С детства многим известна присказка:
Ладушки, Ладушки!
-Где были? - у Бабушки!
- Что ели? - Кашку!
-Что пили? - Бражку!
Полетели, полетели
На головку сели.
Так что это за Ладушки, что за Головка, Макушка, Макошь?
У славян женщины-богини, восходящие к древнему культу рожениц, были почитаемы. Макошь - одна из главных богинь славян — это воплощение Рода у восточных славян, Живы (Шивы) - у западных. Не зря ее изображали с вилами (трезубцем) и веретеном (Вселенной) рядом с крылатым псом Семарглом в сопровождении русалок.
Макошь - древнейшая восточная славянская богиня земли, точнее плодородного слоя почвы: Мать-Сыра Земля, Мать хорошего урожая. Не секрет, что итоги сельскохозяйственных работ при одинаково тяжелом труде и моления богам каждый год отличались друг от друга, и в глазах древних славян определялись случаем. Вероятно поэтому слово «кошь» - корзина, плетенка, возок для снопов - приобрело значение чего-то случайного, непредвиденного, то есть жребия, который может быть как счастливым, так и нежелательным. В классической мифологии богинями, сочетающими покровительство изобилию с влиянием на случайности человеческой судьбы, были римская Фортуна и греческая Тихе. Непременной принадлежностью этих богинь был рог изобилия.
Макошь - великая богиня. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старые обычаи. Высоко в небесном чертоге сидит она со своими помощницами Долей и Недолей и прядет нити Судьбы.
Она нити прядет, в клубок сматывает,
Макошь - небесная Мать, Небесный закон, Правь. Именно Мать - Дух Бога, приводящий в движение Мир. Мать дает Жизнь Сыну - Мир изменяется, затем Сын становится Отцом и вновь рождает Сына.
Макошь знает тайну судеб, тайну прежних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предназначенному, и при этом дает свободу выбора между добром и злом, где добро - суть следования по пути Прави, а зло - отклонение от него. Тех, кто уходит в сторону, Макошь карает нещадно.
Макошь - женщина, потому изменчива. Может принести и радость, и горе. Милует и награждает она только сильных Духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных ситуаций. Если человек не отчаялся, если идет из последних сил, не изменяя себе и своей мечте, тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи Стречу. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой, его ждет горькое разочарование: Макошь отвернет свой Лик.
Другая славянская богиня - Лада - богиня Любви, Красоты, очарования, веселья, бракосочетания. С наступлением весны, когда сама Природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. В эти дни играли в горелки, ведь гореть — значит любить. Любовь часто сравнивали с красным цветом, огнем, жаром, пожаром. Остуда -нелюбовь. Красный цвет - Род, родство, кровь, любовь. Солнечные признаки также налицо: родство - пекло; родный, ръдрый, ръдяный - красный; ръдется, ръдеть - краснеть.
С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения, союза и мира. Лад - супружеское согласие, основанное на Любви. Ладить - жить любовно; ладковать - сватать; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладканя - свадебная песня; ладный - хороший, красивый. И самое распространенное - Лада. Так называли любимых.
С Ладой связано дитя ее, имя которого встречается в женской и мужской ипостасях: Лель (Леля, Лелио) или Ляля (Лелия). Лель -дитя Лады, он побуждает Природу к оплодотворению, а людей - к брачным союзам.
На многих славянских территориях 22 апреля проводился весенний праздник - ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали лялю, наряжали ее в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью. На голову надевали венок из весенних цветов. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае.
Второй сын Лады - Полеля - бог супружества. Не случайно он изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге. Он благословлял людей на будничную жизнь, на полный терний семейный путь.
Из книги Стрельца И.И. «Семья и природные лики»