Найти в Дзене
Chicken Creators

Роскошь современного прочтения Гоголя – спектакль "ВИЙ". Театр на Садовой "Приют Комедианта" в Петербурге. Мнение

Дисклеймер: отзывы от арт-сообщества "Chicken Creators" не несут рекомендательный или рекламный характер высказываний. В основе моих целей, как основателя комьюнити, сформировано желание освещать креативные индустрии города, поддерживая творческий и предпринимательский потенциал авторов. Ужасающего чтения! ..никому не давай читать по мне... Миргород - название сборника Николая Васильевича Гоголя, основанного на украинском фольклоре. Условно-формальное продолжение "Вечеров на Хуторе близ Диканьки". Два пыльных тома на полке вашего дедушки, в каждом по две повести. Апчхи. Нас интересует третий том по общему счёту. И нарекли его, как вы уже могли догадаться – "Вий". Кстати, подниму вам веки, недорого. Напоминалка. Вий – одноимённое с повестью существо, демоническо-адское нечто. Жуткий мужик, пребывающий решать вопросики из преисподней. По механике вредительства схож с Медузой Горгоной. Взгляд демона пусть и не превращает людей в камень, но ежемоментно убивает. А иногда ещё и под шумок
Оглавление

Дисклеймер: отзывы от арт-сообщества "Chicken Creators" не несут рекомендательный или рекламный характер высказываний. В основе моих целей, как основателя комьюнити, сформировано желание освещать креативные индустрии города, поддерживая творческий и предпринимательский потенциал авторов.

Ужасающего чтения!

..никому не давай читать по мне...

Школьная база

Миргород - название сборника Николая Васильевича Гоголя, основанного на украинском фольклоре. Условно-формальное продолжение "Вечеров на Хуторе близ Диканьки". Два пыльных тома на полке вашего дедушки, в каждом по две повести. Апчхи.

Нас интересует третий том по общему счёту. И нарекли его, как вы уже могли догадаться – "Вий".

Кстати, подниму вам веки, недорого.

Напоминалка. Вий – одноимённое с повестью существо, демоническо-адское нечто. Жуткий мужик, пребывающий решать вопросики из преисподней. По механике вредительства схож с Медузой Горгоной. Взгляд демона пусть и не превращает людей в камень, но ежемоментно убивает. А иногда ещё и под шумок испепеляет деревни.

Вий беспомощен без своих демонических коллег, которые по запросу поднимают вилами его огромные веки и ресницы. Кельты, валлийцы и ирландцы, скифы, славяне и чёрт знает кто ещё приложили руку в формировании народного образа этого мифологического существа. Не только Гоголь о нём писал, но именно он укоренил Вия в массовой культуре, изменив ряд предыдущих характеристик. Чудище по Николаю Васильевичу своим взглядом не убивает, а снимает действие всех оберегов и молитв. Коренастый, медлительный, вымазанный чёрной землёй, с железными конечностями. Неприятный тип, ну.

Экранизаций у повести массивная кипа в самых различных формах и форматах. Особенно выделяется отечественная экранизация 2014го года при производственном сотрудничестве с Германией, Украиной, Великобританией и Чехией. Протагониста в фильме сыграл звезда фильмов Гая Ричи – Джейсон Флеминг ("Карты, деньги, два ствола" и "Большой Куш").

Для меня же представление "Вия" до сих пор выстраивается из воспоминаний о фильме 1967 года, где на главных ролях значились Леонид Куравлёв и Наталья Варлей – великие актёры советского кино.

Кинофильм "Вий", 1967 года. Фоточка из интернетов
Кинофильм "Вий", 1967 года. Фоточка из интернетов

Упрощённо и со спойлерами "про чо это ваще".

Знатно отдохнуть вознамерились, значится, трое бурсаков, учеников из киевского духовного образования. Поимённо: Халява, Тиберий и Хома Брут. Последний из названных в этом приключении встретил ведьму и открыл в себе внезапный дар (ах если бы) к экзорцизму. Спрятать оное событие у Хомы не особо вышло, вот и направил его ректор бурсы к сотнику – территориальному начальству. Надобно было помирающую дочку-паночку замолить.

Ну а дальше триллер, хоррор, помогите. Дочка сотника отчасти канула в небытие, оказавший той самой ведьмой. Хома Брут три ночи молитвы в агонии читал над неупокоенной дивчиной до буквальной седины. Круги чертил мелом, от летающего гроба и разнородных чудищ стрейфился. По итогу злопыханий был призван Вий, который своим интеллигентным видом до клятой смерти напугал бурсака. Шансы были, но страх оказался сильнее святой веры.

Не смотря на то что "Вий" в залежах моего разума остаётся непримечательной историей из прошлого, набившей оскомину, полностью понятной и не способной заинтересовать в актуальности, я всё же решил дать ему шанс через театральную интерпретацию.

И ни разу не пожалел. Наоборот, окропил голод впечатлений восхищением. Справедливости ради, сия заслуга не принадлежит Гоголевскому произведению всецело, с ним разговор короткий. Поблагодарить я хочу именно Театр на Садовой, который подарил мне этот уникальнейший по своей грандиозности экспириенс.

