VI век н.э. занимает особое место в истории Восточной Европы. Вплоть до возникновения русского летописания эта огромная часть света не была так хорошо описана письменными источниками как в это столетие, отделяющее Античность от Средних веков. Причина этому – втягивание восточноевропейских народов в большую политику, проводимую великой еще Восточной Римской империей.
Первая половина столетия, несмотря на все сложности, закончилась для ромеев блестяще. После распада Гуннской державы на степных пространствах Восточной Европы так и не возникло силы, сравнимой с гуннами по потенциалу и опасности для оплота цивилизации на Балканах. Настроение императорам во Втором Риме омрачали конечно набеги новых варваров, которых сначала приняли за гетов, сгинувших в Великих Переселениях, но потом выяснилось, что это какие-то анты и словене. Вместе с потомками гуннов кутригурами они несколько раз вторгались во Фракию при императоре Анастасии. В 517 году впервые совершили самостоятельный набег.
Едва ли среди любителей родной истории найдется человек, которому не известно имя антов. Оно окутано неким ореолом героизма. Говоришь «ант» - слышишь «богатырь». Есть конечно любители истории другого сорта, которым свойственно наоборот принижать предков, сводить их до уровня папуасов каких-то, чтобы подчеркнуть величие других варваров – аваров, например. Вроде бы, источники позволяют, но это как читать источники. Сами анты, их степные противники, да и византийские их современники видели ситуацию все-таки несколько иначе.
Как мы с вами помним, в VI в. в Восточной и Центральной Европе письменные источники фиксируют две огромные группировки варварских оседлых племен, ведущих наступление во все стороны света. Одна из них – «склавины», или попросту говоря словене. Они концентрируются на северных, южных и восточных склонах Карпатских гор, откуда ведут наступление в Среднее Подунавье, будущую Польшу, на Волынь и Полесье, а затем – на Балканы. Вторая группировка – анты. Они ничем не отличаются от «склавинов» - ни языком, ни бытовыми привычками, ни образом жизни, ни религией, однако, как-то их отличали от родственников, а главное – они сами себя от словен отличали. Антские племена раскинулись на благодатных просторах лесостепной Украины и Молдовы, от восточных отрогов Карпат и бассейна Днестра до бассейна Северского Донца. На Днестре и в Прикарпатье они соседствовали со словенами и кое-где жили чересполосно. Их общей границей с Восточной Римской империей служил Дунай. В украинских степях их соседями были кочевые праболгары – кутригуры и утигуры, пока не нагрянули авары. Если переводить это все на язык археологии, то сложились к VI в. две археологические культуры: пражская на западе (раньше пражско-корчакская, но это преклонение перед Западом… ну, вы понимаете! Хотя, удобно конечно – «пражская» звучит короче!) и пеньковская на востоке. Но, все несколько сложнее. Археологи выделяют помимо этих культур еще культуру Ипотешти-Кындешти вдоль течения Сирета и Прута и на юго-восточных отрогах Карпат, в Валахии и Олтении. Это тоже словене, причем как бы словене по преимуществу. Собственно, по всему выходит, что это и есть та самая «Дунайская прародина славян», о которой столь красочно рассказывает «Повесть временных лет». К северо-западу от пражской культуры жили предки балтийских славян и поляков – суково-дзедзицкая культура. Иногда ее выделяют в группировку венедов, но так, согласно источникам, звали общих предков словен и антов. А суково-дзедзицкой культуре остаются опять-таки словене в качестве этнического определения. К северу от антов лежала территория колочинской культуры. Одно время колочинцев считали балтами и было удобно – балтов звали эстиями или не звали вообще, потому что не знали, что тут кто-то живет. А теперь доминирует мнение, что тут обратно славяне жили. Но, в этом случае можно предположить, что колочинцы – это тоже анты. В итоге, есть словене – западные славяне, и анты – восточные славяне. Это, получается, наши предки. Вроде бы да, но нет. История была сурова к антам. Они исчезли, их идентичность растворилась, а все славяноязычные народы стали называться славянами. Как так получилось? И помнили ли какие-то из потомков антов или словен о том, что были другие славяне? Выяснить это, собственно, и будет, пожалуй, одной из целей нашего цикла.
Продолжение следует...