Зачем нужна новая школа? Что она дает? Разве мало у нас школ юмора? Зачем еще одна?
Отвечаю. Юмор в нашей школе не самоцель, а производная вдохновенной деятельности мозга. Юмор в нашей школе, это итог, следствие, а не причина.
Но начнем сначала.
Противоречие
Cуществует противоречие между необходимостью давать учащимся основы классических дисциплин и необходимостью обучить их же самих извлекать знания из окружающего мира и интеллектуальных достижений человечества.
Важно даже сказать, что позитивное разрешение этого противоречия является редким и счастливым исключением.
Указанное противоречие усиливается еще и таким "субъективным" противоречием, которое заключается в том, что студенту следует много знать перед экзаменом, в то время как до него осталось слишком мало времени. Есть и другие противоречия, о которых будет сказано ниже в отдельном разделе,
Практика показывает, что углубленное изучение какого-либо вопроса постепенно превращает этот вопрос из догмы или закона в совершенно необязательное умозаключение, часто даже первоначально неверно сформулированное.
Заблуждение
Возьмем, например, привычное утверждение о том, что "земля круглая". Для большинства людей это давно стало фактом, основанным на научных доказательствах и общепринятых представлениях. Однако, если глубже изучать этот вопрос, можно увидеть, что сам термин "круглая" неполон и может ввести в заблуждение. На самом деле, Земля не совсем круглая в том смысле, в котором мы это обычно представляем, как идеальная сфера. Она слегка сплюснута по полюсам и имеет форму геоида. Глубокое изучение геодезических исследований, гравитационных аномалий и других аспектов планеты показывает, что понятие "круглость" в контексте Земли требует более точного определения и понимания. В некоторых областях знаний такие уточнения имеют принципиальное значение. Таким образом, то, что изначально казалось законом или догмой ("Земля круглая"), при более глубоком изучении превращается в более сложное и менее однозначное утверждение, требующее уточнения и конкретизации своего смысла. При этом мы ничего не сказали о том, что существует устойчивое заблуждение, что Земля плоская.
Догмы
Методические разработки усиливает догмат метода и этому превращению в догму почти никогда не препятствуют, например, закон Гука в сопромате справедлив только в рамках некоторых гипотез и теорий прочности, принятых только в этой конкретной дисциплине и поэтому не всегда применим на практике в условиях, что часто студенты остаются без умения не только владеть багажом знаний, но и без умения самим извлекать информацию и знания.
Метод остроумной аналогии
В учебных материалах школы «Юмора, креативности, изобретательства» (ЮКИ) описан обобщенный метод остроумной аналогии, помогающий так организовать мышление, так направить мысль по нескольким направлениям поиска, чтобы в результате появилось новое знание, позволяющее решить старое противоречие, чего бы под ним ни подразумевалось. Этот метод относится не только к техническому образованию, но и гуманитарному, он полезен всем, кто занимается интеллектуальной работой, поиском решений, упрощению своей тяжелой участи думающего человека )). За основу метода остроумной аналогии принята модель "ломания головы" изобретателем, когда он бьется над решением какой-либо проблемы. С чисто психологической точки зрения это та "болезнь", которой заболевает изобретатель в мучительных поисках дополнительных знаний.
ТРИЗ
Существуют алгоритмы, составляющие часть так называемой ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), которые помогает ему это сделать. Создана даже изобретающая машина на основе ТРИЗ. Существуют также школы ТРИЗ, которые обучают главным образом специалистов, закончивших получение образования. Курс обучения в школе ЮКИ необходим также и таким специалистам. Но в гораздо большей степени необходимо помогать в поисках дополнительных умений создавать знания тем, кто занимается получением образования, студентам. Им, еще не специалистам, ТРИЗ не всегда подходит, кроме того, ТРИЗ рассчитана только на техническое творчество, в то время, как в организации нового мышления нуждаются все, кто занимается интеллектуальным трудом.
Нейросети
Новое свободное мышление дает возможность легко и плодотворно общаться с нейросетями, с тем самым искусственных интеллектом, перед которым часто человек немеет, не зная что ему сказать и как сказать. Освоение курса школы ЮКИ усиливает и повышает результативность совместной работы естественного и искусственного интеллектов.
Источники
В свое время почти одновременно вышли три книги [1,2,3 ссылки будут позже] . Из их содержания вытекает, что предлагаемые новые принципы изобретательства почти полностью совпадают со старыми давно испытанными принципами остроумия, которыми сознательно или нет владеет большинство людей, В видоизмененном и дополненном виде эти принципы в рамках метода остроумной аналогии представлена в данной курсе школы ЮКИ с распространением их на учебный процесс. Они раскрываются на конкретных примерах из области техники, взятых из работ, а также собственного опыта автора, а также из области культуры, взятых из работы, а также из учебного процесса на основе, опять-таки, опыта автора.
Цели курса школы ЮКИ
Одна из целей, стоящей в предлагаемом курсе, заключается в том, чтобы помочь тем, кто заинтересован, "обновить" мышление, придать ему дополнительную гибкость, придать обучению атмосферу игры разума, показать, что человек способен получать новые знания в любое время, когда мозг не спит. Другими словами, создать «генератор интеллекта и остроумия». Юмор и остроумие здесь не является самоцелью (весело провести время), это побочный «продукт» хорошей работоспособности мозга.
Итак,
в прикладном смысле данный курс может быть использован в качестве программного материала для всех коучей и наставников и лекторов, но более всего – самим обучающимся, коими являются почти все люди, которые учатся всю жизнь.
Школа Юки поможет сделать этот странный и безумный мир более прозрачным. Школа Юки снимет пелену и туман. Научит находить решения из безвыходных ситуаций. Научит заглядывать в завтра. И многое другое.