Кто Ты, воин?

Садовая улица 27/9. От сенной площади рукой подать – самая удобная точка пересечений станций метро для прибытия зрителя. Ассоциативно-локационно театр выглядит так, будто расположен на Бродвее в Нью-Йорке. Утрированно, по-русски, но что-то в этом есть.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный драматический театр "Приют комедианта""

В окна фасада встроены экраны с моушн-афишами – короткие видеоролики с динамическим паттерном. Показательный графический дизайн в пример другим. А пример этот по ссылке:

Вход | ВКонтакте
Каждый спектакль — сюрприз и эксперимент. В афише собраны все самые любимые зрителями жанры: от тёплой мелодрамы до злободневных комедий. В Театре на Садовой вы обязательно увидите спектакль, который останется в вашем сердце.
Егро Бирюза в Театре на Садовой "Приют Комедианта"
Егро Бирюза в Театре на Садовой "Приют Комедианта"

Моё почтение пулу постановок. От мюзикла до балета, более 20 спектаклей русской и зарубежной классики и современной драматургии. Репертуара смотреть не пересмотреть. Узнаваемые киноактёры, заслуженные и народные артисты России. Экспериментально. Инновационно. Даже трейлеры имеются.

Рубрика "О как". Приют Комедианта учредил первую и единственную в стране молодёжную театральную премию "Прорыв". Лауреат Золотой Маски и Золотого Софита

Театр на Садовой — первый в России государственный репертуарный театр без постоянной труппы. Каждый спектакль театра создаёт уникальная команда — на роли приглашаются лучшие артисты Петербурга и Москвы.
Бурсаки. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Бурсаки. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"

Заходим внутрь. Кто меня читает, тот в курсе, что без своей любимки в театр я ни ногой. Вне сопровождения великолепной Виктории мои исследования в области просцениума и кулис гроша ломаного не стоят.

Вот мы проходим через металлодетектор. Вот врезаемся осенними тушками в гардероб. Уборные спрятались на первом этаже. Всё отлично и базово.

Поднимаемся этажом выше. Зал ожидания с высоким потолком. Рядом комната ресторана. Стиля в дизайне пространства навалили изрядно (в 2016 году меняли визуальную концепцию и делали большой ремонт). Элитарная эстетика, когда игриво ощущаешь себя на новом уровне светскости. Но при этом, зал ожидания слегка сковывает тело и взгляд при полном аншлаге, красота интерьера и холодный свет оттеняют эргономичность и уютность. Есть и мягкие скамейки по краям, и пара столиков для опоры. Но иногда даже самой изысканной картине не хватает воздуха (не в прямом смысле, разумеется). Если ощутили нечто схожее, то скорее за комфортом и удобством последуйте в лакшери буфет.

Петербургский театр «Приют комедианта» был основан в 1987 году артистом Большого драматического театра Юрием Томошевским. В «Приюте комедианта» Томошевский осуществил свою мечту — основал театр «одного актера». Вскоре в театре начали ставить не только моноспектакли, но и большие драматические постановки с участием известных артистов Петербурга, а «Приют комедианта» вошел в число любимых театров горожан. В 1995 году руководителем театра стал Виктор Минков.

Почти заканчиваем с "ctrl+c ctrl+v", сайт театра не резиновый.

Слышим звоночки. Летим в вытянутый по длине зал, лицезреем партерный уклон практически на всю протяжённость синих кресел.

У нас четвёртый ряд. Сцена близко. Впередисидящие контура не мешают обзору, но если хотите рассмотреть авансцену всецело, то присаживайтесь чуть поодаль.

Свет угасает. Искра разгорается. Да прибудет Вий.

Зрительный зал. Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Зрительный зал. Театр на Садовой "Приют Комедианта"

Кручу верчу запутать хочу

– Ось сусулька! паничи, купите сусульку!

Фолк-триллер 18+. Тайминг: 2:30, один антракт.

Для спешащих жить жизнь в двух словах. Спектакль "Вий" это "залихвацкое зрелище". Ежели детально графоманить по составу, то..

..куда мы без официального синопсиса:

Летней ночью в поисках ночлега трое семинаристов забредают в гости к ведьме, у которой есть вторая личина — панночка невиданной красоты. Чудом унеся ноги от колдуньи, главный герой — философ Хома Брут оказывается втянут в смертельное приключение, от которого невозможно отказаться. Ровно три ночи ему придется провести у гроба красавицы: один на один с нечистой силой, на границе между жизнью и смертью. Достаточно ли силён духом Брут, чтобы уцелеть в схватке с нежитью?
Ведьмы. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Ведьмы. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"

Вовлечение и погружение не с самых первых минут, так как слог и терминология устаревшие и некоторые слова прямиком из украинской мовы. Оно и понятно, оно и логично. Усилие попривыкнуть, вслушаться, влиться, присоединиться со стороны пройдёт мгновенно.

