Найти тему
Анна Янц

Патриотизму невозможно научить, его можно только передать

Оглавление

Выступление в качестве спикера экспертной дискуссии в рамках программы выставки «ORЁLEXPO-2024»

ТЕМА:
«Военно-патриотическое воспитание и обучение использованию оружия: как отвечать на вызовы времени»

•⁠ ⁠Важность воспитания чувства патриотизма в процессе формирования личности. Кем и в каком возрасте это закладывается;

•⁠ ⁠Средства и методы патриотического воспитания разных возрастных группах.

•⁠ ⁠Обучение стрельбе – как средство воспитания в подростках социально значимых качеств: чувство контроля собственных действий и ответственности за их последствия.

•⁠ ⁠Актуализация процесса обучения патриотизму в школах на примерах деятельности ЦРВСП «Воин» и на базе «РУС имени В. В. Путина»

-2

Важность воспитания чувства патриотизма в процессе формирования личности

Для чего нужно чувство патриотизма индивидууму?

Патриотичность – это причастность к историческим событиям, за которые можно гордиться, к содружеству, которое дает чувство силы, уверенности и защищенности, которое возникает у ребенка при осознании того, что он является частью многонационального общества, пропитанного любовью в большой красивой стране.

Почему это так важно?
Ощущения себя частью большого и целого, удовлетворение от пребывания на своем месте, разве не это путь к укреплению Личности, гармонирующей с собой и обществом? В обратном случае, можно всю жизнь мигрировать, в попытке успокоить внутренний диссонанс от отчуждения и неуместности прибывания не в тех условиях.

Патриотизму невозможно научить, его можно только передать

Кем и в каком возрасте закладывается это чувство?

Ваш ребенок – это ваше продолжение! Вы формируете его мировоззрение. Не перекладывайте ответственность на педагогов!
Первые прививки делаются в раннем возрасте, как и чувство патриотизма, если не было посеяно в первые года жизни – школьные принудительные уроки «любви к родине с автоматом» скорее вызовут отрицание и вопросы «Зачем любить?», «За что любить?».

Средства и методы патриотического воспитания разных возрастных группах.

Важность определили, а теперь самое главное – как реализовать это самое привитие?

Как и о чем стоит говорить своему ребенку с первых лет. В каком возрасте своевременно передать чадо в руки специалистов?

Для начала давайте определим на какие основные периоды восприятия делятся дети и подростки:

  • Период дошкольного детства (до 7 лет) – неосознанное подражание родителям;
  • Младший школьный возраст (7–10 лет) – идентификация и сравнение себя с теми объектами, которые производят на них более сильное впечатление;
  • Подростковый возраст (11–15 лет) – подражание себя с кумирами, с теми, кем бы они хотели видеть себя.

Соответственно, ваша миссия, как родителя – задать правильный вектор мысли в самый ответственный ранний период, и проследить, чтобы ребенок не свернул с этого пути в последующем.
И вот только после 11 лет, если базис уже был выстроен вами, стоит отдавать подростка в патриотические организации.



Как выстроить базис? Как воздействовать на ребенка?

Чтобы подобрать инструменты влияния надо сначала разобраться с кем мы имеем дело:
тип восприятия (аудиал/визуал/кинестетик/дигитал), возраст и т.д. Никто не знает вашего ребенка лучше вас.

Немного педагогики, для родителей, чтобы определить единую понятийную базу для дальнейшего понимания:

Средства обучения — это источники получения знаний и формирования умений.
Метод это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Делаться на:
- Словесные методы: объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой;
- Наглядные методы: наблюдение явлений, предметов, наглядных пособий;
- Практические методы: лабораторные и практические работы, упражнении.
Педагогика – воспитательно-творческая деятельность, основанная на современных научных знаниях.

Творческая значит не имеет шаблонов и универсальных схем.

Какие средства и методы будут эффективны, поймете только вы сами, но для упрощения поиска обратимся к чужому опыту:

Не воспитывайте детей – воспитывайте себя. Любовь к родине начинается с чувства ответственности за свою землю и причастности за ее процветание. А проявление этому начинается с заботы о родном доме. Учите бережному отношению к вещам, книгам, игрушкам. Расскажите о том, какими стараниями людей была создана та или иная вещь. Объясните, в чем заключается их ценность. Помогите ребенку обустроить его комнату/угол/постройте вместе шалаш. Важно, чтобы он сам принимал участие в постройке, вкладывал свои силы (маркетологи это называют эффектом «Икеи»). Вложив свои силы, он бережнее будет относиться к своей, а в последствие и чужой работе.
Это же касается и уборки/ремонта территории общего пользования, занимайтесь всей семьёй благоустройством и озеленением улицы/микрорайона, где вы живете.

