Найти тему
Strelez I

Славянские богини Макошь и Лада

С детства многим известна присказка:

Ладушки, Ладушки!

-Где были? - у Бабушки!

- Что ели? - Кашку!

-Что пили? - Бражку!

Полетели, полетели

На головку сели.

Так что это за Ладушки, что за Головка, Макушка, Макошь?

У славян женщины-богини, восходящие к древнему культу рожениц, были почитаемы. Макошь - одна из главных богинь сла­вян — это воплощение Рода у восточных славян, Живы (Шивы) - у западных. Не зря ее изображали с вилами (трезубцем) и веретеном (Вселенной) рядом с крылатым псом Семарглом в сопровождении русалок.

Макошь - древнейшая восточная славянская богиня земли, точнее плодородного слоя почвы: Мать-Сыра Земля, Мать хорошего урожая. Не секрет, что итоги сельскохозяйственных работ при одинаково тяжелом труде и моления богам каждый год отличались друг от друга, и в глазах древних славян определялись случаем. Вероятно поэтому слово «кошь» - корзина, плетенка, возок для снопов - приобрело значение чего-то случайного, непредвиденно­го, то есть жребия, который может быть как счастливым, так и не­желательным. В классической мифологии богинями, сочетающими покровительство изобилию с влиянием на случайности человечес­кой судьбы, были римская Фортуна и греческая Тихе. Непременной принадлежностью этих богинь был рог изобилия.

Макошь - великая богиня. Она обладает тайной Прави, тай­ной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, кто крепко стоит за старые обычаи. Высоко в небесном чертоге сидит она со своими помощницами Долей и Недолей и прядет нити Судьбы.

Она нити прядет, в клубок сматывает,

Макошь - небесная Мать, Небесный закон, Правь. Именно Мать - Дух Бога, приводящий в движение Мир. Мать дает Жизнь Сыну - Мир изменяется, затем Сын становится Отцом и вновь рож­дает Сына.

Макошь знает тайну судеб, тайну пре­жних жизней и новых воплощений. Она требует, чтобы человек следовал предна­значенному, и при этом дает свободу выбо­ра между добром и злом, где добро - суть следования по пути Прави, а зло - откло­нение от него. Тех, кто уходит в сторону, Макошь карает нещадно.

Макошь - женщина, потому измен­чива. Может принести и радость, и горе. Милует и награждает она только сильных Духом, борющихся за счастье. Она дает вы­ход из самых безнадежных ситуаций. Если человек не отчаялся, если идет из послед­них сил, не изменяя себе и своей мечте, тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи Стречу. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все ру­кой, его ждет горькое разочарование: Макошь отвернет свой Лик.

Другая славянская богиня - Лада - бо­гиня Любви, Красоты, очарования, веселья, бракосочетания. С наступлением весны, ког­да сама Природа вступает в союз с Ярилой, наступали и Ладины праздники. В эти дни играли в горелки, ведь гореть — значит лю­бить. Любовь часто сравнивали с красным цветом, огнем, жаром, пожаром. Остуда -нелюбовь. Красный цвет - Род, родство, кровь, любовь. Солнечные признаки также налицо: родство - пекло; родный, ръдрый, ръдяный - красный; ръдется, ръдеть - крас­неть.

С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения, союза и мира. Лад - суп­ружеское согласие, основанное на Любви. Ладить - жить любовно; ладковать - сва­тать; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладканя - свадебная песня; ладный - хороший, красивый. И самое распространенное - Лада. Так называли любимых.

С Ладой связано дитя ее, имя которого встречается в женской и мужской ипостасях: Лель (Леля, Лелио) или Ляля (Лелия). Лель -дитя Лады, он побуждает Природу к оплодотворению, а людей - к брачным союзам.

На многих славянских территориях 22 апреля проводился ве­сенний праздник - ляльник. На лугу собирались девушки, выби­рали лялю, наряжали ее в белые одежды, перевязывали руки и та­лию свежей зеленью. На голову надевали венок из весенних цветов. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае.

Второй сын Лады - Полеля - бог супружества. Не случайно он изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге. Он благословлял людей на буд­ничную жизнь, на полный терний семейный путь.

Из книги Стрельца И.И. «Семья и природные лики»