Найти тему
Zаписки журналистки

Об аудитории онлайн-курсов

Время от времени я смотрю разные вебинары и онлайн-курсы. И знаете, что самое интересное в них? Нет, даже не информация, которую даёт эксперт (это само собой, ради неё, собственно, и смотрю), а…

Аудитория. Аудитория бесплатных курсов – это вообще что-то с чем-то.

Не буду сильно расписываться, просто приведу, так сказать, топ-4 перлов с онлайн-обучалок – реальные, наиболее часто встречающиеся сообщения реальных людей из чатов в вебинарах. С тем, что меня удивило, собственно.

1) «Вы обещали 1,5 часа, прошло больше, когда уже всё, мне идти надо?»

Так и хочется спросить: а зачем ты вообще сюда пришёл? Научиться чему-то или часы отбыть? И кому это нужно – тебе или лектору?

Никто никого на обучалках не держит. Не нравится или некогда – ступай с миром. Разумеется, не всегда удобно, когда сначала оговаривается время «примерно (!) полтора часа», а потом затягивается. Однако, как показывает опыт наблюдения, затягивается он из-за обилия вопросов, на которые лектор периодически прерывается и половина которых откровенно тупые вроде нижеследующих.

2) «Что такое кипиай?»

Не спорю – не все знают какое-нибудь профильное словечко, да и не обязаны знать. Аудитория, как правило, разношёрстная и разноуровневая – от новичков, только вчера услышавших о теме курса, до спецов, решивших обновить свои знания. Но…

«Блин, ну почему ты задаёшь этот вопрос в чате лектору, а не в гугле?!», так и вертится на пальцах. Как, интересно, эти люди собираются изучать новую тему или осваивать целую профессию, если они элементарно не додумываются воспользоваться всемирной паутиной?

Да и слово-то, если совсем по-честному, уже давным-давно в обиходе и на слуху.

3) «4 дня реклама курса, полезная информация будет???» (при том, что 3 дня из 4 по пол-урока мастер-классов было)

Так и хочется спросить – а когда лектор в прямом эфире открывал программу и ручками работал и показывал-рассказывал, как оно всё устроено, зачем и для чего, как было и как стало, это уже информация бесполезная? Или надо, как как в детском садике на индивидуальном занятии: а теперь, ребята, включили компьютеры… все знают, где кнопочка включения?.. да-да, такая большая, с кружочком и палочкой… молодцы!.. а теперь открываем браузер… вот такой ярлычок, смотрите… у всех получилось?.. вдвойне молодцы!.. и повторяйте за мной – наводим курсор мыши вот сюда…

Хотя нет, вру. Даже индивидуальное занятие подразумевает наличие у человека базовых навыков пользования компьютером и Интернетом. По назначению, а не только открыточки в Одноклассниках рассылать.

Но, увы и ах, когда лично некоторым не разжёвывают, такая информация как полезная ими не воспринимается.

Впрочем, одна из учеников, задававших такой вопрос, призналась, что пришла на курс за готовым решением, а не за путём к нему. Крайний посещённый мной вебинар был по нейросетям, и дамочка честно призналась, что ей нужен готовый промпт (запрос), а не все эти ваши пустые слова и примеры, как составлять промпты, чтобы получить нужный результат.

Моя первая осознанная работа в нейросети.
Моя первая осознанная работа в нейросети.

4) «Как называется сайт?» (при том, что название и адрес сайта написаны на экране)

Фейспалм. Уровень «внимательности» - 800 лвл.

А ведь эти люди потом активно покупают курсы, получают дипломы и сертификаты, устраиваются на новую работу – психологами, сммщиками, таргетологами и прочими популярными нынче спецами… Хотели бы вы слить бюджет на рекламу в трубу из-за того, что такой вот таргетолог по хронической невнимательности перепутал cpc и cpm? Всего-то одна буковка, разница всего-то ничего – оплата за действие и оплата за показы. И цена соответственно разная. Право же, какая мелочь, не стоящая внимания.

Да чего там! Если уж быть честными до конца – в 90% случаев только таким людям большие подробные курсы и нужны. Чтоб за них всё приготовили, разжевали и в ротик положили. Ответили на все вопросы разной степени тупости. А потом ещё и полгода-год были на связи 24/7, чтоб заботливо дать пошаговую инструкцию, как пользоваться полученными знаниями на реальной практике в реальной работе.

И эти же люди бегут загаживать Интернет тоннами негатива об онлайн-школах, если у них что-то не получилось – дескать, не научили, не объяснили, не показали, и вообще фигня это всё. Ведь виноват, конечно же, учитель и куратор, но никак не ученик, спрашивавший некогда в чате, что такое KPI. Он, ученик, своё дело сделал – бабки учителю принёс, он что, ещё и извилинами шевелить должен?!

Эти же люди, кстати, обычно искренне уверены, что лучшее образование – платное, а на бюджете, мол, фигня. Сейчас я начинаю понимать, откуда такая уверенность – от непонимания ценности и важности работы мозгом в любом случае и при любом раскладе.

Так и в онлайн-образовании: по сути своей любой мини-курс (чаще всего бесплатный) – это выжимка из большого платного. Самое главное, важное и ценное по теме, самый смак, призванный заинтересовать обучающихся и показать им, как можно и как правильно. Всё остальное зависит от того, как распорядишься этой выжимкой. Кому-то её достаточно для того, чтобы разобраться в деталях самостоятельно. Мини-курс для таких людей – своего рода волшебный пендель, стимулирующий интерес и мозговую активность. Ну а кому-то выжимки недостаточно, ему нужно всё по буковкам разложить и то, на что у первых уходит несколько месяцев, растянуть на год-два. Это в целом нормально, так как способности и уровень подготовки у всех разные. Ненормально – когда как в приведённом топ-4. Такие люди не ищут новых знаний и не собираются учиться, погружаться, вникать, разбираться. Они приходят за готовыми решениями и шаблонами и полагаются только на них.

Всё чаще убеждаюсь в том, что образование должно быть привилегией, а не обязанностью. Даже платное. Даже добровольное.