Свою страну не надо сравнивать с чужими, надо ее познавать!
Дайте ребенку почувствовать красоту своей страны. Прививайте любовь к родной природе, учите восхищаться красотой родного города. Учите не только по открыточным вида, учите переживать эту красоту – через запахи, звуки, прикосновения, эмоции от осязаемого…
Познание других регионов через собственный опыт, а не из информационных источников.
Ведь потеря реальности у монитора – дает ложные представления о чужих странах, и не дает невозможности познать красоту своей страны.

Делайте акцент на достоинствах жизни в своей стране, при разговоре с ребенком. Тем самым вы сформируете представление не только вашего ребенка, но и, возможно, его окружающих детей - дети воспроизводят то, что видят и слышат (дети подражательны, могут многое перенимать у своих родителей, в том числе чувство патриотизма).

Объясните о значении символов и правильному к ним отношению. Бескультурье ведет к вандализму. Расскажите о идеологическом значении государственной символики, памятниках героев, мемориалах войны и т.д. Объясните, почему стоит беречь и почитать и как надо вести себя в таких местах, и почему даже маленький флажок или ленточка триколор имеет ценность.

Поощряйте занятия народной культурой (фольклором, декоративно-прикладным искусством и прочими видами народно-патриотической деятельности). Таким образом происходит приобщение ребенка к общечеловеческим нравственным ценностям.

Расширяйте чувство сознательности в ребенке, помогая правильно давать оценку собственным поступкам и поступкам окружающих.

Поощряйте занятия спортом и здоровым образом жизни, чтобы ребенок мог не только постоять за себя, но и, если придется, защитить других.

К последним двум пунктам я и хочу привязать вторую половину темы про обучение использованию оружия в процессе патриотического воспитания. И главная мысль, которую я хочу донести, что оружие как инструмент обучения – это не про разрушение. Оружие — это сильный созидательный инструмент, не менее необходимый как физкультура и спорт.

Так как применить огнестрельное оружие может практически любой, не в зависимости от физических способностей, но только понимание последствий от применения оружия - уберегает от неуместного применения. Уроки стрельбы воспитывают в детях чувство ответственности. Которое, в свою очередь является социально значимой характеристикой личности и переноситься на другие сферы деятельности. А также чувство ответственности за свои действия и себя неразделимы с чувством ответственности за страну.

И вот в этом вопросе, правильного восприятия стрельбы и организации самого учебного процесса лучше довериться специалистам.

Уроков ОБЖ и НВП в школах для этого недостаточно. Лучше довериться в этом вопросе патриотическим организациям, где к управляемому процессу подходят структурно, методически грамотно, постоянно его актуализируют.

Поездки к Вечному огню и разговоры с ветеранами не действуют на современных школьников, выращенных на образах супергероев комиксов и блогерах миллионерах.

Как актуализировать процесс обучения патриотизма у подростков на примерах ЦРВСП «Воин»?

Сеть Центров «ВОИН» была создана в 2022 году по поручению Президента России как ответ на насущную необходимость возрождения системы начальной военной и допризывной подготовки в современной России, и в настоящее время занимает все более значимую позицию в патриотическом воспитании молодежи.

Процесс обучения огневой подготовке молодежи хорошо виден на примерах деятельности ЦРВСП «Воин» и на базе АНО ДПО «РУС имени В. В. Путина», в которой применяются различные формы работы – внеклассная работа по программе «Военно-спортивная подготовка и патриотическое воспитание», Военно-спортивные смены «Время юных героев», Военно-патриотические игры «Зарница 2.0» и Ежегодная ВПИ старшеклассников Союза городов воинской славы России «Наша сила в единстве!» (проведено 6 игр, участвовало от 14 до 17 регионов России, по 10 подростков старшего школьного возраста).

Самое важное в формате такого обучения – это возможность живого (не цифрового) общения и общего время препровождения идейно объединённых юношей и девушек из разных регионов страны, с возможность путешествий по стране с целью ее познания и обменом живого опыта.