Начало китайской деловой миграции
С 1980-х годов китайская сторона активно создает за рубежом сбытовые сети и торговые центры для реализации китайских товаров. К 2008 году за рубежом создано 12 тысяч предприятий с китайскими инвестициями с 400 тысячами работников из китайских граждан.
В России китайские коммерсанты появляются в 1989 году. В основном, на Дальнем Востоке, где зарегистрировано 800 предприятий на китайские инвестиции.
В Россию
29 декабря 1993 года было подписано важное межправительственное соглашение между Россией и Китаем, касающееся визовых поездок граждан двух стран. Это соглашение стало знаковым событием, так как оно отменило режим взаимных безвизовых поездок, который действовал ранее, и ввело обязательное получение виз для большинства обычных граждан. Исключение составили только те, кто путешествовал в составе организованных туристических групп.
С 29 января 1994 года вступил в силу новый визовый режим, который значительно усложнил процесс въезда для основной массы китайских граждан, желающих посетить Россию. Это решение также сопровождалось усилением контроля со стороны российских государственных структур за процессом приглашения китайских работников на трудоустройство в России. В результате таких мер наблюдалось снижение легальных миграционных потоков из Китая, что, однако, не привело к уменьшению общего числа китайских мигрантов. Наоборот, многие из них начали искать нелегальные пути для въезда в Россию, что создало новые вызовы для правоохранительных органов.
Кроме того, в марте 1994 года, наряду с ужесточением визового контроля, были введены новые таможенные пошлины и акцизы. Эти изменения оказали серьезное негативное влияние на экономические отношения между приграничными регионами России и Китая. Резкое увеличение налогов и сборов на товары спровоцировало рост полулегальной «челночной» торговли, когда предприниматели, рискуя, перевозили товары через границу, чтобы избежать высоких пошлин. Эта форма торговли, хотя и была выгодной для некоторых, создала огромный теневой оборот наличных денег и привела к росту криминала в приграничных зонах.
Такой контекст способствовал формированию сложной и многогранной ситуации в приграничных районах, где легальные и нелегальные потоки мигрантов переплетались, создавая напряженность как в обществе, так и в экономике. В то время как одни искали законные пути для трудоустройства и жизни в России, другие, рискуя своей безопасностью, шли по пути нелегальной миграции. Это явление стало предметом обсуждения как в правительственных кругах, так и среди экспертов, поднимая вопросы о необходимости реформирования визовой политики и улучшения условий для легальной миграции.
Период «открытой границы»
между Россией и Китаем стал важным этапом в истории миграционных процессов, предоставив возможность для массового перемещения граждан двух стран. Этот этап способствовал укреплению связей между народами, развитию торговли и культурного обмена. Однако, с введением визового режима, который начался в начале 2000-х годов, ситуация изменилась, хотя и не в полной мере.
Соглашение о безвизовом обмене туристическими группами, действовавшее до 2000 года, было основным механизмом, через который граждане Китая могли без особых препятствий посещать Россию. Это соглашение позволило организованным группам туристов из Китая беспрепятственно пересекать границу, что способствовало увеличению туристического потока и развитию сферы услуг в России.
В 2000 году было подписано новое соглашение, которое изменило правила безвизового въезда для туристических групп. Теперь в группе могло быть до 5 человек, а срок их пребывания на территории России был ограничен 30 днями. Эти изменения, вступившие в силу 1 марта 2001 года, значительно сократили количество китайских граждан, въезжающих в Россию по туристическим визам. В результате, многие туристы стали искать альтернативные способы, чтобы обойти визовые ограничения, что привело к увеличению числа нелегальных мигрантов.
Кроме того, стоит отметить, что изменения в визовой политике затронули не только туристов, но и бизнесменов и студентов. Сложности с получением визы стали препятствием для многих, кто хотел развивать деловые связи или получать образование в России. В ответ на это, обе страны начали обсуждать возможность упрощения визового режима, что могло бы способствовать дальнейшему развитию двусторонних отношений.
Таким образом, хотя введение визового режима и оказало влияние на миграционные процессы, оно не остановило обмен между Россией и Китаем, а лишь изменило его формат.
Сокращение сферы китайского бизнеса в России
В 2007 году введено ограничение на участие иностранных граждан в розничной торговле, являвшейся основной сферой занятости граждан КНР в РФ. Большая часть китайских предпринимателей вернулось в Китай. Только с закрытым в 2009 году Черкизовском рынке в Москве было связано 70–80 тысяч китайских бизнесменов.
Влияние на изменение структуры китайской миграции оказало и повышение пошлин на вывоз необработанной древесины в июле 2007 года в 2,5 раза. В результате китайские предприниматели в большинстве своём покинули российский рынок лесопереработки.
В то же время, по данным китайских исследователей, 80% китайских компаний и предпринимателей в России до сих пор занимаются торговлей на общегородских рынках. Такая деятельность быстро приносит прибыль. В 1997 году в этой сфере сосредоточено 10% китайских мигрантов, в 2007 году – уже 59%. И это несмотря на последствия финансового кризиса 1998 года, когда 40% китайских бизнесменов разорились.
Но в крупный бизнес после 1998 года китайская сторона уже не идет. Максимум строит торговые и деловые центры.
Материал подготовлен на основе статьи Елены Сергеевны Анохиной Деловая китайская миграция и место России в ее структуре.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!