Найти в Дзене

«Джокер: Безумие на двоих» провалился — заслуженно? Я считаю, что категорически нет

Готов поспорить, найдется тот, кто, начиная с заголовка, скажет про себя (или в комментариях, а вы пишите, пишите!) что-то вроде: у-у-у, нашёлся «нитакусик», которому понравился плохой фильм и он теперь этим гордится. Что ж, готов быть этим самым нитакусиком и аргументированно объяснить, почему «Джокер 2», как минимум, не хуже первой части, а кое в чём даже ее переплевывает. И давайте определимся сразу: этот фильм не лучше и не хуже шедеврального (на мой взгляд) оригинального фильма. Он просто другой, и чтобы максимально от первого «Джокера» дистанцироваться, идёт на хитрый трюк: в мире «Безумия на двоих» картина Тодда Филлипса существует внутри него. В нем ее сняли по мотивам событий, случившихся в Готэме с участием вполне реального Артура Флека (хотя играет его все тот же Хоакин Феникс). Да, как в «Майор Гром: Игра» существует короткометражка про Грома с Александром Горбатовым в главной роли. Только тут еще хитрее. Флек, которого собираются судить за убийство пяти человек (точнее, ка

Готов поспорить, найдется тот, кто, начиная с заголовка, скажет про себя (или в комментариях, а вы пишите, пишите!) что-то вроде: у-у-у, нашёлся «нитакусик», которому понравился плохой фильм и он теперь этим гордится. Что ж, готов быть этим самым нитакусиком и аргументированно объяснить, почему «Джокер 2», как минимум, не хуже первой части, а кое в чём даже ее переплевывает.

И давайте определимся сразу: этот фильм не лучше и не хуже шедеврального (на мой взгляд) оригинального фильма. Он просто другой, и чтобы максимально от первого «Джокера» дистанцироваться, идёт на хитрый трюк: в мире «Безумия на двоих» картина Тодда Филлипса существует внутри него. В нем ее сняли по мотивам событий, случившихся в Готэме с участием вполне реального Артура Флека (хотя играет его все тот же Хоакин Феникс). Да, как в «Майор Гром: Игра» существует короткометражка про Грома с Александром Горбатовым в главной роли. Только тут еще хитрее. Флек, которого собираются судить за убийство пяти человек (точнее, как он аккуратно напоминает зрителю и собеседникам, шести), обитает в Аркхэме и ждет своей участи, параллельно водя дружбу с одним из надзирателей (Брендан Глисон). Там же он встречает одну из пациенток, сжегшую дом родителей психопатку Харли Квин (Леди Гага). Между ними возникает любовь.

«Не канон!» — воскликнут возмущенные фанаты комиксов. Я бы на их месте так далеко не забегал бы и посмотрел фильм, для начала. Я бы даже сказал, что ещё какой канон, просто очень хитрый с точки зрения драматургии — не стоит забывать, что это история про человека с очень серьезными психологическими и психическими проблемами. Поэтому, для начала, я бы вообще рассматривал этот фильм, как своего рода фантазию, которой предается Джокер (именно он, а не Флек!) в ожидании суда над ним, как своего рода magnum opus в его «карьере». Как известно, снаружи его ждет толпа фанатов, убежденных, что клоун-убийца — своего рода надежда в борьбе с оборзевшей готэмской элитой, практически монумент борьбе с неравенством. Поэтому персонаж стал культовым среди разнообразных любителей крайних спектров политических взглядов — и правого, и левого толка. И, в свою очередь, объектом критики со стороны противников и того, и другого — мол, левак Филлипс (или правак, как хотите) призывает к бунту, ишь чего удумал!

