Первый фильм о приключениях богатыря Ивана Муромца вышел на экран в 2017 году. Получившая противоречивые оценки критики картина «Последний богатырь» имела большой зрительский и коммерческий успех, что побудило ее создателей снять два продолжения. Новые фильмы цикла появляются даже после того, как он обрел логическое завершение. В чем же таится секрет успеха истории «последний богатыря»?
Как жуликоватый экстрасенс в благородного героя превратился
Прежде всего, «Последний богатырь» - типичный продукт массовой культуры, которая живет по своим законам. Один из них заключается в том, что главный герой не должен быть исключительной личностью, наделенной выдающимися способностями. Скорее, это простой парень (или девушка) с улицы, которого зритель легко может отождествить с собой или кем-то из своих знакомых, попавший в необычную ситуацию. Исполнителю подобной роли не требуется выдающихся актерских способностей. Нужно лишь соответствовать определенному типажу. И герой фильмов Иван Найденов (он же – Иван Ильич Муромец), и актер Виктор Хориняк вполне соответствуют данным требованиям.
Иван – бывший детдомовец, не наделенный ни богатырской силой, ни магическим даром. Тем не менее, он успешно морочит головы людям, выдавая себя за экстрасенса, и даже побеждает в телешоу «Битва магов». В то же время, Иван бесконечно одинок и общается только со своей весьма нелюбезной домработницей Галиной (в этой роли трудно узнать Елену Валюшкину, когда-то сыгравшую очаровательную Марию Ивановну в фильме Марка Захарова «Формула любви»). Оказавшись в сказочном мире Белогорья, Иван вовсе не кажется достойным сыном своего легендарного отца Ильи Муромца: и силушка не та, и отваги недостает.
Исполнитель роли Ивана Виктор Хориняк – кажется, из тех актеров, которые во всех фильмах умудряются играть одну и ту же роль (по крайней мере, его герой из другой популярной трилогии «Непослушник» - точная копия незадачливого богатыря). Впрочем, в массовой культуре создаваемый им типаж неплохого, но запутавшегося в жизни, а затем уверенно вставшего на путь исправления парня является одним из самых востребованных.
Еще одна особенность массовой культуры – стремление создавать свою мифологию, которая нередко базируется на древней и средневековой мифологии или фольклоре. В «Последнем богатыре» мы можем наблюдать некое смешение жанров: здесь присутствуют и герои древнерусского эпоса (богатыри), и сказочно-мифологические (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Водяной), и фольклорно-сказочные (Василиса, Чудо-Юдо, Змей Горыныч) персонажи. В фильме также использован характерный для культуры постмодернизма прием, когда Добро и Зло меняются местами, и Ивану в его приключениях помогают не былинные богатыри, а представители «нечистой силы». Их образы на экране воплощают замечательные актеры. Загримированная до неузнаваемости Елена Яковлева играет могущественную и ироничную Бабу Ягу, способную и чудеса творить, и, не обладая ни красотой, ни молодостью, мужика к рукам прибрать.
Трагический актер Константин Лавроненко раскрывает противоречивую натуру Кощея, когда-то принесшего в сказочный мир Зло, а теперь готового пожертвовать собой ради победы Добра. Комик и пародист Сергей Бурунов в последнее время чрезвычайно успешно озвучивает компьютерных персонажей – будь то Водяной из «Последнего богатыря» или кот Баюн из сказки «По щучьему велению».
В фильме звучат неплохие шутки, которые, правда, слабо ассоциируются с возрастной категорией 6+, на которую якобы рассчитан фильм. Так, домработница Галина, переключив телеканал с пресловутого «Шоу магов» на рекламу, комментирует увиденное: «Здесь интереснее: глупая швабра умную продает». Она же отвечает Ивану на шутливое предположение о том, что он может жениться на ней: «Нет, я за тебя замуж не пойду. Ты тогда мне за уборку платить не будешь». Черный юмор находит отражение в высказываниях Кощея Бессмертного: «Все равно с рассветом тебе либо голову отрубят, либо в камень обратят. У нас же в Белогорье ДОБРО победило…»
В финале картины также побеждает Добро: Иван, струсивший и бросивший своих новых друзей в трудную минуту, возвращается в Белогорье и помогает им спастись. К тому же, ему удается сотворить настоящее чудо в реальном мире.
Последний богатырь и вторжение Зла
Второй фильм серии «Последний богатырь: Корень зла» был снят в 2020 году. К сожалению, как часто случается, по качеству он оказался значительно хуже первой части. Правда, здесь появляются два новых и весьма колоритных персонажа – самовлюбленный богатырь Финист – Ясный Сокол (Кирилл Зайцев) и «бешеный» Колобок – виртуальный персонаж, озвученный Гариком Харламовым.
Иван с помощью добытого в предыдущем фильме меча-кладенца мотается между мирами, обставляя сказочный терем по последнему слову техники ХХI века и спекулируя на белогорском базаре туалетной бумагой, которую выдает за особо мягкую бересту.
Во второй части трилогии исследуются истоки пришедшего в Белогорье зла, воплощением которого становятся состоящий из корней Роголеб (бывший добрый волшебник Белогор, когда-то преданный своим учеником Микулой-Кощеем) и помимо своей воли оказавшиеся у него на службе Галина и ее приемная дочь Варвара (Екатерина Вилкова).
Сюжет фильма стал более драматичным, шутки гораздо менее остроумными, а незадолго до финала показали жуткие сцены, в которых оплетаемые корнями персонажи уходят под землю. Пожалуй, самым остроумным эпизодом второй части является ее финал, в котором из отложенных избушкой на курьих ножках яиц вылупляются избушата.
Чтобы уничтожить Зло, победи его в самом себе
Завершающая часть трилогии – «Последний богатырь: Посланник тьмы» (2021) – оказалась еще слабее предыдущей. Действие фильма переносится из сказочного Белогорья в современную Москву, куда злая колдунья Галина (она же – родная мать Ивана) увезла на крылатом волке похищенную Василису (Мила Сивацкая). В современных реалиях сказочный сюжет утратил большую часть своего обаяния. Шутки, правда, стали остроумнее: «Как нормальные люди, поедем на волшебной желтой колеснице…», «Главное, чтобы ее по программе реновации не снесли…» (об избушке на курьих ножках) и т.п.
В ходе приключений героев выясняется, что в Москве прячется немало сказочных существ. Так, скрывающиеся от Кощея жар-птицы превратились в Филиппа Киркорова и его кордебалет. Несмотря на то, что актерскую игру звезды российской эстрады не ругал только ленивый, стоит отдать должное присущей артисту самоиронии. Иван после встречи с жар-птицей подозревает, что кикиморами окажутся Бузова и Собчак, но до этого дело не доходит: не всем дано от души посмеяться над собой (хотя у Собчак, возможно, получилось бы)…
Финал «Посланника тьмы» перечеркивает все произошедшее ранее: жизнь героев начинается сначала, как будто борьбы Добра со Злом (в том числе, и внутри человеческого сознания) вовсе не было. Тем не менее, трилогия оказалась настолько успешной, что у нее уже появилось продолжение в виде мини-сериала, а в новогодние праздники на большой экран выйдет предыстория, главным героем которой станет не последний, а первый богатырь – Финист – Ясный Сокол.