Анатолий Папанов — один из самых известных и любимых советских актёров, чье имя навсегда осталось в сердцах миллионов зрителей. Он прославился благодаря своим выдающимся ролям в кино и театре.
Однако мало кто знает через какие трудности ему пришлось пройти на пути к славе.
В годы Второй мировой войны Папанов сражался за свою Родину и получил серьёзное ранение. Этот суровый опыт оказал значительное влияние на его судьбу и творчество.
Ранние годы
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской области, в семье военнослужащего. С детства он проявлял интерес к театру. Его отец, Дмитрий Папанов, играл в самодеятельном театре, и маленький Анатолий тоже выходил на сцену, когда находились подходящие роли для детей. Когда Толе было 8 лет семья переехала в Москву.
В школе Папанов учился не очень успешно и не проявлял особой любви к учёбе. Однако он активно посещал театры и кино, и это стало его настоящей страстью. Уже в юном возрасте, чтобы помочь семье, он начал работать на 2-м Московском подшипниковом заводе в ремонтной мастерской. В это время он присоединился к любительской театральной студии в местном клубе «Каучук» где под руководством актёра Театра имени Евгения Вахтангова Василия Куза освоил основы сценического мастерства.
Впервые Анатолий Папанов появился на экране в 1937 году, когда сыграл эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».
Военные годы
В 1940 году Папанов был призван на военную службу. Сначала он находился в Саратове, а затем был переведен в Оренбург, где узнал о начале войны. В июле его часть была переброшена на 2-й Юго-Западный фронт, где Папанов принимал участие в сражениях за Харьков. В первом же бою его взвод понёс тяжелые потери: из 42 человек в живых осталось лишь 14. В этом же сражении Папанов потерял своего близкого друга.
Зимой Папанов получил тяжелое ранение. В блиндаж, в котором он и его товарищи укрывались от холода, попала бомба. Анатолий получил контузию и три ранения, самым серьезным из которых оказалось повреждение ноги. Ногу удалось сохранить, но Папанова признали инвалидом, непригодным к службе. Несмотря на желание вернуться на фронт, ему пришлось уехать в Москву. Там он столкнулся с трудностями в поиске работы из-за своей инвалидности и устроился охранником в Народный комиссариат целлюлозно-бумажной промышленности.
Возвращение на сцену и театральные работы
Несмотря на проблемы со здоровьем, Папанов вернулся к театральной деятельности. Он снова пришёл в Дом культуры «Каучук», где на тот момент осталась лишь одна девушка и несколько пожилых женщин. Папанов предложил им возродить коллектив и выступать перед рабочими. В это же время он решил поступить в театральный институт. Анатолия зачислили в ГИТИС сразу на второй курс, поскольку мужчин там было крайне мало.
Артисты ГИТИСа начали совершать поездки с концертами на фронт и в колхозы. Из-за хромоты Папанову предлагали только роли второго плана, также режиссёрам не нравилась его речь, в которой слишком сильно выражались шипящие звуки. Однако исправить эту особенность произношения ему так и не удалось.
Личная жизнь Анатолия Папанова
Анатолий Папанов познакомился со своей будущей супругой Надеждой Каратаевой еще в ГИТИСе. В день их первой встречи на Надежде была военная форма, что стало поводом для их знакомства. Так же, как и Анатолий, она вернулась с фронта, где служила в санчасти.
Актеры поженились в 1945 году, вскоре после празднования Дня Победы. Их отношения испытывались профессиональными трудностями, которые преследовали Папанова почти на протяжении десяти лет после окончания ГИТИСа. За это время он выступил всего в 25 спектаклях, и большинство ролей были второстепенными, за которые платили очень мало. В 1954 году у пары родилась дочь Елена, которая в дальнейшем тоже выбрала актёрскую карьеру.
Театральные работы
После окончания учёбы в ГИТИСе в 1946 году, Папанов поехал в Литву, в город Клайпеду, куда их курс был направлен для создания русского драматического театра. Город оказался почти полностью разрушенным, и в первые дни актёры вместе с местными жителями занимались разбором завалов на главной площади. Однако русский театр проработал недолго, труппа была распущена, и Папанов вернулся в Москву.
В столице Анатолия встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров, который сразу же пригласил его в Театр сатиры. Папанов посвятил этому театру всю свою карьеру, несмотря на предложения от таких известных театров, как МХАТ и Малый театр.
В Театре сатиры артисты часто танцевали, пели и импровизировали, что было для Папанова непривычным. Приспособиться к новой обстановке оказалось трудно, особенно из-за того, что коллеги часто подшучивали над новичками как за кулисами, так и на сцене.
В одном из спектаклей под названием «Мешок соблазнов» он исполнял роль Джека Холидея, который по сюжету должен был поднять мешок. Коллеги прикрепили реквизит к полу, и актёру так и не удалось его поднять, что вызвало смех у зрителей. Папанов воспринял эту ситуацию с юмором, и вскоре подобные шутки прекратились.
Чтобы лучше подготовиться к ролям, Папанов часто выходил на улицу и наблюдал за окружающими, их движениями и манерами. Даже на футбольных матчах он внимательно искал интересные типажи среди зрителей.
Кино
Кинорежиссёры начали приглашать Папанова только в зрелом возрасте, примерно к 40 годам. Настоящий успех пришёл в 1964 году, когда он сыграл роль генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые». После этой роли его стали часто звать на съемки, он исполнял как комедийные, так и сложные драматические роли. В конечном итоге, количество его работ в кино превысило число театральных: Папанов снялся почти в ста фильмах и телеспектаклях, а также озвучил персонажей в 96 советских мультфильмах.
Папанов часто работал в паре с Андреем Мироновым. Хотя они не были близкими друзьями, они регулярно проводили совместные концерты, исполняя стихи и песни. Пара актёров также снялась в таких культовых фильмах, как «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «12 стульев» Марка Захарова.
В последние годы жизни Папанов почти не снимался, сосредоточившись на наборе студентов в ГИТИС и на попытках ставить спектакли. Свою первую режиссёрскую работу он осуществил в постановке «Последние» по пьесе Максима Горького.
Последняя роль
В 1987 году Анатолий Папанов снялся в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…», где сыграл политического ссыльного Николая Старобогатова. Его персонаж вместе с другим осужденным Лузгой в одной северной деревне сражается с группой уголовников, вышедших по амнистии.
Проект снимали в селе Руга, расположенном под Петрозаводском. Из-за короткого летнего сезона актёрам пришлось работать более месяца без выходных, чтобы завершить все сцены. 5 августа Папанов вернулся в свою московскую квартиру, и в тот же день скончался от сердечной недостаточности. Актёра похоронили на Новодевичьем кладбище.
Фильм вышел на экраны через год после его смерти, и в финале повторяется сцена гибели Старобогатова, на заднем плане звучит голос, сообщающий, что это последняя работа Анатолия Папанова. В 1989 году за эту роль ему посмертно была присуждена Государственная премия СССР.
Спасибо, дорогой читатель, что прочитал данную статью до конца.
История полна разных тайн, загадок и теорий. Давай вместе попробуем в них разобраться. Подпишись на канал,чтобы не пропустить новые, интересные темы.