Княгиня Ольга вошла в историю Древней Руси как первая христианка, которая крестилась в 957 году в Константинополе. Она правила на Руси с 945 года после убийства своего мужа князя Игоря, за смерть которого она жестоко отомстила, убив несколько тысяч человек. Справедливо ли считать её после этого святой?
В 945 году киевский князь Игорь с дружиной отправился собирать дань с древлян, соседнего племени. Однако сбор дани превратился в настоящий погром. К прежней дани были прибавлены новые выплаты по просьбе дружинников, а воевода Свенельд не щадил никого, ни старых, ни малых, отбирая всё.
Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины в Киев, а сам решил с малой дружиной ещё походить по земле древлянской, а вдруг хитрые древляне успели что-то припрятать.
Однако древляне во главе с князем Малом не захотели больше терпеть насилие. «Надо умерщвить хищного волка, или всё стадо падёт его жертвою» - решили древляне и перебили всех дружинников Игоря.
Самого Игоря жестоко казнили, привязав за ноги к двум согнутым деревьям, так, описывает византийский историк Лев Диакон.
После смерти мужа Ольга стала править в Киеве и решила отомстить древлянам за смерть мужа, принудив их к покорности.
Первая месть княгини
А к ней тем временем решил посвататься древлянский князь Мал, чтобы объединить их земли. Он прислал в качестве сватов лучших мужей, которые приплыли на ладье и пристали возле города.
Ольга пришла к выводу, что ей представился случай для мести. Она согласилась выслушать предложение послов, а их как почётных гостей велела нести на руках прямо в ладье до дворца.
К тому времени во дворе была уже вырыта большая яма, в которую по приказу Ольги были сброшены послы вместе с ладьёй, после чего Ольга приказала закопать их заживо.
Вторая месть княгини
После совершённой казни Ольга отправила посла к князю Малу с просьбой прислать для сватовства более солидное посольство. Древляне с готовностью откликнулись и направили в Киев знатных князей, купцов, бояр, набралось 50 человек.
Когда прибыло новое посольство, княгиня предложила им помыться в бане с дороги, а когда они вошли внутрь и стали мыться – подожгла баню.
Третья месть княгини
После расправы над вторым посольством Ольга с дружиной отправилась в поход в Древлянскую землю. Подойдя к Искоростеню, она объявила жителям и князю, что хочет устроить тризну (поминальный обед) по своему умершему мужу.
Дружинники насыпали курган и накрыли на нём стол. Древляне вышли к столу, пили ели. Спросили, конечно, Ольгу: «Где наши сваты, которых мы послали к тебе?». Она ответила, что они идут сюда вместе с киевской дружиной.
После обеда устроили игрища. Ольга решила использовать это для отмщения и во время игрищ приказала убить пьяных древлян, всего около пяти тысяч.
Четвёртая месть княгини
С тех пор прошёл год, и Ольга вновь собралась в поход на древлян. На этот раз она осадила Искоростень, но взять город не получалось, горожане стойко оборонялись
Тогда Ольга отправила послов к древлянам с такими словами: «До чего вы хотите досидеться? Или вы хотите все с голода умереть, не согласившись на дань. Ваши города уже взяты, и люди давно возделывают свои нивы».
Горожане ответили: «Рады бы мы отделаться данью, только ты за мужа погибшего жаждешь отомстить».
Ольга успокоила их: «Я уже отомстила за мужа своего, когда пришли вы к Киеву, и во второй, и в третий раз тогда, когда совершали тризну мужу моему. Поэтому я не буду мстить далее, лишь хочу взять с вас понемногу дани и, помирившись с вами, пойду обратно».
Тогда древляне спросили: «Что же ты желаешь взять у нас? С удовольствием дадим тебе мёда и меха».
Она ответила им: «Сейчас вы не имеете ни мёда, ни мехов. Мне же надо с вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по трое воробьёв. Ибо не хочу я тяжелой дани накладывать на вас, как муж мой, а своего прошу у вас малого. Ибо утомились вы в осаде, поэтому дайте мне лишь сие малое».
Древлян обрадовало такое предложение откупиться малой данью. Они собрали необходимое количество птиц и передали княгине
Древляне обрадовались такой малой дани и согласились собрать с каждого двора птиц. Собрав необходимое количество, они передали его княгине.
Ольга велела своим дружинникам к лапке каждой птицы привязать трутовую лучинку, а ночью поджечь лучинки и отпустить птиц.
Всё так и было сделано. Птиц отпустили, они полетели в город в свои гнёзда, устроенные на домах. Город запылал и люди стали в спешке его покидать. Ольга приказала воинам ловить древлян, многие при этом были сразу убиты, уцелевшие взяты в плен и проданы в рабство.
Те, кто остались в городе, были обложены тяжёлой данью.
Подтверждение этим событиям есть во многих письменных источниках, у византийских историков и в первых славянских летописях, к тому же Ольга являлась правительницей Руси почти двадцать лет.
Возникает вопрос – за что её канонизировали и сделали не просто святой, а равноапостольной, то есть приравняли к апостолам Христа?
За то, что она убила несколько тысяч ни в чём не повинных людей?
К тому же муж её, князь Игорь, вёл себя жестоко по отношению к древлянам, пытался во второй раз собрать дань, а им уже и нечего было отдавать.
Интересно, чем руководствовалась церковь, принимая решение о канонизации?