Христиане знают о милосердии Господа, о даровании прощения всем искренне жаждущим и исповедующим собственные прегрешения. Несмотря на чёткие церковные каноны о необходимости исповедования грехов перед священнослужителем, некоторые люди считают достаточным, покаяния в своих негативных деяниях и помыслах мысленно, перед самими собой. Помимо этого некоторые люди исповедуются в храме перед батюшкой, однако это носит формальный характер. Иногда автоматически зачитывается список прегрешений, без того, чтобы пропустить их через своё сознание и душу.
Нередко возникает вопрос о том, почему важна особая искренность в покаянии и горячая просьба к Господу о прощении? Ведь Он знает всё о нас и совершенных нами прегрешениях.
На церковной исповеди, когда христианин осознанно и искренне перечисляет свои неблаговидные поступки, впоследствии, сам испытывает потребность к подлинному покаянию, чтению специальных молитв. Ведь без чистосердечного осознания произошедших в жизни человека негативных обстоятельств, от которых он хотел бы избавиться, ситуация не только не исчезнет, но и усугубится.
Это приведет к возникновению иных последствий, как например развитие других негативных качеств у человека, которые он скорее всего и не заметит за собой. Речь идет о проявлении гнева, тщеславия, зависти, даже – уныния. Что в общем-то тоже, является грехом. Поскольку эти качества приводят к совершению плохих поступков.
То есть неискренность в исповеди не позволит Божественной благодати коснуться сердца и души человека, очистить и возвысить её. А равнодушие никогда не приблизит человека к Господу.
Что такое покаянная молитва
Это молитва Богу, произносимая человеком, который искренне и горячо осознал свою нужду в Спасителе и прощении совершенных им грехов. Она должна исходить из искренних раскаяния и потребности в спасении своей души. Молитва не может привести к спасению сама по себе, однако она является путем к достижению этого через духовную трансформацию своего сознания и поступков.
Огромная сила у покаянных молитв, которые читаются христианами – горячо и даже, слёзно. Это происходит, когда человек пропускает через свое сердце и душу смысл молитвы и самого этого действия. Возносятся такие молитвы как в церкви, так и дома. В Библейских текстах упоминается, что регулярное чтение этих молитв поможет «сотворить достойные покаянные плоды».
Священнослужителями рекомендуется вознесение христианами не только молитв, но и чтение псалмов. При этом считается самым подлинным в покаянии, 50-й псалом.
50-й псалом
Это самый известный псалом, что обусловлено как покаянным его содержанием, так и частым употреблением в богослужении. Он используется в богослужении чаще всех других псалмов. Например в рамках служб суточного круга он читается 3 раза в течение суток: на повечерии, утрене и 3-м часе, а также ещё многократно в различных последованиях. 50-й псалом входит во 2-й сборник псалмов (псалмы 41–71), завершающийся редакторской фразой: «Кончились молитвы Давида сына Иесеева» (Псалтирь 71:20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева).
Этот псалом написан знаменитым царем Давидом, награждённым за крепкую веру Божественными дарами, в том числе - предвидением. Однако царь однажды совершил проступок - поддался дьявольскому искушению и возжелал жену одного из своих военачальников, Вирсавию. Давид решил направить мужчину на погибель, чтобы взять в жёны его вдову.
Однако Господь отправил к Давиду - Ангела Нафана, изобличившего его намерение. Царь испытал искренний и глубокий стыд за свои мысли и деяния. Таким образом, Давид раскаялся и составил 50-й псалом, названный - «покаянным».
Царь Давид в этом псалме умолял Бога о даровании ему прощения, выражал желание, чтобы к нему вернулась милость Божья, чтобы Он помог очистить человеку его дух. При этом Давид осознает свою вину и верит в справедливость и честность Суда Божьего. Этот псалом по настоящее время считается одним из сильнейших, наряду с 26-м и 90-м.
При этом в отличие от указанных также псалмов, 50-й – именно покаянный, не защитный. По убеждению Святых Отцов, человек, который искренне раскаивается в своих прегрешениях и ежедневно читает 50-й псалом, обязательно. будет Спасён.
В каких случаях рекомендуется читать покаянный псалом
- когда дух пребывает в смятении, когда возникает ощущение, что вас испытывает нечистый;
- когда ощущается страх перед греховными деяниями или мыслями о них, если возникло непреодолимое желание совершить такое деяние;
- когда на человека давят совершенные им греховные поступки, требуется чистосердечное раскаяние и освобождение духа, пораженного грехом.
Следует отметить, что чтение покаянного псалма стоит осуществлять также, когда возникает ощущение, что у вас развивается так называемый, «духовный недуг». Это понятие трактуется по-разному –как чувство вины за собственную греховность, так и осознание того, что ваш жизненный путь не является Богоугодным и достойным.
В этой связи священники рекомендуют читать вышеуказанный псалом в любых обстоятельствах, когда возникает нужда в поддержке и участии Небесного Отца. Не рекомендуется читать 50-й псалом (как и любой другой) в период между Страстной седмицей и Фоминой неделей. Псалмы в этот период не читают ни в храмах ни дома.
50-й псалом – молитва покаяния
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.