Разберём интереснейшее явление военной истории - фрайкоры, от нем. freikorps - "свободный корпус".
Впервые появившиеся во 2-й половине XVIII века, во времена последних "кабинетных войн", они представляли собой хитрый и одновременно простой способ не рисковать лишними потерями регулярных, дисциплинированных войск в условиях партизанщины и "малой войны" - вяло текущих небольших стычек на изматывание противника. Набираемые из добровольцев-авантюристов, они не испытывали тяжесть тяжёлой муштры, свойственной регулярной армии, и потому считались войсками второго сорта, которые несли службу на границе, в гарнизонах и проводили партизанские операции. Сам Фридрих Великий отзывался о них с презрением и никаких льгот, что полагались обычным солдатам, фрайкоровцам не выдавал.
Но статус обычных резервных войск развеялся с приходом в конце XVIII века национализма и Наполеона в начале XIX. С разгромом прусской армии в 1806-1807 годах и походе французов на Восточную Пруссию, во французском же тылу начали действовать формирования, которые и стали "настоящими" фрайкорами. Самоорганизовывающиеся вооружённые группы неравнодушных, патриотично настроенных немцев, что вели партизанскую борьбу, всячески стараясь помешать Франции продолжать войну. В 1813-1814 году, во время т.н. "освободительной войны", движение фрайкоров стало более массовым, но всё же довольно редким. Так, самый известный из фрайкоров той войны - фрайкор Лютцова, насчитывал максимально лишь 2500 человек, а потому, особого влияния на ход войны эти ребята не оказали.
Но зато какой образ! Патриоты-националисты, взявшиеся за оружие чтобы отстоять честь страны и прогнать оккупантов, несмотря на всеобъемлющее превосходство врага! Неудивительно, что когда в 1918 году существование германского государства вновь было поставлено под угрозу, к этому самому образу мигом стали апеллировать немецкие националисты и реакционеры. После завершения Первой мировой войны, из многих миллионов солдат расформированной кайзеровской армии, националисты-офицеры начали создавать фрайкоры, дабы противостоять повсюду гремевшим коммунистическим и национальным восстаниям. Финансирование они получали как от правительства Веймарской республики, так и от националистических объединений промышленников, каким, например, был Антибольшевистский фонд, что в своё время собрал полмиллиарда марок для фрайкоров. Так, фрайкоры заставили захлебнуться в крови всех красных повстанцев и польских сепаратистов в Силезии, камня на камне не оставили от созданных на территории Германии советских социалистических республик Рура и Баварии, а также сражались на стороне белых в Прибалтике в составе Западной Добровольческой армии и Прибалтийского Ландесвера, принимая участие в Гражданской войне в России.
По завершении волнений в Германии, выходцы из расформированных фрайкоров, проникшиеся идеалами национализма, связанные боевым товариществом и единственным желанием - не допустить слабости родной страны, станут ядром различных правых политических организаций, в том числе и НСДАП. В годы Третьего Рейха, большинство ключевых фигур правительства будут иметь за плечами опыт расстрела безоружных демонстраций рабочих.
тем не менее, ни о каком нацизме во времена гражданской войны в Германии не шло и речи, фрайкоры были организациями сугубо националистическими и консервативными, а порой реакционными. Символика черепов, которую так любят приписывать различным дивизиям СС, также изначально получила широкое распространение именно в среде фрайкоров, до этого являясь символикой элитных вооруженных формирований самых разных стран и символом "презрения перед смертью".
und doch.