Найти тему
LiveLib

Как «Черный Красавчик» изменил мир для лошадей

    Как «Черный Красавчик» изменил мир для лошадей
Как «Черный Красавчик» изменил мир для лошадей

Черный красавчик Анны Сьюэлл — или, как полностью называется книга, «Черный Красавчик: его конюхи и компаньоны, автобиография лошади» — классика детской литературы. Но, хотя стиль романа безусловно понятен детям, на самом деле Сьюэлл писала с учетом взрослой аудитории, надеясь повлиять на представление людей о благополучии животных (а точнее, его отсутствие).

Вот как одна писательница и вымышленная лошадь смогли изменить к лучшему жизнь бесчисленных реальных животных.

Устами лошади

На протяжении Викторианского периода – до начала развития автомобильной промышленности — лошади рассматривались как машины и использовались соответствующим образом. В статье для NPR (Национального общественного радио) 2012 года журналист Мишель Норрис объясняет, что «на лошадиной силе держалось практически все: войны, сельское хозяйство, транспорт, строительство и работа фабрик». Без лошадей невозможна была повседневная жизнь, из-за чего их зачастую безжалостно заставляли работать за пределами их возможностей.

В романе Сьюэлл 1877 года лошади были показаны живыми существами, а не машинами. «Черный Красавчик» — это рассказ от лица вороного коня, именем которого названа книга; на титульном листе даже заявлено, что «перевод с лошадиного выполнен Анной Сьюэлл». Это было удачное с литературной точки зрения решение: очутившись в сознании Черного Красавчика, читатель мог походить в его шкуре и прочувствовать его страдания на себе. «Черный Красавчик помог людям увидеть животных в ином свете, — сказала NPR писательница Джейн Смайли , автор множества романов, в центре повествования которых находятся лошади, — Сказав, что животное имеет свою точку зрения, очень трудно потом жестоко с ним обращаться».

На протяжении всего романа Черный Красавчик вынужден работать на износ

Жестокость в романе — обычное дело. Хотя некоторые люди проявляют по отношению к Черному Красавчику доброту, остальные обращаются с ним плохо. Аристократическая семья запрягает его в экипаж с модным по тем временам мартингалом (он же обер-чек), который вынуждает лошадь неестественно высоко задирать голову, причиняя ей боль. Позднее Черный Красавчик становится рабочей лошадью пекаря, возница которого намеренно перегружает подводу, чтобы совершать меньше поездок.

Читатели узнают и о других лошадях — друзьях Черного Красавчика — с которыми также плохо обращаются. Например, о сломленной побоями Горчице и Капитане, который насмотрелся на жестокость, будучи боевым конем.

Закусив удила

Сьюэлл хорошо разбиралась в лошадях отчасти благодаря тому, что сама от них зависела. Повредив в возрасте четырнадцати лет лодыжку, которая так и не срослась должным образом, она в значительной степени утратила возможность передвигаться, вследствие чего не могла обходиться без запряженных лошадьми экипажей. Сьюэлл была особенно привязана к Бесс, лошади, принадлежавшей ее семье, которая, по всей вероятности, послужила источником вдохновения для «Черного Красавчика» годы спустя.

Но к написанию книги Сьюэлл приступила только в 1871 году, в возрасте 51 года. В своем дневнике она написала, что целью романа было «вызвать по отношению к лошадям доброту, сочувствие и понимание». Это намерение явно прослеживается в самом романе и подчеркивается строками вроде «Мы называем их бессловесными тварями; да, так оно и есть, они не могут сказать нам, что чувствуют, но от этого их страдания не становятся легче».

Надежду на то, что роман возымеет действие, Сьюэлл выразила также в письме своей подруге, Мэри Бейли, которая послала ей цитату из не издающихся ныне «Очерков о животных» Хораса Бушнелла. Сьюэлл сообщила, что слова Бушнелла «сопровождали меня на протяжении всей работы над книгой, и сильнее, чем что-либо другое, помогли мне прочувствовать, что стоит, по крайней мере, попробовать привести мысли людей в большее соответствие с замыслом Божьим».

Действительно дареный конь

Книга быстро стала хитом, и вскоре представление общества о благополучии лошадей начало меняться. За пару лет после дебюта в США был продан миллион экземпляров романа. На сегодняшний день по всему миру продано более 50 миллионов экземпляров.

«Черного Красавчика» быстро поддержали борцы за права животных, в том числе владелец пивоварни Эдвард Фордхэм Флауэр, который открыто высказывался против использования мартингала, и Джордж Энджелл, распространявший экземпляры романа среди членов Массачусетского общества по предотвращению жестокого обращения с животными. Тысячи экземпляров оказались в руках людей, работавших с лошадьми, — от возниц до конюхов. Книга не только ускорила отказ от мартингала, но и помогла прекратить напрасное укорачивание лошадиных хвостов в косметических целях.

Юный Черный Красавчик и его мать

Роман послужил отправной точкой для значительного числа благотворительных начинаний. В 1886 году он вдохновил женщину по имени Энн Линдо на создание благотворительного общества — тогда оно называлось «The Home of Rest for Horses» («Дом отдыха для лошадей»), но в 2006 году было переименовано в «The Horse Trust» («Надежда лошади»), — которое предоставляло передышку лошадям извозчиков, а в наши дни — любым рабочим лошадям, нуждающимся в помощи.

«Черный Красавчик» продолжает влиять на жизнь животных даже сейчас — заработанные на продажах книг деньги идут на помощь лошадям. В 2017 году приют Редвингс — крупнейшее в Великобритании благотворительное общество по защите лошадей — продал с аукциона редкое издание 1915 года и на вырученные деньги оплатил корм для спасенных животных. Также в 2023 году Редвингс совместно с Издательским проектом Университета Восточной Англии выпустил специальное издание «Черного Красавчика», 50% выручки за которое направлено на благотворительность.

К сожалению, через пять месяцев после публикации «Черного Красавчика» Сьюэлл умерла, поэтому ей не довелось увидеть, какое огромное влияние оказал ее роман на лошадей, которым она так надеялась помочь. Но ее литературное наследие, пропагандирующее благо для животных, выдержало испытание временем — Бернард Анти, ведущий теоретик по связям с общественностью Общества защиты животных США, даже назвал «Черного Красавчика» «самым влиятельным направленным против жестокости романом всех времен».

Лорна Уоллес (Lorna Wallace)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