их. Другая сторона посчитала, поняла, что ей противостоит, и меняет программное обеспечение своих ударных вооружений. В течение недели, десяти дней, трёх недель другая сторона наращивает свои усилия и меняет программное обеспечение своих электронных средств подавления. Это продолжается бесконечно. Конечно, совершенно ясно, что украинская армия не в состоянии этого делать, так же как использовать высокоточные и дальние средства поражения, потому что у них просто нет. Ясно, что это делает НАТО, страны НАТО и военные специалисты НАТО.
Знаете, в чём разница? НАТО воюет с нами, но руками украинских солдат. Украина не жалеет своих солдат в интересах третьих государств. Но Украина не использует сама высокотехнологичное оружие, это делает НАТО. А Российская армия и воюет сама, и военные продукты сама создаёт, и программное обеспечение делает сама, и в этом огромная разница. Особенно за последнее время, я фиксирую это, смотрю, Российская армия, безусловно, становится не просто одной из самых высокотехнологичных, но и самых боеспособных. А когда натовцам надоест с нами воевать? Это у них спросите. Мы готовы к продолжению этой борьбы. И победа будет за нами.
НАТО воюет с нами, но руками украинских солдат. Украина не жалеет своих солдат в интересах третьих государств
О теме «размена территорий»
Реагируя на вопрос о так называемом размене территорий для мирного урегулирования украинского кризиса, российский лидер отметил, что не понимает, когда поднимается эта тема.
– Те территории, за которые сражаются наши ребята на поле боя, это наши территории, – подчеркнул Президент России. – Это Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика, Запорожская область и Херсонская. Это первое. Второе. Нам, без всяких сомнений, кроме этого, нужно решить вопрос с обеспечением долгосрочных интересов России в сфере безопасности. Если мы говорим о каких-то мирных процессах, то это не должны быть процессы, связанные с перемирием на неделю, на две или на год для того, чтобы страны НАТО перевооружились и запаслись новым боезапасом.
Нам нужны условия долгосрочного, устойчивого и прочного мира, обеспечивающие равную безопасность для всех участников этого непростого процесса. И вот именно к этому мы и должны стремиться. А то, что когда-то и кто-то говорил о необходимости нанести России стратегическое поражение, обеспечить победу над Россией на поле боя, они сами уже убедились в том, что это невозможно, это нереалистично, и поменяли свою точку зрения. Что ж, и правильно сделали…
О приметах глобальных перемен
Самая главная примета перемен в мире, отметил Владимир Путин, это формирование новых центров развития. Вот это самая главная примета. И это развитие объективно будет идти прежде всего в странах – членах БРИКС. Это так называемый Глобальный Юг прежде всего, это Юго-Восточная Азия, это Африка. Позитивный рост будет в таких мощных странах, как Китай, Индия. Позитивный рост будет в России, Саудовской Аравии. Но опережающий рост будут демонстрировать страны Юго-Восточной Азии и Африки. В этих странах ещё недостаточный уровень урбанизации и высокий темп прироста населения.
О развитии БРИКС
Что касается таких членов БРИКС, как Китай, Индия, Бразилия, Южно-Африканская Республика, рост их экономического потенциала, как подчеркнул российский лидер, будет сопровождаться и ростом их влияния в мире. Это просто объективная данность. БРИКС – это 45 процентов населения планеты, это 33 процента суши, это постоянный рост торгового оборота и уровня мировой торговли. Если посмотреть на 1992 год и 2023 год, совокупный рост в мировом ВВП стран БРИКС удвоился, а рост стран «семёрки» понизился. По этому показателю страны БРИКС уже опережают страны «семёрки».
БРИКС отличается от очень многих других международных организаций тем, что он никогда не строился против кого бы то ни было. Президент РФ напомнил, что премьер-министр Индии недавно сказал, что БРИКС – это не антизападное объединение, оно просто не западное. Это очень важно, в этом есть очень большой смысл, то есть БРИКС никому себя не противопоставляет. Это объединение государств, которые вместе работают исходя из общих ценностей, общего видения развития и, самое главное, принципа учёта интересов друг друга.
О российско-китайских отношениях
Касаясь отношений с КНР, Владимир Путин подчеркнул, что у России сложились уникальные отношения с Китаем. Они очень доверительные. И объём торгово-экономических связей растёт быстрыми темпами. По данным российской статистики, около 226–228 миллиардов; по китайской статистике, оборот между нашими странами уже около 240 миллиардов долларов. Российско-китайское взаимодействие на международной арене, безусловно, является одним из ключевых факторов стратегической стабильности в мире. Отношения с Китайской Народной Республикой строятся на равноправной основе с учётом интересов друг друга.
– Мы прислушиваемся друг к другу, – сказал российский лидер. – Ещё лет пять-семь назад мы с китайским руководством на уровне правительства, на уровне высшего политического руководства, я со своим другом Председателем Си Цзиньпином много раз говорили о том, что нам нужно облагораживать торговый баланс и нам нужно подумать о том, что мы можем сделать для того, чтобы и российская продукция промышленности в большем объёме попадала на китайский рынок и в области сельского хозяйства. У китайской стороны к нам тоже были соответствующие вопросы по энергетике, по некоторым другим направлениям, по сотрудничеству в космосе. Вы знаете, мы всё выправляем, мы слышим друг друга. Если сейчас посмотрите на структуру торгового баланса, там сразу ответ на все эти вопросы. Мы не просто говорим, мы делаем, и у нас нет ни старших, ни младших. Мы просто работаем в интересах друг друга, и это получается.
О ситуации в секторе Газа
Президент России отметил, что позиция Москвы относительно событий в секторе Газа очень хорошо известна и здесь вряд ли возможно что-то добавить нового. Россия всегда исходила из того, что должна быть реализована резолюция Совета Безопасности об образовании двух государств – Израиля и Палестинского государства. В этом корень всех проблем, и об этом будет разговор на саммите БРИКС. Президент Палестины приглашён на саммит для того, чтобы тоже поучаствовать в мероприятиях и была возможность выслушать и его оценки.
– Вы знаете, – сказал Владимир Путин, – у меня много очень было бесед на эту тему и с израильским руководством, и с руководством Саудовской Аравии, и с палестинским руководством.
На его взгляд, невозможно решить палестинскую проблему, исключительно опираясь на вопросы, связанные с экономикой. У израильского руководства, причём и у ныне действующего, и у прежних руководителей, есть мнение, что достаточно удовлетворить какие-то фундаментальные, основные интересы палестинцев, проживающих на этих территориях, и вопрос будет закрыт.
– Мне кажется, – отметил российский лидер, – что, кроме чисто материального характера, есть ещё вопросы, связанные с духовной сферой, связанные с историей, связанные с чаяниями того или другого народа, проживающего на определённых территориях. Здесь вопрос гораздо глубже и сложнее, в этой сфере нужно работать – первое. Второе – нужно, конечно, работать в рамках широкого консенсуса.
– У нас, – указал глава Российского государства, – традиционная позиция ещё со времён Советского Союза, которая заключается в том, повторяю ещё раз, что главный способ решения палестинской проблемы – создание полноценного Палестинского государства.