Найти тему
Monocle.ru

На Колыму по новому мосту

    Мост через Лену будет иметь для региона значительный мультипликативный эффект
Мост через Лену будет иметь для региона значительный мультипликативный эффект

читайте на monocle.ru

Россия приступила к строительству моста через реку Лену в Якутии. Мост с двумя полосами автомобильного движения планируется построить к 2028 году. Это будет вантовый мост с тремя пилонами и балочными эстакадами на подходах к нему.

Высота центрального пилона составит 284,5 метра (после пуска он займет 11-е место в мире в рейтинге самых высоких мостов), длина основного моста — 2,49 тыс. метров. Общая протяженность трассы — 14,1 тыс. метров.

Такого рода проекты в условиях вечной мерзлоты в мире никогда не реализовывались. Мост увеличит связность регионов Дальнего Востока между собой и с Арктикой, соединит восточную и западную части Якутии, позволит существенно сократить логистические затраты на доставку продукции, повысит транспортную доступность для населения региона с 22 до 87% и, что важно, даст стимул к разработке месторождений полезных ископаемых в Якутии. Его запуск может оказать совокупный положительный эффект на рост ВРП республики в размере 3% ежегодно.

Мост соединит между собой три федеральные автодороги. Первая — «Колыма»: от поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены вблизи Якутска до Магадана. Вторая — «Вилюй»: от Иркутска до Якутска, который находится на левом берегу Лены. И наконец, трасса «Лена», стартующая от федеральной автотрассы «Амур» (Чита — Хабаровск) в Сковородино (железнодорожная станция на Транссибирской магистрали) и идет до поселка Нижний Бестях, где находится конечная станция железнодорожной Амуро-Якутской магистрали.

Предполагается, что в первый год эксплуатации ежедневно по мосту будет проезжать почти 5,6 тыс. транспортных средств. По оценкам, грузопоток через реку вырастет до 6 млн тонн в год, пассажиропоток — до 8 млн человек.

Проектировщиком мостового перехода выступил институт Гипростроймост из Санкт-Петербурга. Среди реализованных им проектов два вантовых моста во Владивостоке: на остров Русский через пролив Босфор Восточный и Золотой мост через залив Золотой Рог.

Строительство моста ведется по концессионному соглашению. Частная концессионная инициатива была подана в правительство Якутии в 2019 году от имени Восьмой концессионной компании, которая входит в группу ВИС. Ее инициатива оказалась единственной, и по итогам конкурсных процедур она была признана победителем. Управляющей компанией Восьмой концессионной компании выступает Национальная инфраструктурная компания (НИК). На момент проведения конкурса доля группы ВИС в капитале управляющей компании составляла 66,6%. Остальное было у «дочки» «Ростеха» — компании «РТ-Развитие бизнеса». Отметим, что впоследствии «Ростех», очевидно, вышел из этого проекта: согласно данным «СПАРК-Интерфакс», с июня 2023 года единственный владелец НИК — группа ВИС; новости о Ленском мосте на официальном сайте «Ростеха» больше не появляются. В декабре 2020 года к проекту в качестве финансового партнера концессии присоединился Сбербанк. Он открыл кредитную линию на десять лет с лимитом до 25 млрд рублей. На момент подписания соглашения с ним сообщалось, что общий бюджет проекта на инвестиционной стадии оценивался в 83 млрд рублей, в дальнейшем не исключалось увеличение его стоимости.

Концессионное соглашение предполагает, что концессионер реализует проект на протяжении 25 лет, из которых шесть отведены на проектирование и строительство, а остальной срок — на эксплуатацию моста; в течение этого времени концессионер будет возвращать вложенные средства и зарабатывать прибыль. Какой именно механизм возврата инвестиций станут использовать, не сообщается. Это может быть и взимание платы за проезд, и прямые выплаты из бюджета в адрес концессионера.

Известно, что проезд легковых автомобилей по мосту будет бесплатным, плату установят только для грузовых автомобилей. Ее размер определят после ввода моста в эксплуатацию.

В январе этого года вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании кабинета с Владимиром Путиным сообщил, что стоимость строительства составит около 130 млрд рублей. «Мы стоимость моста оптимизировали, договорились, что разделим эти [затраты] между регионом, Минфином и концессионером. Коллеги говорят, что они не уложатся в эти деньги, но, так как мы уже окончательно стоимость определили, пусть работают над оптимизацией. Напомню, что у нас началось с 220 миллиардов, а сейчас утвержденная стоимость порядка 130 миллиардов рублей на пять лет», — рассказал Марат Хуснуллин (цитата по сообщению ТАСС).

Планы соединить левый и правый берега Лены появились еще в 1980-х годах. Потребность в этом объясняется тем, что переправа через Лену невозможна пять-шесть месяцев в году, в периоды ледостава и ледохода. Предлагался проект строительства автомобильно-железнодорожного моста, что могло бы кратно увеличить объем перевозки грузов. Однако в итоге в 2013 году был объявлен конкурс на право заключить концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию автомобильного моста. Итоги подвели в 2014-м, однако победитель концессию не подписал, поскольку деньги, которые федеральный бюджет предполагал выделить на возведение моста, понадобились для развития вошедшего в состав России Крыма, в частности для строительства Крымского моста.

Тем нее менее идея Ленского моста отринута не была. В 2019 году Минэкономразвития России выдало положительное заключение об экономической целесообразности его строительства. Как сообщалось, социально-экономический эффект от реализации проекта превзойдет инвестиции в 1,6 раза.