Найти в Дзене
Авиационный уголок

Упадет ли самолет, если у него отвалится крыло?

Ну, начнем с того, что у самолета нормальной схемы в целом всего одно крыло :) Поэтому если отвалится одно-единственное, то да. Самолет упадет. Или не взлетит... Но так как под "крылом" у простого обывателя понимается консоль или половинка крыла, то тут уже становится не все так однозначно. Рассмотрим два весьма и весьма ярких примера, которые закончились абсолютно по-разному при, грубо говоря, противоположных начальных условиях. По правде говоря, тут не крыло и даже не полукрыло оторвало. На взлете отделился правый двигатель, попутно за собой утянув кусок полукрыла размером около метра. Произошло это, к большому сожалению, когда самолет уже находился в воздухе. Хоть пилотам удалось компенсировать возникающий из-за продолжающего работать левого двигателя момент силы, который стремился развернуть нос самолета вправо, продолжить полет и посадить самолет не удалось. Дело в том, что отделившийся двигатель утащил за собой часть гидравлической линии, и из-за этого на правой консоли крыла уб
Оглавление

Ну, начнем с того, что у самолета нормальной схемы в целом всего одно крыло :)

Поэтому если отвалится одно-единственное, то да. Самолет упадет. Или не взлетит...

Из сети интернет :)
Из сети интернет :)

Но так как под "крылом" у простого обывателя понимается консоль или половинка крыла, то тут уже становится не все так однозначно. Рассмотрим два весьма и весьма ярких примера, которые закончились абсолютно по-разному при, грубо говоря, противоположных начальных условиях.

1. Катастрофа DC-10 на взлете в Чикаго.

По правде говоря, тут не крыло и даже не полукрыло оторвало. На взлете отделился правый двигатель, попутно за собой утянув кусок полукрыла размером около метра. Произошло это, к большому сожалению, когда самолет уже находился в воздухе.

Хоть пилотам удалось компенсировать возникающий из-за продолжающего работать левого двигателя момент силы, который стремился развернуть нос самолета вправо, продолжить полет и посадить самолет не удалось. Дело в том, что отделившийся двигатель утащил за собой часть гидравлической линии, и из-за этого на правой консоли крыла убралась механизация. Подъемная сила на правом полукрыле существенно упала и компенсировать нарастающий угол крена (который существенно превысил 90 градусов, самолет почти перевернулся на спину) не удалось.

В итоге - одна из наиболее страшных авиакатастроф за всю историю авиации. Подробнее прочитать про обстоятельства можете вот тут.

Падающий DC-10 попал на камеру, виден шлейф топлива, вытекающий из области, где был двигатель. Фото - pinterest.
Падающий DC-10 попал на камеру, виден шлейф топлива, вытекающий из области, где был двигатель. Фото - pinterest.

Казалось бы, площадь повреждений была относительно небольшой, тяги оставшихся двигателей было достаточно для выполнения безопасной посадки, но...

А вот другой случай, когда повреждения были существенно серьезнее. Но все закончилось иначе.

2. Посадка израильского F-15 без правой консоли.

Нашумевший случай произошел в Израиле в пустыне Негев во время учебного воздушного боя между самолетами F-15D и A-4N.

Один из F-15 столкнулся в воздухе с A-4N. Летчик последнего успешно катапультировался.

После столкновения F-15 практически потерял управление и свалился в плоский штопор. Но летчик смог вывести поврежденный самолет из вращения и продолжить полет. Тем не менее, после попытки снизить скорость, истребитель опять рухнул в штопор, изображая кленовую семечку.

Летчик (который, внимание, не знал, что у его истребителя... чего-то не хватает), изрыгая нецензурную брань, врубил форсажи, долетел до авиабазы, и плюхнул самолет на ВПП со скоростью вдвое более высокой, чем положено на посадке, успешно завершив полет.

Фото - warspot.ru.
Фото - warspot.ru.

Если бы пилот знал, что половины несущей плоскости тупо нет - вряд ли бы он смог посадить самолет :)

Несмотря на огромные, почти катастрофические масштабы повреждений, самолету:

а) Хватило эффективности рулей, чтобы продолжить полет (еще роль сыграла высокая скорость полета);

б) Хватило подъемной силы из-за большой площади фюзеляжа;

в) Повезло, что не было потеряно управление из-за повреждения гидро- и электросистем;

г) Законы системы управления смогли обеспечить управляемость поврежденного самолета с существенно изменившимися аэродинамическими и массо-инерционными характеристиками.

д) Масса кирпичей, которые сгенерировал летчик от страха, не поменяла центровку самолета и полет продолжился.

А теперь два прикола, которые связаны с этой аварией.

Во первых, этот самолет починили и через два месяца он уже летал как будто и не было никакого столкновения (гипс сняли :))

Во вторых - фирме-производителю сообщили о данном инциденте, на что они ответили, что самолет без половины крыла не то что на посадку зайти - лететь не сможет. Но когда пришли фотографии поврежденного борта... Удивлению инженеров не было предела :)

Так какой же вывод следует из вышенаписанного?

Все зависит от ситуации и характера повреждений, а также типа самолета.

Например, если у самолета Ан-2 убрать одно из крыльев, то на нем можно будет летать как ни в чем не бывало.

Но! Если убрать верхнее крыло - то будет крайне сложно, ведь на нем находятся элероны - органы, отвечающее за управление в канале крена. Да и скорости полета будут гораздо выше, чем обычно.

В случае с разрушением конструкции в полете - тут уж действительно, на все воля случая.

Спасибо за внимание! :)

Приходите на канал, там много про самолетики и не только.

Подборка статей про авиацию