Никто не спорит, что внутри России для стабильности финансовой системы нужно поддерживать тезис: российский рубль — единственное легальное средство платежа за товары и услуги. Но внешняя торговля — это изначально другое дело.
Там ранее рубль был долгое время в загоне и активно компании получали и отдавали доллары и евро. Теперь — другая история, но принципиально ничего не поменялось: экспортёры готовы получить за свои товары и рубли, и юани. Да вообще любые деньги, на которые можно потом что-то купить.
Исходя из этого, было бы совершенно неудивительно, если бы российские экспортёры могли абсолютно легально получать криптовалюты за товары, а импортёры оплачивать такими финансовыми инструментами импорт.
Криптовалюты в мире уже далеко не какая-то экзотическая вещь. Есть Сальвадор, например. У них в расчётах используются доллары США. А вот c осени 2021 года можно даже внутри страны покупать и продавать товары за биткоины, причём абсолютно легально, в соответствии с принятым в этой стране законодательством. Другое дело, что такая форма платежей не получила большой популярности.
Лишь 1,3% жителей этой страны убеждены, что Сальвадору стоит делать ставку в своём экономическом развитии на биткоины. А в США с января этого года запущены биржевые фонды на биткоины, в них потянулись деньги со стороны классических инвестиционных фондов.
Да, это всё история про биткоины. Действительно, репутация криптовалютного «деда» выше, чем всех остальных цифровых активов. Но для России важно, что можно было бы просто дать попробовать бизнесу использовать биткоины во внешней торговле.
Не факт, что предпринимателям это понравилось бы. Но что есть в реальности? До конца года в рамках регуляторной площадки ЦБ РФ, как ожидают в регуляторе, будет проведена первая сделка с использованием криптовалют. Неизвестно, с биткоином или какой-то другой криптовалютой — в ЦБ РФ сразу заявили, что информация по международным сделкам будет максимально закрытой. Из-за санкций.
Эксперименты с криптовалютами ЦБ РФ будет разрешать на протяжении, вероятно, трёх лет. И только после этого в Банке России подумают, можно ли уже что-то делать с законодательством, чтобы вывести такие расчёты в публичное легальное поле.
Ведь все эти три года, как предполагается, все расчёты с криптовалютами будут идти в рамках экспериментов, то есть в специальной юридической среде.
Понятное дело, что о каком-то более или менее масштабном применении криптовалют во внешней торговле РФ можно забыть. Но правильно ли это — целых три года присматриваться к таким сделкам, чтобы сделать вывод? Например, как раз сейчас в Таиланде после тестирования расчётов криптовалютами местный банк Siam Commercial Bank запускает на полную катушку услуги в стейблкоинах для своих клиентов.
Стейблкоины — это криптовалюты, работающие также, как и биткоин, на блокчейне, но при этом они имеют фиксированную ценность. Как правило, в паритете с обычной валютой. Распространены же в мире наиболее долларовые стейблкоины.
Кстати, хоть они и на блокчейне, но блокировать цифровые кошельки с долларовыми стейблкоинами эмитенты умеют, соблюдая в ряде случаев санкции стран Запада. С биткоином — совсем иная история.
Но вот, что примечательно: местный центральный банк в Таиланде принял решение об одобрении для Siam Commercial Bank новых криптовалютных услуг всего за два месяца «приглядывания» и тестирования их в рамках своей регуляторной площадки.
Сакраментальный вопрос: почему руководству ЦБ РФ нужно 3 года, а не, например, 2 месяца, чтобы разобраться, стоит ли масштабировать криптовалютные сервисы во внешней торговле РФ?