Найти тему
Литрес

Ментальная магия: что объединяет Булгакова, известного гипнотизера Орнальдо и НКВД

Оглавление

Многие ученые считают, что парапсихология – это лженаука, действующая лишь на людей с повышенной внушаемостью. Психиатр М. И. Буянов указывал на неэффективность «ментальной магии», но допускал, что массовый гипноз возможен, так как в группе люди могут поддаваться влиянию окружающих. С его мнением можно не согласиться, ведь только недавно благодаря Чумаку и Кашпировскому был так популярен телегипноз.

В то время, как одни люди не верят в ментальную магию, существуют слухи, что НКВД сотрудничал с экстрасенсами и гипнотизерами.

В этой статье вы узнаете о сеансах известного «черного мага» Орнальдо. Мы также расскажем, как он связан с Булгаковым и НКВД.

Реальное представление

Сеанс черной магии начался спокойно, почти торжественно. Загадочный маг, медленно прогуливался между рядами зрителей, сжимая в руках странный хрустальный предмет, который переливался тусклым светом. Его голос звучал мягко, но властно: «Спать!» – повторял он снова и снова. Зрители один за другим погружались в глубокий транс, словно подчиняясь неведомой силе.

В зале были расставлены удобные кресла, в которых усаживали тех, кто уже погрузился в безмятежный сон. Кто-то лежал на полу. Их лица были расслаблены, словно они находились в мире грез, абсолютно отрешенные от происходящего. Гипнотизер подходил к каждому спящему зрителю, касался его и шептал что-то, после чего те начинали оживать, но не как обычные люди.

Загипнотизированные участники шоу по указу мага принимались развлекать публику. Кто-то начинал танцевать, как будто был на праздничном балу, другой – громко пел. Некоторые, взмахнув руками, «переправлялись» через бурные реки, которых не было, другие прятались от воображаемого ливня, будто спасаясь от стихии. Сцена наполнилась хаотичным движением, где каждый зритель выполнял свою, казалось бы, бессмысленную задачу.

-2

Гипнотизер наблюдал за происходящим с довольной улыбкой, его власть над разумом людей была абсолютной. Атмосфера, где реальность смешивалась с иллюзией, пугала и притягивала одновременно.

Черным магом был иллюзионист и гипнотизер Николай Смирнов, более известный как Орнальдо.

Мастерство фокусника и манипуляции вниманием могли быть полезным инструментом для спецслужб в работе с иностранными агентами, проведения секретных операций или даже психологического воздействия.

«Гипнотизер выступал до конца 1920-х годов. Потом он перестал выступать. – С начала 1930-х годов Орнальдо – на секретной работе в НКВД. Холодок разгаданной тайны пробежал у меня по спине» – Варлам Шаламов, «Букинист», 1956.
-3

Сотрудничество советских фокусников со спецслужбами окружено завесой тайны, и об этом известно гораздо меньше, чем о других аспектах работы.

Официальных подтверждений этим легендам крайне мало, и многие архивы, связанные с деятельностью НКВД и КГБ, до сих пор засекречены.

Однако тесные связи Орнальдо со спецслужбами подтверждаются его семейными отношениями. Его дочь была замужем за Виктором Абакумовым, влиятельным руководителем сталинской госбезопасности и начальником СМЕРШа. Этот факт подчеркивает, насколько глубоко Орнальдо мог быть вовлечен в дела спецслужб.

Внук Орнальдо – профессор Игорь Смирнов – стал известным психиатром и внес значительный вклад в развитие методов психозондирования и психокоррекции, которые со временем стали применяться спецслужбами.

Вымышленное представление

Сеанс черной магии сопровождается потоками «денежного дождя», отрыванием и возвращением головы конферансье, модными переодеваниями в парижском салоне.

-4

Литературоведы считают, что сюжетные линии «Мастера и Маргариты» Булгакова, связанные с сеансом массового гипноза, появились после того, как писатель посетил представление Орнальдо, который в 1930-х годах выступал с иллюзионным театром в различных городах. Писатель жил рядом с Московским мюзик-холлом на Триумфальной площади и часто его посещал.

Владимир Лакшин в книге «Булгакиада» писал, что публика наделяла Орнальдо демоническими качествами.

«Орнальдо проделывал с публикой опыты, чем-то напоминающие представление Воланда: он не просто угадывал, но подшучивал и изобличал».

Многие читатели даже не догадываются, что за «иностранным артистом мосье Воландом» скрывается реальный прототип.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-5