Найти в Дзене
Infinita Book

Жан-Батист Симеон Шарден: успешный самоучка + 7 картин

Шарден (1699-1779), по большей части самоучка в живописи, посвятил себя созданию спокойных натюрмортов и камерных жанровых сцен, которые принесли ему признание и место в престижной Французской Академии живописи и скульптуры. Его мастерство заключалось в способности уловить и передать красоту обыденных вещей. Старший сын Жана, краснодеревщика, чьи работы высоко ценились и даже попадали ко двору Людовика XIV, Жан-Батист Шарден с детства понимал, что искусное ремесло может принести признание. Однако по стопам отца он решил не идти. В возрасте восемнадцати лет он поступил в ученики к придворному художнику, но в основном искусство рисования осваивал самостоятельно. К двадцати пяти годам Шарден завоевал известность как талантливый мастер натюрмортов, хотя это признание не приносило большого дохода, и ему нередко приходилось подрабатывать, дописывая детали на полотнах других художников. Однако в 1728 году судьба оказалась на его стороне: его работы заметил знаменитый художник Никола де Ларжи
Автопортрет, 1775 г., Лувр, Париж
Автопортрет, 1775 г., Лувр, Париж

Шарден (1699-1779), по большей части самоучка в живописи, посвятил себя созданию спокойных натюрмортов и камерных жанровых сцен, которые принесли ему признание и место в престижной Французской Академии живописи и скульптуры. Его мастерство заключалось в способности уловить и передать красоту обыденных вещей.

"Мыльные пузыри", ок. 1734 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Мыльные пузыри", ок. 1734 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Старший сын Жана, краснодеревщика, чьи работы высоко ценились и даже попадали ко двору Людовика XIV, Жан-Батист Шарден с детства понимал, что искусное ремесло может принести признание. Однако по стопам отца он решил не идти. В возрасте восемнадцати лет он поступил в ученики к придворному художнику, но в основном искусство рисования осваивал самостоятельно.

"Прачка", 1735 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Прачка", 1735 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

К двадцати пяти годам Шарден завоевал известность как талантливый мастер натюрмортов, хотя это признание не приносило большого дохода, и ему нередко приходилось подрабатывать, дописывая детали на полотнах других художников.

Однако в 1728 году судьба оказалась на его стороне: его работы заметил знаменитый художник Никола де Ларжильер, который вдохновил Шардена выставить свои произведения в Академии и подать заявку на вступление в это престижное сообщество.

"Молитва перед обедом", 1744 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Молитва перед обедом", 1744 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Избрание Шардена в Академию как "художника цветов и фруктов" стало важным признанием его мастерства, особенно учитывая, что он не обучался там формально, а натюрморт в то время считался наименее престижным жанром живописи.

К 1730-м годам Шарден начал отходить от натюрмортов, сосредоточившись на изображении людей, вероятно, стремясь к большему заработку. В его картинах, обычно с участием одного-двух персонажей, воплощалась простота повседневной жизни: он с трепетом запечатлевал будни поваров, прачек и представителей среднего класса, занимавшихся обычными делами.

"Натюрморт со стаканом воды и корзиной клубники", 1761 г., частная коллекция
"Натюрморт со стаканом воды и корзиной клубники", 1761 г., частная коллекция

Король Людовик XV был большим почитателем таланта Шардена и оказал ему значительную поддержку. В первую их встречу художник преподнёс монарху свою работу "Молитва перед обедом".

Очарованный искусством Шардена, в 1752 году король назначил ему ежегодное жалование в размере 500 франков, а спустя несколько лет, в 1757 году, удостоил его жилья в Лувре — королевском дворце, который позже станет всемирно известным музеем.

"Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом", 1763 г., Лувр, Париж
"Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом", 1763 г., Лувр, Париж

Картины Шардена отличались удивительным спокойствием и гармоничным сочетанием цветов, в них отсутствовала резкость или конфликт. Этот стиль быстро завоевал популярность, и Шарден, наконец, начал добиваться признания и финансового успеха.

В 1755 году его назначили казначеем Академии, что повысило его статус. Кроме того, он получил ряд престижных королевских заказов, включая украшение салона в замке Шуази, резиденции короля, что стало важной вехой в его карьере.

"Натюрморт с атрибутами искусств", 1766 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Натюрморт с атрибутами искусств", 1766 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

В последние годы жизни Шарден вновь вернулся к созданию натюрмортов, а с ослаблением зрения начал работать в технике пастели. Он стремился передать совершенство окружающих его вещей, игру света и атмосферу, которые делали каждый предмет живым и осязаемым. Шарден скончался в Париже в 1779 году, дожив до восьмидесяти лет и оставив значимое наследие в мире искусства.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

Музеи
137 тыс интересуются