Дирижёром мизансцены выступает декорация в виде куба, который занимает большую часть пространства. Крутится, вертится, открывается, рвётся. Инфернальный портал, негативная комната феерии образов. То окно дома, то храм, то полотно для красноречивых проекций: от обнажённой груди до Уорхол Гоголя.

Ведьмы и Хома. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Ведьмы и Хома. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"

Кусочек мюзикла, частичка рок-оперы. Персонажи поют, энергично танцуют, всё такое этническое, народно-мистическое, обрядческое. Музыкальность со всеми вытекающими выставлена безупречно, любое движение, каждый голос. На повторе фонограммой звучит основная и легко узнаваемая цыганская тема – "Lela Pala Tute".

Глаза пестрят в иллюминации. Завораживающая сюрреальность происходящего разрастается с помощью психоделичных аудио-визуальных метафор из проекций. Насыщенное ярким мраком мультимедийное ведьмовство бодрого закадрового световика, заботливо предусматривает предупреждение:

Для создания сценических эффектов используется стробоскоп, быстрая смена света.

Премьера спектакля состоялась в 2019 году. Достаточный период, чтобы сыграться. Актёрский состав, как и полагается, менялся. Но кое что меня удивило.

Я делю роль, как проявление артиста и режиссёра, на несколько представлений: жить на сцене, играть на сцене, импровизировать и адаптироваться, быть единым механизмом постановки. В случае с "Вием" ничего из этого не откликается.

Лучшее сравнение видится мне единственно верным словосочетанием "колоссальная работа". Выверенно-выкрученная, с кропотливой отдачей и грациозной ответственностью за своих партнёров. Когда не только тело, но и что-то за его оболочкой вырисовывает зрителю личность персонажа.

Завораживает дух. Не то что веришь – знаешь и не сомневаешься. Все актёры крутотенешные, всем кланяюсь, всем аплодирую, а потом ещё раз кланяюсь. Выявлено идеальное попадание в Паночку. Ведьмы, того и гляди, выйдут за 4 стену и сожрут тебя без заминки.

Рад был вживую увидеть актёра кино Дениса Кириллова ("Брат", "Особенности национальной рыбалки" и ТД) – для меня это фундаментально-интригующий бонус.

Персонажи. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Персонажи. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"

Последовательные сцены отличаются друг от друга, привносят новизну, не утрачивая шкалу зрительского удивления. От живописных, страстных и сексуальных экспрессией (эротика детектед, детей с собой не берём) до баек у костра из отсылок на другие произведения Гоголя. Финал очерчивать не берусь, кульминация и накал запредельные, стреляют фейерверками из каждой пушки. Прямо в сердешко.

Художники по костюмам без дела не сидели. Неповторимая стилизация бесконечного количества авангардных монстров и самобытная хуторская всамделишность. Дорого богато, гуляем на весь бюджет. Тот самый Вий – гориллообразный исполин, с аурой бесповоротной трагедии возвышается над предначертанной участью Хомы. И судьбой зрительского вердикта.

Вий и Хома. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Вий и Хома. "Вий". Театр на Садовой "Приют Комедианта"
Режиссёр Василий Сенин использовал по максимуму технические возможности сцены Театра на Садовой и создал спектакль-карнавал. Восторг от красоты декораций, видео и энергичной фолк-музыки, смешанный с ужасом перед потусторонним, который буквально сочится из Гоголевского текста, — вот, что отмечают поклонники спектакля в отзывах. Каждый образ в этом «Вие» — воплощение потаённых страстей, эротики, самых бесстыдных желаний и невероятных заблуждений, на которые способен человек.

Хочу ещё

"Вий" от Театра на Садовой не спектакль. Это величественное шоу, расчехляющее клише камерности на весь потенциал масштаба малой сцены за его физическую и эфирную структуру. Когда говорят: "завидую, ведь Ты ещё не смотрел".

Каждому своё, так было, так будет. Не то чтобы с громким голосом напропалую, но верится, что я наконец-то обрёл тот самый театральный приют искушённого зрителя. Игра слов без смс и регистрации. Приют Комедианта.

PS: отдельной строкой хочу с вами поделиться вектором ожидания, который предложил Театр на Садовой. Это новый проект под названием "Славянский бестиарий", созданный при поддержке ВКонтакте. Научно-популярный сериал из 10 серий про славянскую мифологию. Всяко-разная монструозная живность в заметках этнографа. Актёры театра представят лирические отступления (в том числе, один из моих любимых – Андрей Вергелис) 28 октября, на платформе социальной сети, в группе театра. Судя по трейлеру, будет что-то вау:

ВКонтакте | ВКонтакте

Прикрепляю ссылки на платформы театра:

Театр на Садовой («Приют комедианта») — Официальный сайт
Театр на Садовой / «Приют комедианта»

Предыдущие статьи:

По вопросам сотрудничества с арт-сообществом - Chickencreators@yandex.ru

Творческие вакансии Петербурга. Фриланс работа в СПб. Креаторы 2.0
Арт-сообщество Петербурга. Креаторы 2.0