Найти в Дзене
Свободная Пресса

Электросамокаты хотят приравнять к мотоциклам, однако проблему это никак не решит.

Оглавление

Попытки госрегулирования в сфере средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, моноколёс, гироскутеров и прочих опасных игрушек — ознаменовалось новой «светлой» идеей.

Все означенные механизмы нужно приравнять к мотоциклам, заставить управляющих ими граждан получать водительские удостоверения, то есть пользоваться ими будет разрешено лишь с 16 лет. Всё бы хорошо, но в ГАИ не справляются с потоком желающих сдать на обычные «права», да и ловить нарушителей на СИМ некому.

«Тащить и не пущать» — при помощи данной традиционной русской технологии чиновники собираются разом решить проблему СИМ. Дескать, всё просто, напишем закон, Госдума его быстренько подмахнёт, внесём изменения в ПДД и КоАП, счастье будет. Написать, конечно, можно, принять тоже, бумага всё стерпит.

В Правилах дорожного движения (ПДД) редакции 2024 года означено, что:

— «Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Однако там же есть и иное определение:

  • — «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
  • Велосипед с электромоторчиком — это СИМ или нет, он попадает в «аналогичные средства» или как? Ответа на данный вопрос, как несложно догадаться, нет. Изменения в ПДД внесли, но толку с этого ровно ноль, так как всё делалось и впопыхах, и совершенно бездумно.

Но почему именно с электромотором?

У всех означенных выше транспортных средств есть аналоги с ДВС, они существуют уже как бы не сотню лет.

С 50-х годов ХХ века точно, хотя на самом деле намного раньше, первые аналоги появились задолго до начала Второй Мировой войны.

Есть скейтборды с ДВС (мотоборды), самокаты с миниатюрными бензиновыми моторчиками, и прочее, и прочее. Это всё СИМ или где?

Опять-таки велосипед с моторчиком, если объём ДВС менее 50 «кубиков», то это вообще что? Точно не скутер, но, по логике, и не просто «конь педальный».

Или вот так: в последнее время появилась мода устанавливать на электросамокаты сиденья велосипедного типа, крепящиеся к платформе. Это что тогда у нас — самокат с моторчиком (СИМ) или уже скутер? Опять читаем самую «свежую» редакцию ПДД:

— «Мопед» (скутер) — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Всего не предусмотреть, законы точно не получится оперативно подгонять ко всем техническим новинкам, нужно некое принципиальное решение. И понимание того, что мы ходим иметь на выходе.

Защитить пешеходов на тротуарах?

  • Да, нужно, никто не спорит. Но ведь ПДД разрешает детям до 14 лет двигаться на велосипедах по тротуарам, да и после 14 лет тоже. Равно как и взрослым — при отсутствии велосипедных дорожек. А таковых в РФ пока мизер. Между тем «конь педальный» — даже подростковый или детский — штука тяжёлая и вполне способная серьёзно травмировать пешехода. Проблема…
  • Другая сторона медали. Положим, всех владельцев СИМ заставили получать водительские удостоверения, тут полная аналогия с категорией А1 (лёгкие мотоциклы) и М (скутеры).
  • И что, эти электрические пепелацы станут полноценными участниками дорожного движения? Им разрешат шариться по всей проезжей части дорог общего пользования (ДОП)? Возникнет самый настоящий дорожный ад. Но как же иначе, мотоциклам-то можно, несправедливо!

Впрочем, «права» для всех владельцев СИМ — не более чем лютая маниловщина.

«Даже если предположить, что власти установят минимальный возраст для СИМ и введут обязанность получать права для них, то возникает много вопросов. Как можно контролировать исполнение этих норм, тем более с учётом того, в РФ много частных самокатов.

Также неясно, кого будут наказывать при их нарушении — несовершеннолетних или их родителей. И, главное, кто будет инвестировать в организацию процесса обучения и получения прав на использование СИМ», — рассуждает член Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов.

Действительно, ловить водителей СИМ некому, и на ДОП, и на тротуарах. В МВД жуткий «кадровый голод», это касается и ГАИ, и всех остальных подразделений. Почему-то Минфин готов выделять деньги на что угодно, но не на полицию, и это очень напрягает.

Специальных дорожек для СИМ и велосипедов тоже не будет.

«Для того, чтобы построить здесь велосипедную трассу, нужно как минимум 70 см в одну сторону, 70 см в другую. То есть мы должны забрать половину дороги. Если ещё потом под самокат отобрать, то извините, нам ходить просто негде будет.

Москва, особенно центр — это исторические улочки, исторические здания. „Перекраивать“ её под желания самокатчиков малореально», — говорит мэр столицы Сергей Собянин.

И тут не поспоришь, в других российских городах та же беда. Более того, велодорожки в той же Москве начали нарезать полтора десятка лет назад под лозунгами здорового образа жизни. Тогда о моторизации «коней» речи не было — теперь же впору поднимать вопрос о безопасности не только пешеходов, но и классических велосипедистов — их «электрогонщики» тоже достали.

В Европе с местом всё ещё хуже, и там власти начали жёстко закручивать гайки. Правила везде разные, но чаще всего ездить на СИМ (с электромоторами, все транспортные средства с ДВС давно отрегулированы!) можно только по велодорожкам, и не быстрее 25 км/ч.

Впрочем, с этим согласны не все, велосипедисты точно против. Ведь даже в условиях ограничения скорости динамичные и очень юркие электрические аппараты мало совместимы с медлительными велосипедами. Скорее всего дело кончится тотальным запретом — СИМ оставят для специальных мест, где на них можно будет покататься. Для удовольствия. А уж полицейских в ЕС хватает, проконтролируют!

У нас, судя по всему, кончится иным — очередной говорильней и принятием какого-нибудь дурацкого неработоспособного закона. По большому счёту, чиновникам на пешеходов наплевать, сами они передвигаются только на машинах. Просто тема злободневная, можно поболтать, попиариться. Но не более того.