- «мелкая моторика важная и неотъемлемая часть работы с психологическим и эмоциональным состоянием человека. Её значимость является важной частью в лечебном процессе пациента».
Историческая справка
Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Селье выделил три стадии развития стресса. Первая — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого — эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние.
Во II веке до нашей эры китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитии мозга человека. Древние даоситы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывает благоприятное влияние на деятельность мозга.
Учёные, изучающие деятельность мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Например, по мнению исследователя М. М. Кольцовой, движения пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией.
Методы исследования
Был создан опрос на тему помощи нескольких заданий, основанных на мелкой моторике. Всего было опрошено 5-6 человек. Как показал эксперимент, в 57% случаев мелкая моторика помогает в гармонизации. В остальных 43% случаев некоторые способы игр и занятий не помогли. Мелкая моторика играет значительную роль в развитии ребёнка, так как она влияет на речь, память, воображение и координацию движений. Пальчиковые игры способствуют гармонизации эмоционального состояния, развивая терпение, усидчивость и любознательность. Взаимодействие со взрослыми в процессе пальчиковых игр помогает устанавливать тесный контакт и адаптироваться в обществе.