Найти тему
Дарья Марми

Джон Грин «Черепахи ‒ и нет им конца»

Оглавление

Теперь, наконец, о третьем романе Джона Грина, прочитанном мной, который зацепил меньше всего.

О чём на первый взгляд?

Книга повествует об Азе Холмс, она подросток, страдающий обсессивно-компульсивным расстройством, сильно мешающим ей в жизни. Как только автор знакомит нас с её окружением, происходит событие, послужившее импульсом к возобновлению общения с её старым другом Дэвисом, с которым они были влюблены друг в друга в детстве. Дело в том, что его отец Рассел Пикет, директор строительной компании, обвинённый в мошенничестве и подкупе, пропадает из дома прямо перед арестом, и власти объявляют награду в сто тысяч долларов за информацию о его местонахождении. Подруга главной героини, Дейзи, заставляет её вновь подружиться со старым другом в надежде, что это поможет им раздобыть информацию, и таким образом они получат вознаграждение, которое разделят между собой. Так начинается череда событий, демонстрирующих новую связь давних знакомых на фоне изменившихся привычек, проблем с доверием и внутриличностных конфликтов.

«И хотя я смеялась вместе с ними, казалось, что я наблюдаю со стороны, будто смотрю фильм о своей жизни вместо того, чтобы жить».

О чём на самом деле? Мои впечатления

На самом деле книга о девушке, которую постоянно преследуют навязчивые мысли в связи с её болезнью и, словно спираль, раскручиваются сильнее и разрушают её психику ещё больше.

Линия Азы и Дэвиса с расследованием дела о его отце достаточно интересная, и была бы лучше, если бы находилась в центре конфликта. Мне кажется, это упущение, поскольку автор будто не определился с тем, о чём хочет писать, из-за чего детективная часть сюжета остаётся где-то на фоне. Я не обесцениваю сейчас психологическую проблему главной героини, с которой сталкивается много людей в современном мире, напротив, Джон Грин очень качественно проработал эту тему, тщательно изобразив многие детали её расстройства да так подробно, что моментами мне становилось неприятно от мыслей Азы насчёт мнимых вредителей её организма. Просто, на мой взгляд, лучше было бы сосредоточиться на одной из этих траекторий, ведь сам факт существования книги об обсессивно-компульсивном расстройстве объединил бы множество людей с такой же проблемой, особенно подростков, что показало бы им, что такое случается и у других, и это не значит, что они какие-то плохие. Роман такого содержания удался бы сам по себе без добавления каких-либо вспомогательных сюжетных линий. То же самое касается и детективной стороны произведения, которая здорово сложилась бы в отдельную самостоятельную историю.

Аза Холмс практически в самом начале говорит о том, что зачастую мы лишь «холсты», а не «художники». С одной стороны, это правда, так как многие люди существуют, следуя каким-то автоматическим настройкам своей природы, совершенно не подозревая, что могут жить в соответствии со своими желаниями.

«Однако уже тогда я начала понимать, что жизнь ‒ это история, рассказанная не тобой, а о тебе».

Но главная героиня размышляет об этом так категорично, будто у человека совсем нет выбора. Я с этим не согласна, потому что знаю и верю, что мы сами вольны управлять своей судьбой. Да, останутся моменты, которые прописаны нам с самого рождения, но только мы выбираем, как именно их прожить.

«Нет, Холмси. Ты выбираешь свои концы и свои начала. И рамку. Может, от тебя не зависит, что на картине, но рамку выбираешь ты», ‒ Дейзи.

Что в итоге?

В целом роман мне не очень понравился, и думаю, что причин, изложенных выше, вполне достаточно. На самом деле я бы ничего не упустила, если бы вовсе не читала его. Однако, мне понравилось, что некоторые мысли автора спустя столько лет остаются для него неизменными, так как с момента публикации «Бумажных городов» в 2008 г. до выхода романа «Черепахи ‒ и нет им конца» в 2017 г. прошло немало времени, а его герои всё ещё говорят о том, что ни один человек в мире не понимает никого, кроме себя.

«Никто никого не понимает на самом деле. Мы все застряли внутри самих себя».