-2

И никто (почти) не подумал, что, вообще-то, «Джокер» — о том, к чему приводит пренебрежение элитой чувствами и проблемами таких маленьких, чисто «достоевских» людей, как Артур Флек. Но токсичная фан-база вознесла своего кумира и наделила его практически библейскими атрибутами, изобразив чуть ли не как мученика (что в фильме, кстати, несколько раз высмеивается). Так вот, крутость «Безумия на двоих» в том, что он не оставляет камня на камне от тех, кто Джокера превозносил и боготворил — весь фильм об этом, от начала и до финала, в котором Филлипс беспощадно уничтожает образ своего антигероя. И есть ощущение, что именно за это его не любят — за то, что автор жесточайше, доходя до триеровских крайностей, проходится по тому, кого он сам же и сотворил.

Поэтому, кстати, мне кажется, ему и понадобилось частично превратить «Безумие на двоих» в мюзикл — вовсе не за тем, что ему захотелось славы Фрэнка Маршалла или Боба Фосси (хотя с тем же «Кабаре» у «Джокера 2» куда больше общего, чем с, например, «Чикаго»). Флек — персонаж, который чувствует себя настоящей звездой Бродвея, тем, кто, после долгих поисков славы, наконец нашел свой пьедестал и теперь наслаждается этим. И да, наслаждается тем, что чуть не погрузил город в хаос, перед этим жестоко укокошив пол-десятка человек (помните об этом, фанаты!). Кстати, думал, как бы круто смотрелся кроссовер «Джокера» с бэтмен-вёрс Мэтта Ривза, благо там есть и кое-какие аккуратные сцепки, которые легко можно было бы проложить (но все понимают, почему этого никогда не будет).

-3

Однако, как бы круто такой кроссовер не выглядел, в сплинующей вселенной фильма с Робертом Паттинсоном Артур Флек был бы идеальным злодеем Джокером — тем самым, каким был герой Хита Леджера в нолановском «Темном рыцаре». А именно этого Филлипс допустить боится. Он изначально не ставил перед собой задачу создать образ «этакого крутого ублюдка» (с). Для него Джокер — это идеальная юнговская Тень современного общества, пучок подавленных темных желаний жителей Готэма, воплотившийся в гротескном и, что уж там, весьма уродливом обличье. Именно поэтому нужен был второй фильм, который некоторые хейтеры называют «совершенно ненужным». Чтобы ситуация, чем-то напоминающая историю с «Заводным апельсином» Кубрика, логически завершилась и не позволила превратить негодяя в героя.

Чем грешат и условные трамписты, и особо ярые защитники Палестины, например; аналогии с Россией и другими странами найдите сами. Кстати, недаром Билл Мар, комик-либертарианец, известный в США жесткими стэндапами на тему политики, недавно заявил, что, мол, он уверен в том, что Дональд Трамп переизберется и «шансы на еще один мюзикл про Джокера становятся всё выше». Снайперски точное замечание, особенно если учесть, что Филлипс более всего известен именно как комедийный режиссер (окей, был известен). В конце концов, и сам Артур Флек постоянно смеется, вот только в реальной жизни вещи, кажущиеся смешными и забавными, порой таковыми совсем не являются. Забавно надевать на себя маски Джокера и выходить в них на марши справедливости, но это примерно так же забавно и весело, как, допустим, нацепить на себя лицо Гаврило Принципа.

-4

Думается, все эти вопросы волновали Филлипса, поэтому ему понадобился «Джокер 2», и именно в том виде, в котором он вышел. И я считаю, что концептуально в «Безумии на двоих» все абсолютно на своих местах. Он формирует очень логичную, законченную дилогию, в которой есть и генезис героя, и его закономерное падение. Именно то, что Филлипс, фактически, уничтожил свой первый фильм новым, обезвредил своего героя, сделав из него посмешище (уж после такого кассового провала точно) — мне кажется особенно впечатляющим. Первый «Джокер» был смелым фильмом, но второй в этой смелости заходит еще дальше — у первого были поклонники и противники, второй же превратил первых во вторых. Ну, за исключением, конечно, таких людей, как я и, например, Евгений Ткачев из «Афиши» — найдите его текст. Тех, кому это кино понравилось. Негодуйте — я в ответ лишь скажу вам: «Ахахахаха!».

-5