Найти в Дзене

Художники-передвижники: Великие имена

Почти полтора века назад зазвучали Великие имена художников-передвижников, внесших огромный вклад в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века. Впервые русская живопись заговорила языком, понятным многим, выставки передвижников пользовались большим интересом, а лучшие произведения покупал в свою галерею меценат Павел Третьяков. Из истории: В 1863 году к столетнему юбилею Императорской Академии художеств было решено всем выпускникам, участвовавшим в конкурсе на соискание большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку в Италию, дать одну-единственную тему – из скандинавского эпоса. Тогда 14 молодых художников во главе с Иваном Крамским в знак протеста покинули стены Академии. Событие получило название «Бунт четырнадцати». В конце 1870 года было организовано Товарищество передвижных художественных выставок, или Товарищество передвижников. У истоков стояли Григорий Мясоедов (предложил создать объединение), Василий Перов, Алексей Саврасов, Николай Ге, Иван Крам
Оглавление
Наследие, которое оставили художники-передвижники, велико и многогранно
Наследие, которое оставили художники-передвижники, велико и многогранно

Почти полтора века назад зазвучали Великие имена художников-передвижников, внесших огромный вклад в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века. Впервые русская живопись заговорила языком, понятным многим, выставки передвижников пользовались большим интересом, а лучшие произведения покупал в свою галерею меценат Павел Третьяков.

Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1901. Третьяковская галерея
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1901. Третьяковская галерея

Из истории: В 1863 году к столетнему юбилею Императорской Академии художеств было решено всем выпускникам, участвовавшим в конкурсе на соискание большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку в Италию, дать одну-единственную тему – из скандинавского эпоса. Тогда 14 молодых художников во главе с Иваном Крамским в знак протеста покинули стены Академии. Событие получило название «Бунт четырнадцати».

Григорий Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887. Русский музей
Григорий Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887. Русский музей

Товарищество передвижников

В конце 1870 года было организовано Товарищество передвижных художественных выставок, или Товарищество передвижников. У истоков стояли Григорий Мясоедов (предложил создать объединение), Василий Перов, Алексей Саврасов, Николай Ге, Иван Крамской. Постепенно в деятельности Товарищества стали участвовать все лучшие живописцы того времени, причем это были выходцы из различных слоев общества: из крестьян, купцов, дворян, музыкантов, военных, ремесленников, священников.

Художники-передвижники
Художники-передвижники

У всех этих художников впервые появилась возможность показать свои работы широкой публике (выставки переезжали из города в город) и услышать мнение о своем творчестве от самых разных людей.

Константин Савицкий. На войну. 1888. Русский музей
Константин Савицкий. На войну. 1888. Русский музей

Бытовая живопись

Появление Товарищества было тесно связано с развитием бытовой живописи (сюжеты, взятые из жизни). В 1860-е бытовой живописью занималась уже целая плеяда лучших мастеров, как Василий Перов и его полотна тех лет: «Крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом».

Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866. Третьяковская галерея
Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866. Третьяковская галерея

Картины Перова нового, уже передвижнического периода: «Рыболов», «Охотники на привале», где помещик с горящими глазами рассказывает о своих охотничьих победах.

Василий Перов. Охотники на привале. 1871. Третьяковская галерея
Василий Перов. Охотники на привале. 1871. Третьяковская галерея

Художники-передвижники изображали жизнь близкую к реальности. Непростое ощущение вызывает полотно Иллариона Прянишникова «Порожняки».

Илларион Прянишников. Порожняки. 1871. Третьяковская галерея
Илларион Прянишников. Порожняки. 1871. Третьяковская галерея

На картине - кажущееся бескрайним заснеженное поле, сжавшийся от холода бедно одетый парень в санях. Прянишников показывает одну из обыкновенных сцен русской жизни, точнее саму жизнь.

Лучше всех показать русскую жизнь удалось Илье Репину в картине «Крестный ход в Курской губернии». Многолюдная процессия, идущая по пыльной проселочной дороге под палящим солнцем: странницы, жандармы, помещики, чиновники, купцы, урядники, певчие. На картине представлены едва ли не все сословия, существовавшие на Руси.

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1881-1883. Третьяковская галерея
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1881-1883. Третьяковская галерея

Жанровая живопись все больше становилась живописью настроения. Такова даже «горькая» картина Абрама Архипова «Прачки».

Абрам Архипов. Прачки. 1890. Третьяковская галерея
Абрам Архипов. Прачки. 1890. Третьяковская галерея

На переднем плане картины «Прачки» две изможденные старухи, одна из который стоит над корытом, а другая сидит, согнувшись, подперев худой рукой щеку, равнодушная к своей тяжелой жизни.

Именно художники-передвижники начали изображать в своих картинах простых людей, их быт, нравы, переживания и эмоциональное состояние.

Владимир Маковский. Ночлежный дом. 1889. Русский музей
Владимир Маковский. Ночлежный дом. 1889. Русский музей

Историческая живопись

Историческая живопись занимала в Академии художеств самое высокое место среди других жанров. В Академии под исторической картиной понимались произведения на мифологические и религиозные сюжеты, но у передвижников на первый план выходит реальное событие.

Первым был Николай Ге. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» создавалась к двухсотлетию со дня рождения первого российского императора. Эта картина Ге стала началом новой эпохи в русской исторической живописи.

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея

Историческая живопись сближалась с бытовой. Илья Репин написал картину на сходный сюжет, только из русской средневековой истории «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885. Третьяковская галерея
Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885. Третьяковская галерея

Живописец, который чувствовал давнее прошлое и посвятил свое творчество исторической картине был Василий Суриков и его картина «Меншиков в Березове».

Василий Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Третьяковская галерея
Василий Суриков. Меншиков в Березове. 1883. Третьяковская галерея

Наиболее полно Суриков как исторический живописец раскрылся в своих больших, многофигурных полотнах. Одно их них «Боярыня Морозова».

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Третьяковская галерея
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Третьяковская галерея

Расцвет передвижнической живописи

Расцвет передвижнической живописи в России пришелся на время импрессионизма в Европе, и русские художники тоже стремились решать сложные цветовые задачи. Например, у Андрея Рябушкина в «Ожидании новобрачных от венца в Новгородской губернии» изображены сидящие на лавке мужики, старуха и дети, ни характеров, ни действия здесь нет – только живопись, краски и линии.

Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891. Третьяковская галерея
Андрей Рябушкин. Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891. Третьяковская галерея
Андрей Рябушкин. В гости. 1896
Андрей Рябушкин. В гости. 1896

Живопись Рябушкина получила название историко-бытовой.

Картины на религиозный сюжет

В русской живописи картины на религиозный сюжет имели давние академические традиции. Однако было в живописи передвижников на религиозные темы и другое течение, которое представлял Михаил Нестеров. Его картины проникнуты тихим созерцательным состоянием. В его «Видении отроку Варфоломею» будущему Сергию Радонежскому является инок, указывающий ему духовный путь.

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Третьяковская галерея
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Третьяковская галерея

Портрет

С развитием реалистического направления в живописи художники все сильнее интересовались самыми разными персонажами. Стали появляться портреты людей «из народа».

Иван Крамской. Полесовщик. 1874. Третьяковская галерея
Иван Крамской. Полесовщик. 1874. Третьяковская галерея
Николай Ярошенко. Кочегар. 1878. Третьяковская галерея
Николай Ярошенко. Кочегар. 1878. Третьяковская галерея

Желание возвеличить человека, как бы ни трудна была его жизнь, передать движения его души отмечает следующий этап в развитии передвижнического портрета.

Николай Касаткин. Шахтерка. 1894. Третьяковская галерея
Николай Касаткин. Шахтерка. 1894. Третьяковская галерея
Михаил Нестеров. Пустынник. 1888-1889. Третьяковская галерея
Михаил Нестеров. Пустынник. 1888-1889. Третьяковская галерея

Пейзаж

В 1860-е годы в русской живописи на первом плане была бытовая живопись, а изображение природы оставалось позади. И только в 1870-е, во времена передвижничества и интереса художников ко всему, что окружало, начался расцвет пейзажа. В отличие от предшествующих художников, любивших итальянские и южные виды, передвижники взялись писать свою, русскую природу.

Живопись Алексея Саврасова показывает, насколько сложно рождался новый пейзаж.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Третьяковская галерея
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Третьяковская галерея

Один из крупнейших отечественных пейзажистов, Иван Шишкин, изображал на своих полотнах русскую природу мощной, изобильной. В его картине «Рожь» кажется бескрайним море золотых колосьев, из которых встают высокие разлапистые сосны.

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Третьяковская галерея

К 1880-м главным в пейзажах лучших художников-передвижников становится настроение и пленэрная живопись. Архип Куинджи в своей картине «Вечер на Украине» изображает тот дивный час, когда повсюду ложатся глубокие тени, а белые крестьянские хаты освещены закатом солнца.

Архип Куинджи. Вечер на Украине. 1878-1901. Русский музей
Архип Куинджи. Вечер на Украине. 1878-1901. Русский музей

«Март» Левитана близок к работам французских импрессионистов, в этой картине главным у него, как и у импрессионистов, было уловить момент жизни и передать его в цвете.

Исаак Левитан. Март. 1895. Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Март. 1895. Третьяковская галерея

У Левитана было много единомышленников и последователей. В картине Ильи Остроухова «Золотая осень» очевидна перекличка с творчеством Левитана.

Илья Остроухов. Золотая осень. 1887. Третьяковская галерея
Илья Остроухов. Золотая осень. 1887. Третьяковская галерея

Левитан предвосхищал новое искусство – искусство красок, форм, впечатления, решая одну важную задачу: создать образ России, на который хочется смотреть и смотреть.

А чем дальше уходили новые поколения художников от больших тем, тем более истощалось и само передвижничество, уже в 1890-х оно шло на спад.

Александр Киселев. Старый Сурамский перевал. 1891. Третьяковская галерея
Александр Киселев. Старый Сурамский перевал. 1891. Третьяковская галерея

И хотя Товарищество передвижников просуществовало до начала 1920-х, оно уже не играло той роли в культурной жизни России, как в период своего расцвета.

Николай Дубовской. Притихло. 1890. Третьяковская галерея
Николай Дубовской. Притихло. 1890. Третьяковская галерея

Роль передвижничества

Роль передвижничества в русском искусстве была огромна: это первое и последнее художественное движение такой мощи в нашей истории, которое серьезно повлияло на умы и души людей.

Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Третьяковская галерея
Василий Поленов. Бабушкин сад. 1878. Третьяковская галерея

Передвижники раскрепостили отечественную живопись, способствовали появлению большого количества образов, сделали изобразительное искусство доступным массам.

Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Третьяковская галерея
Константин Маковский. Дети, бегущие от грозы. 1872. Третьяковская галерея

И самое важное: передвижники пытались через искусство осмыслить то, что происходит в России и заставить своих современников задуматься над судьбой родины.

Николай Неврев. Смотрины. 1888. Третьяковская галерея
Николай Неврев. Смотрины. 1888. Третьяковская галерея

Этой публикацией «Художники-передвижники: Великие имена» заканчиваем большую серию Статей и Видео о творчестве великих художников России!

Впереди много интересного! Не пропускайте публикации!

Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!

Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!

Мой канал в Дзен - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02

Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602

ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617

С вами, Надежда Коваленко